Да только есть у нас еще одно, не менее традиционное, явление – кампанейщина, когда брошенный с верхов призыв (или, если кому угодно, клич) начать с чем-то борьбу воспринимается как руководство к началу очередной «охоты на ведьм». А иногда и вовсе как возможность этих «ведьм» создавать, устраняя таким образом «под шумок» неугодных…
Денис Николаев – в недавнем прошлом чиновник, около десяти лет проработавший в администрации Цивильского района заместителем ее главы и начальником отдела строительства экономики и развития общественной инфраструктуры. Сегодня находится в статусе временно не работающего и является фигурантом возбужденного Цивильским межрайонным следственным отделом СУ СК РФ по Чувашской Республике уголовного дела, по которому ему недавно предъявлено обвинение в совершении ряда так называемых должностных преступлений.
Казалось бы, для нас с вами это повод порадоваться, что правоохранительным органам удалось уличить в недобросовестности и нечистоте рук очередного зарвавшегося чинушу. Ведь это же, правда, замечательно, когда коррумпированный деятель из мягкого кресла перемещается на жесткую скамью подсудимых, а с нее, глядишь, иногда даже занимает и свое местечко у па…, простите, напишем лучше просто – на нарах. Да только вот при ознакомлении с деталями этой «коррупционной» истории возникают некоторые сомнения, и сама она начинает представляться не просто дутой, а очень и очень нехорошо попахивающей. Причем смрадный запашок исходит не столько от самого уголовного дела, сколько от чернил, которыми оно пишется.
Конечно, нет достаточных оснований утверждать, будто вероятной причиной всего является имевший в свое время место быть конфликт бывшего чиновника с руководителем одной из управляющих жилищных компаний, которому он как заместитель главы районной администрации пытался препятствовать в деятельности, представлявшейся не совсем законной. И то, что жена этого руководителя работает заместителем районного прокурора, тоже совсем не обязательно должно в данном случае о чем-то говорить. Потому как разве можно хотя бы даже просто помыслить, что работница прокуратуры может быть способна на использование своего положения для такого вот рода «сведения счетов». Равно как и смена главы района – тоже, скорее всего, тут абсолютно ни при чем. В самом деле, зачем, помилуйте, «новой метле» «выметать» заместителей своего предшественника?
В 2010 году Цивильский район принял участие в республиканской программе «Содействия реформированию ЖКХ», по которой получил средства для приведения в относительный порядок жилищного фонда и ремонта нуждающихся в нем жилых домов. Естественно, поступающие из республиканского и федерального бюджета деньги не должны были разбазариваться, а посему схема их освоения выглядела следующим образом: управляющие жилкомпании открывали специальные лицевые счета, на которые поступали выделяемые финансы, после чего проводился открытый конкурс на право подряда, и выигравшая его строительно-ремонтная организация приступала к работе. То есть, хочу это подчеркнуть, освоением программных денег занимались, по сути, именно управляющие компании, но никак не та же, к примеру, районная администрация.
Попасть под этот программный ремонт в самом Цивильске повезло находящимся на улице Терешковой домам под №№ 16, 18 и 29. И после того как этот ремонт был в них проведен, была создана приемочная комиссия, в состав которой вошли представители жилкомиссии, технадзора, управляющей компании и районной администрации, которую Денис Николаев и представлял в качестве этой самой комиссии председателя.
То, что подобные объекты нередко принимаются даже при наличии множества мелких недоделок, удивлять перестало уже давно. Практика, прямо скажем, хотя и достойная порицания, но вполне обычная. То же самое произошло и в этот раз – акт приемки всеми членами комиссии был подписан, несмотря на то что около 25% объема требуемых работ фактически выполнено не было. Что, собственно, и стало впоследствии основанием к возбуждению упомянутого выше уголовного дела.
