«Ноу-хау»
Три года тому назад в Челябинске и Чебоксарах практически одновременно объявили о создании уникального трактора нового поколения. Как выяснилось, эти модели придумали практически одни и те же люди. Осенью 2011 года из Головного специализированного конструкторского бюро (ГСКБ) ОАО «Промтрактор» уволились полтора десятка опытных специалистов. В том числе руководители подразделений ГСКБ Владимир Яковлев, Елена Акинфеева, Анатолий Зорин, Сергей Ефремов. Их пригласили (переманили) работать в ООО «КБ-21», главным конструктором стал вышедший на пенсию бывший генеральный конструктор ГСКБ Виктор Новиков.
Свое бюро он решил открыть после того, как съездил в Челябинск, на «ЧТЗ-Уралтрак» (извечный конкурент «Промтрактора»), которым тогда руководил экс-гендиректор «Промтрактора» Семен Млодик. Его заместителем в Челябинске с октября 2011 года стал Николай Громов – бывший заместитель по «Промтрактору». В «Тракторных заводах» он возглавлял ООО «МИКОНТ» – инжиниринговую компанию, выполняющую научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы.
«Группа конструкторов под моим руководством выполняет работы по проектированию дорожной и строительной техники… Наш первый заказ – трактор нового поколения для Челябинского тракторного завода», – так выразился Новиков в одном интервью. «Идеология ЧТЗ… будет построена на новых проектах по выпуску машин, которые мы реализуем в течение трех лет. Завод подошел к той черте, когда надо полностью модернизировать технологию производства… ЧТЗ сможет войти в новое десятилетие, перешагнув промежуточные этапы», – заметил Семен Млодик, отвечая на вопрос одного из журналов. Особые надежды Семен Млодик связывал с «бульдозерно-рыхлительным агрегатом на базе трактора тягового класса 10», создаваемым чебоксарскими конструкторами.
Продались ЧТЗ
Используя разработанные в ГСКБ технические проекты, его бывшие сотрудники решил «нагреть руки». Но разбогатеть им помешало уголовное дело о незаконном использовании коммерческой тайны. Перешедшие в «КБ-21» конструкторы ранее участвовали в разработках новых образцов техники, в том числе нового трактора Т-11 с гидростатической трансмиссией и поворотным отвалом. Разработки «Тракторных заводов» составляли коммерческую тайну. Об их неразглашении в течение трех лет после увольнения инженеры давали подписку.
В офисе «КБ-21» следователи нашли инструкции, чертежи, схемы, помеченные штампами и грифами концерна «Тракторные заводы» и его партнеров. Сотрудники Следственного управления МВД по Чувашии доказали «незаконное использование сведений, составляющих коммерческую тайну, без согласия их владельца лицом, которому она стала известна по работе». Начальник бюро Владимир Яковлев «в нарушение требований Федерального закона «О коммерческой тайне»… незаконно использовал на новом рабочем месте в ООО «КБ-21» сведения на бумажных носителях, а также в электронном виде, составляющие коммерческую тайну ОАО «Промтрактор», без согласия указанного акционерного общества, ставшие ему известными и взятые по месту прежней работы в ООО «ГСКБ»».
Дутый срок
2 июля Калининский райсуд Чебоксар признал 60-летнего Владимира Яковлева виновным по части 2 статьи 183 УК РФ (использование сведений, составляющих коммерческую тайну). Суд назначил конструктору один год и шесть месяцев исправительных работ с удержанием в доход государства 10% заработной платы. Кстати, по предварительным оценкам, конструкторы-ренегаты причинили «Тракторным заводам» ущерб, исчисляющийся 50 млн рублей.
Но Яковлев обжаловал вердикт, настаивая на том, что в его действиях отсутствует состав преступления. Он якобы не использовал найденные у него чертежи и документы с прошлой работы. Верховный суд Чувашии оставил приговор в отношении Владимира Яковлева без изменения, однако в связи с истечением срока привлечения к уголовной ответственности конструктора освободили от назначенного наказания. Ушли от наказания и многие его подельники.