На этапе новых перемен

На вопросы газеты отвечает председатель Верховного Суда Чувашии Николай Порфирьев.

На этапе новых перемен

— Николай Петрович, судебная система сегодня — это нечто новое после многочисленных реформ последних лет. Суд, действительно, превратился в ту самую инстанцию, где люди ищут правду и справедливость, которых не смогли найти в других органах. И, самое главное, находят. А как изменились суды Чувашии?

— С принятием в 1993 году Конституции РФ судебная власть наряду с законодательной и исполнительной стала самостоятельной ветвью государственной власти. Началась судебная реформа. За короткий период были приняты основополагающие законы, напрямую касающиеся судебной работы.

Чувашия была в числе первых 10 российских регионов, где на начало 2004 года было открыто 60 судебных участков мировых судей, сейчас их количество увеличилось до 68. Трудности при введении этого института, конечно, в определенной степени были: недостаточное финансирование, кадровая нехватка, отсутствие практики мировой юстиции. Тем не менее, институт мировых судей был успешно введен в судебную систему и сейчас функционирует. Равно как и суд присяжных заседателей.

Увеличился штат федеральных судей: на сегодня штатная численность судей городского и районного судов Чувашской Республики – 163 единицы, штат Верховного Суда Чувашии – 64 судьи. В республике правосудие осуществляют высококвалифицированные кадры, которые поддерживают и продолжают лучшие традиции судебной системы и прилагают все усилия для улучшения качества отправления правосудия.

Значительная роль отводится материально-техническому и кадровому обеспечению деятельности судов, ведь от этого зависит качество отправления правосудия. И в этом направлении достигнуты определенные успехи.

Верховный Суд Чувашской Республики с 2008 года размещается в новом здании, отвечающем всем современным требованиям. Залы судебных заседаний оснащены новой техникой, в том числе обеспечивающей возможность видео-конференц-связи с лицами, отбывающими наказание в исправительных учреждениях. Созданы все необходимые условия для посетителей.

Кроме того, реализуя программу обеспечения доступности правосудия, мы сдали в эксплуатацию новые здания Новочебоксарского городского суда, Алатырского, Красночетайского, Аликовского, Яльчикского районных судов.

Активно ведется информатизация работы судов. Сейчас компьютерами обеспечены все федеральные судьи республики, каждый работник аппарата суда. Созданы локальные вычислительные сети, внедряются программно-информационные комплексы системы «Правосудие». Кроме того, создание сайтов судов позволяет размещать в сети Интернет сведения, касающиеся судебной деятельности, повышать открытость и доступность правосудия.

Произошли значительные изменения в законодательстве. За последние несколько лет приняты Федеральный конституционный закон «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации». Внесены изменения в Гражданский процессуальный и Уголовно-процессуальный кодексы Российской Федерации, направленные на введение апелляционного производства. Кроме того, реализованы некоторые предложения по либерализации уголовного законодательства, повышению доступности и открытости информации о судебной деятельности и снижению служебной нагрузки на мировых судей. В целом законодательная база правосудия находится на высоком уровне, но говорить о полной удовлетворенности еще рано.

— Что Вы можете рассказать нашим читателям о работе судьи? Ведь обыватель зачастую очень смутно представляет, каково приходится облаченным в мантию людям, берущим на себя ответственность в решении важных жизненных и судьбоносных вопросов.

— Порядочность, терпимость, взыскательность, рассудительность – вот качества, необходимые любому судье. Судей никто не готовит, готовят юристов – тех, кто умеет прочитать закон и понять его. А рассудить, принять решение – это другое дело, более сложное, тонкое и ответственное. Человек другой профессии может изменить свой выбор, поправиться на ходу, а у судьи нет такой возможности. Здесь поправить может только вышестоящая инстанция, но за каждой такой «поправкой» стоит человеческая судьба. Судейская работа эмоционально сложна, ведь каждый день встречаешься с негативом. Ссоры, раздел имущества, мелкие и крупные уголовные дела создают неблагоприятную атмосферу для работы. В таких условиях некоторые судьи перестают слышать человека.

Судья вынужден принимать решение здесь и сейчас, он ежедневно остается один на один с той проблемой, которую необходимо решить, его единственные помощники и советчики – опыт, знание и закон. Долгими часами судьи находятся под пристальными взглядами большого количества людей, и за это время судья не может позволить себе никаких слабостей − высочайшая моральная и психологическая нагрузка. Судья должен уметь абстрагироваться от работы, уметь отдыхать, ведь ежедневные стрессы ведут к эмоциональному выгоранию.