Как журналисту, мне вряд ли стоило бы оспаривать правильность этого решения следователей, если бы только не ряд наводящих на размышления «моментов»… Главным из которых является то, что «крайним» во всей этой истории почему-то оказался лишь Д. Николаев, который свою подпись под актом поставил последним. А вот некоторые из подписавших эту бумагу до него оказываются, вроде бы как, совсем даже ни при чем.
Кроме того, вызывает недоумение само предъявляемое чиновнику обвинение по статье 292 УК РФ, диспозиция которой предусматривает ответственность лишь за внесение в официальные документы заведомо ложных сведений либо искажающих содержание этих документов исправлений. Причем непременно из корыстной либо какой иной, но именно личной заинтересованности. Простите, но в данном случае чиновник ничего подобного не вносил и не исправлял, а лишь поставил подпись под тем, под чем ему было предложено.
Видимо, понимая, что в таком свете уголовное дело и впрямь выглядит не совсем убедительно, его «организаторы» решили, что называется, усилить обвинение. И как это нередко в таких случаях бывает, словно «По щучьему велению», в угоду их хотению поступило в правоохранительные органы «своевременное» заявление. В котором некий «преисполненный гражданским долгом», но, правда, анонимный гражданин сообщает о других «злодеяниях» Д. Николаева. Оказывается, помимо упоминавшегося выше чувства преступного патриотизма и желания процветания своему району, сей районного масштаба чиновник имел, как выясняется, еще и наглость желать процветания себе самому и своей семье, на что ему никто не давал никакого права. Нет, ну, правда, это надо же было до такого додуматься! Квартира, видите ли, семье заместителя главы района понадобилась! Жить ему с женой и детьми, видишь ли, тоже по-людски захотелось! Да где же и когда подобное было видано, чтобы российский чиновник смел мечтать о собственном жилье?! Эдак скоро все народные слуги для себя жилплощадь начнут требовать, а там, глядишь, и следователям с прокурорами по квартире подавай… Потому-то последние, ознакомившись с безымянным «народным гласом», вполне-таки даже справедливо возмутились. Ибо им-то, как истинным бессребреникам, таких меркантильных чиновничьих желаний точно не понять.
Да вот только и здесь все-таки все опять оказалось шито все теми же самыми, что и предыдущее обвинение, белыми нитками. Потому как желание жить по-человечески само по себе для чиновника, может, и аморально, но, тем не менее – увы, - не преступно, по крайней мере, оно не упоминается ни в одной из статей Уголовного кодекса, да и способ получения злополучной квартиры в данном случае незаконным тоже никак не назовешь. Такой уж вот он у нас неправильный этот самый закон – дозволяет, представляете ли, чиновнику становиться в общую со всеми на жилье очередь. И они, чиновники, пусть и нечасто, но иногда нахальнейшим образом этим пользуются, забывая о том, что вначале должны сделать счастливым мир и лишь только затем думать о своем собственном благополучии и счастье.
Так или иначе, но, являясь заместителем главы районной администрации, Николаев - представляете?! – как молодой гражданин подал заявление на предоставление государственной поддержки в рамках республиканской программы «Государственная поддержка молодых семей в решении жилищной проблемы на 2002-2013 годы» и, попав в соответствующую очередь, стал обладателем заветной квартиры. Но разве порядочный чиновник может одновременно с занимаемой должностью являться «молодым», да к тому же, быть еще и – гражданином?! И уж тем более, Д. Николаев, конечно же, - не согласиться со следователями тут просто невозможно! - ну никак не имел права быть замеченным в каких бы то ни было очередях, нахождение в которых, помимо прочего, еще и бросает тень на других «народных слуг», получивших то же самое, к примеру, жилье несколько иными, скажем так, «внеочередными» путями.
Впрочем, ниток, слава Богу, – и белых, и любых других цветов – у следствия на всех хватит, а потому дело против бывшего чиновника пока продолжает шиться.
Ну а распутывать получающиеся из них хитросплетения предстоит, судя по всему, суду.