А в целом, судья обязан любить свою профессию и всегда оставаться человеком. Понимать и помнить, что каждое его решение, дело, слово отражается на судьбах людей.

— С этого года в уголовном производстве появилась новая инстанция — апелляционная. Что это за новшество и что оно дает гражданам?

— С 1 января 2013 года вступили в силу изменения, внесенные в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации ФЗ от 29 декабря 2010 года. С этого момента уголовные дела во второй инстанции рассматриваются в апелляционном порядке. Эта процедура предусматривает более глубокое изучение дела. Суд станет по второму кругу исследовать доказательства и даже изучать новые улики. Кассационная инстанция ничем подобным не занималась.

Фактически получается четыре степени защиты: первая инстанция, апелляция, кассация и надзор. Кассации как суда второй инстанции не будет. И большая часть дел, которые сейчас рассматриваются в надзорных инстанциях, уйдет в новую кассацию. Надзор будет существовать только в Верховном Суде Российской Федерации. По словам Вячеслава Лебедева – председателя Верховного Суда России, надзор будет рассматривать вопросы, связанные с фундаментальными принципами правосудия.

— В чем же основные отличия апелляции от кассации?

— Главное отличие апелляционного пересмотра заключается в одновременном сочетании в нем двух функций. В силу особенностей этой процедуры суд апелляционной инстанции не только осуществляет контрольные полномочия по отношению к решениям суда первой инстанции, но и разрешает уголовное дело по существу. Апелляционный суд при этом руководствуется правилами, установленными законом для производства в суде первой инстанции, в рамках которых допускается как исследование уже имеющихся в деле доказательств, так и собирание новых. По результатам апелляционного рассмотрения дела законом предусмотрена возможность изменения судебного решения и вынесения нового решения по существу уголовного дела.

Апелляция предполагает не просто документальную проверку законности, обоснованности и справедливости принятого решения, а пересмотр уголовного дела на основе непосредственного исследования доказательств. Поэтому закон не предусматривает в случаях отмены обвинительного приговора возвращение соответствующего дела в суд первой инстанции, а наделяет суд апелляционной инстанции полномочием самостоятельно исправить любые ошибки и устранить нарушения закона, допущенные при рассмотрении уголовного дела.

В отличие от апелляции, в кассационном порядке подлежат проверке как решения всех остальных судов, вынесенных по первой инстанции, так и сами апелляционные приговоры и иные решения.

Суд кассационной инстанции в основном осуществляет контрольные полномочия по отношению к решениям судов первой и апелляционной инстанции, но, кроме того, и разрешает уголовное дело по существу. Его ревизионные функции весьма ограничены. В рамках кассационного рассмотрения дела, в соответствии со сложившейся судебной практикой, собирание новых доказательств путем проведения судебных следственных действий не допускается.

Кассация в основной ее части предполагает документальную проверку правильности принятого судом первой инстанции решения, а не непосредственное исследование доказательств.

Несмотря на существенные различия, рассматриваемые институты пересмотра судебных решений имеют много принципиально общего. В соответствии с законом в апелляционном и кассационном порядке могут пересматриваться все судебные решения, вынесенные судами первой инстанции. Предметом пересмотра решений судов является проверка их законности, обоснованности и справедливости.

Введение апелляционной инстанции повысит качество рассмотрения дел, позволит своевременно и в полной мере исправить ошибки, допущенные судом первой инстанции.

— Насколько напряженной является судейская работа? Каковы нагрузки? Ведь ни для кого не секрет, что суды в последнее время сильно перегружены. Минувшим летом, к примеру, в Новочебоксарском городском суде, как нам известно, в какой-то момент сложилась ситуация, когда работать приходилось всего лишь трем судьям. Остальные были — кто в отпусках, кто болел и тому подобное. Почему так происходит? Ведь три человека физически не могут справиться с огромнейшим количеством дел в таком относительно немалочисленном городе. И естественно, страдает качество рассмотрения дел и выносимых в результате рассмотрения судебных решений. И – конечно же! – нарушается право граждан на доступ к правосудию. Как решается эта проблема на государственном уровне и как справляется с ней наше республиканское правосудие?

— Среднемесячная нагрузка по Приволжскому федеральному округу за 12 месяцев 2012 года на 1 штатную единицу судьи по уголовным делам составила 2,7 дела в месяц, в Чувашии на одну штатную единицу судьи в прошедшем году приходилось 2,4 уголовных дел.

Если проанализировать статистические данные, надо отметить, что с нагрузкой выше среднереспубликанского показателя в 2012 году работали судьи Ядринского, Яльчикского, Канашского, Козловского, Цивильского и Моргаушского районных судов, Новочебоксарского городского суда, а также судьи районных судов г. Чебоксары.

Для снижения нагрузки на судей необходимо развивать досудебные и внесудебные процедуры.

Кроме того, один из внесенных недавно в Государственную Думу РФ законопроектов предполагает сокращение подсудности областных судов, а Верховный Суд не будет рассматривать некоторые категории уголовных дел в апелляционном порядке, передавая их в нижестоящие суды. По словам В. М. Лебедева, необходимость таких изменений была продиктована отсутствием в законе четких критериев разграничения предметной подсудности судебных дел, а также реальной потребностью снизить служебную нагрузку на областные и равные суды в условиях проведения судебных заседаний по правилам апелляционного производства. При этом законопроект разрабатывался в интересах всех участников судебного процесса с целью рассмотрения уголовных дел в разумные сроки.

— Сейчас много говорится о необходимости «большей открытости» судов. Звучат даже предложения транслировать судебные процессы чуть ли не в режиме он-лайн. Не находите ли Вы лично, что это похоже на свойственное нам «перегибание палки» в стремлении создать видимость большей демократии? Ведь, допустим, в тех же Соединенных Штатах Америки, которые, как известно, к вопросам демократии подходят не менее, если можно так выразиться, щепетильно, подобное напрочь исключено. Там постороннее излишнее «любопытство» в ходе судебных заседаний недопустимо, потому как считается своеобразным давлением на суд.

— Один из важнейших принципов сегодняшней судебной системы – ее открытость и гласность. В настоящее время любой гражданин имеет доступ к официальному сайту Верховного Суда Чувашии. Там пользователи могут найти всю интересующую их информацию о суде, о его составе и судебных коллегий, другие необходимые данные. Кроме того, на сайте размещаются списки дел, назначенных к слушанию, и результаты их рассмотрения. Тексты судебных актов размещаются в соответствии с требованиями Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации». Новшеством, безусловно, является то, что теперь граждане могут оставлять свои обращения на сайте суда, за исключением подачи апелляционных и кассационных жалоб, которые должны подаваться в письменной форме по правилам норм процессуального законодательства. В этой части суды общей юрисдикции еще не перешли на электронный документооборот.

Отмечу, граждане, представители организаций, органов государственной власти и местного самоуправления могут присутствовать в открытом судебном заседании, кроме того, могут получать информацию через средства массовой информации, с которыми суды активно взаимодействуют.

Надо сказать, что идеи о трансляциях судебных процессов в режиме он-лайн уже начинают воплощаться в жизнь. Так, в новом апелляционном корпусе Московского городского суда началась видеотрансляция всех заседаний в режиме реального времени. Пока эта система работает в тестовом режиме для внутреннего пользования. Однако сегодня рассматривается вопрос о том, что такая запись будет считаться официальным документом. Для этого необходимо внести изменения в законодательство. Видеотрансляция станет дополнительной гарантией правосудия. Сразу будет видно, кто профессионально ведет дело, а кто откровенно «отсиживается». Человек, который в своем деле некомпетентен, не сможет больше скрывать это.

— Хотелось бы поговорить и о таком направлении деятельности судов, как рассмотрение вопросов об условно-досрочном освобождении лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы. Наши читатели считают, что не всегда и не все здесь справедливо и судьи зачастую необъективны в рассмотрении таких дел. Причем с этим соглашаются даже представители республиканского управления Федеральной службы исполнения наказаний, сетующие на то, что суды не очень-то прислушиваются к их мнению. Назначая уголовное наказание, судья учитывает «все обстоятельства по делу» и, определяя величину необходимого для исправления преступника срока заключения, принимает во внимание и такое обстоятельство, что закон допускает возможность досрочного достижение результатов воспитательного воздействия на осужденного и предусматривает вероятность его досрочного в этом случае освобождения. Но потом суд нередко почему-то демонстрирует свое же «неверие» в эту возможность, хотя именно исправление, по сути, является одной из основных целей наказания. Нередко осужденному по несколько раз отказывают в удовлетворении соответствующих ходатайств по причине того, что в начале срока он допускал различные нарушения, причем не всегда злостные. И как бы потом он ни старался доказать свое исправление, ему это не удается. Но ведь исправление преступника, как процесс, само по себе требует времени. И ничего удивительного в том, что вчерашний преступник не сразу становится «ангелом». Каковы же здесь критерии? Существует ли какая-то общая практика?

— В соответствии со ст. 79 УК РФ лицо, отбывающее лишение свободы, подлежит условно-досрочному освобождению, если судом будет признано, что для своего исправления оно не нуждается в полном отбывании назначенного наказания. Условно-досрочное освобождение может быть применено только после фактического отбытия осужденным части срока наказания, которая определяется данной статьей в зависимости от тяжести совершенного лицом преступления. При этом в соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда РФ «О судебной практике условно-досрочного освобождения от отбывания наказания, замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания» фактическое отбытие осужденным предусмотренной законом части срока наказания не может служить безусловным основанием для условно-досрочного освобождения.

Вывод суда о возможности условно-досрочного освобождения во всех случаях должен быть основан на всестороннем учете данных осужденного, о его поведении за весь период отбывания наказания, а не только за время, непосредственно предшествующее рассмотрению ходатайства или представления.

Так, например, Уголовно-исполнительный кодекс РФ к сведениям, свидетельствующим о том, что для дальнейшего исправления осужденный не нуждается в полном отбывании назначенного судом наказания, относит частичное или полное возмещение причиненного ущерба, раскаяние в совершенном деянии.

Взыскания, наложенные на осужденного за весь период отбывания наказания, подлежат оценке судом в совокупности с другими характеризующими его данными. При этом отсутствие у осужденного взыскания не может служить безусловным основанием к его условно-досрочному освобождению.

Практика последних лет показывает, что судами удовлетворяется около 40% ходатайств осужденных об условно-досрочном освобождении. Так, в 2012 году рассмотрено 2 048 таких ходатайств, из которых удовлетворено 40,9%.

— Еще один вопрос, продиктованный нашими читателями. Он связан с недавно вынесенным приговором в отношении некоего Мыскара Дмитрия, которому за 9 эпизодов развратных действий в отношении несовершеннолетних «дали» 9 лет - по году за эпизод. Говорят, что суд учел так называемые «смягчающие обстоятельства», таковые как, например, наличие у педофила собственных несовершеннолетних детей, что, на наш взгляд, вообще звучит просто цинично. Как Вы объясните подобную, с точки зрения обывателей, несправедливость?

— В соответствии с действующим законодательством при рассмотрении любого уголовного дела суд наряду с другими вопросами должен выяснить, имеются ли смягчающие или отягчающие обстоятельства.

Смягчающие обстоятельства дают возможность суду назначить наказание в пределах санкции статьи за конкретное преступление с учетом фактических обстоятельств дела и в соответствии с положениями общей части УК. Назначение наказания с учетом смягчающих обстоятельств позволяет его индивидуализировать и тем самым является одной из гарантий соблюдения принципов уголовного права.

При наличии смягчающих обстоятельств, предусмотренных ст. 61 УК, в том числе наличии малолетних детей у виновного, суд обязан учитывать их при назначении наказания.

— Николай Петрович, хотелось бы немного отойти от профессиональной деятельности, узнать немного о Вашей семье, увлечениях. Как проводите свободное время, отпуска?

— С будущей супругой познакомились в школьные годы. С Тамарой Максимовной у нас две дочери, обе захотели получить юридическое образование. Есть внучка, уже школьница.

Я родился и вырос в деревне и не представляю свою жизнь без земли, без природы. Поэтому люблю работать в саду и огороде. А еще увлекаюсь рыбалкой. Раньше охотно играл в футбол, волейбол, а с годами полюбил бильярд, теннис. Хочется, чтобы люди были здоровыми, полными сил, тогда и работа будет ладиться.

— Спасибо Вам большое за это интервью, за то, что, несмотря на свою занятость, нашли для него время. И от имени читателей газеты через Вас передаем благодарность всем Вашим коллегам за их нелегкий труд по защите наших прав. Надеемся, что наши суды всегда будут только справедливыми. Успехов Вам.

— Спасибо.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру