Последний бюджет Игнатьева

Оппозиция считает главный финансовый документ провальным

11 ноября прошли публичные слушания по проекту бюджета Чувашии на 2015 год и на плановый период 2016-2017 годов. По традиции, разные политические группы сошлись в словесной схватке по поводу главного финансового документа… 

Оппозиция считает главный финансовый документ провальным
Депутат Владимир Михайлов Минфину поставил «неуд».

Снова дефицитный

Доходную часть бюджета-2015 Минфин Чувашии запланировал в размере 33,4 млрд, в 2016-м – 35,3 млрд, в 2017-м – 36,9 млрд рублей. Расходная часть соответственно составит 36,8 млрд, 37,7 млрд и 39,5 млрд рублей. Дефицит бюджета на следующий год – 3,4 млрд рублей (на 268 млн рублей больше, чем в 2014 году) или 14,9% собственных доходов республики (почти предельный уровень). Рост доходов будет достигнут за счет увеличения налогового бремени.

Эти показатели некоторые депутаты Госсовета ЧР назвали нереальными из-за запланированного уровня инфляции (6% – в 2015 году, 5,3% – в 2017 году). В действительности показатели грядущей инфляции выше. Снижение неналоговых поступлений в бюджет, например, от использования земли и имущества, находящихся в госсобственности, оппозиция тоже относит к негативным факторам.

Трехлетний бюджет сформирован, по словам министра финансов ЧР Светланы Енилиной, исходя из менее благоприятного сценария развития экономики Чувашии. В 2015 году предусматривается рост валового регионального продукта на 2,2%, фонда заработной платы — на 8,4%, индекса потребительских цен — на 7,2%. Однако участники публичных слушаний отмечали «существование рисков в достижении прогнозируемых объемов и темпов роста ВРП, связанных с замедлением темпов роста российской экономики и неопределенностью развития мировых рынков, а также с недостаточным уровнем инвестиций, низкой конкурентоспособностью местной продукции».

Загубили хмелеводство

По словам министра экономики Чувашии Владимира Аврелькина, в промышленном секторе основной упор будет делаться на «оборонку», электротехнику, строительство и энергетику, в том числе ветро- и солнечную. На остальные отрасли рассчитывать особо не приходится.

Не преисполнен оптимизма депутат Вячеслав Александров (фракция партии «Единая Россия»), финансист по профессии: «Бюджет тяжелый, год будет складываться сложно. Вероятно, не все угрозы мы про­считали. Естественно, приходится заимствовать».

При этом, однако, сохраняется социальная направленность бюджета. На образование в 2015 году запланировано 11,1 млрд рублей (30% от общего объема расходов), на здравоохранение — 6,8 млрд рублей, на социальную политику — 7,5 млрд рублей, что составляет 69,2% в общем объеме расходов. Для сравнения: на поддержку АПК запланировано менее 1 млрд рублей: на животноводство 136 млн рублей, на растениеводство – 314 млн рублей. В общем, получается не бюджет развития, а бюджет проедания.

Отношение правительства Игнатьева к реальному сектору экономики депутат Виктор Ильин проиллюстрировал на примере состояния хмелеводства. К 1994 году Чувашия производила 84% всего российского хмеля. Но уже в 2005 году на закупку импортного хмеля отечественные пивоваренные заводы потратили от 55 до 60 млн долларов США. «Посчитайте, какие доходы могла получать республика, если бы мы не уничтожили на корню хмелеводство», – возмущался Ильин. При этом на развитие хмелеводства в бюджете-2015 отводится всего 2 млн 574 тыс. рублей! «Михаил Игнатьев говорил: «Выращивать хмель нелегко, приходится много работать. Мы восстановим и сохраним «зеленое золото», богатство Чувашии». Приводил в Минсельхоз ЧР специалистов, которые на цифрах доказывали, что даст республике возрождение хмелеводства. Но наше правительство не поворачивается лицом к отрасли. Под видом возрождения хмелеводство специально добивали», – обвинял Ильин.

Чиновники на себе не экономят

«В сложившихся условиях необходимость обеспечения сбалансированности и устойчивости республиканского бюджета предъявляет дополнительные требования к эффективному расходованию бюджетных средств», – записано в итоговых рекомендациях публичных слушаний. Госдолг при этом к 2017 году увеличится до 78% от собственных доходов региона. Хотя принятая 24 сентября 2014 года правительством ЧР долговая политика предписывает сократить этот показатель до 50%. На 1 января 2016 года госдолг Чувашии должен составить 15 млрд 649 млн рублей.

В мае Светлана Енилина гордилась, что доля госдолга в собственных доходах региона меньше, чем до 2010 года. Но ведь Игнатьева критикуют не за величину госдолга, а за его характеристики. Если раньше деньги в Чувашию привлекались на реализацию инфраструктурных проектов, то сейчас – для выплат зарплат бюджетникам.

При этом растут расходы чиновников на себя любимых. «Общегосударственные расходы в 2015 году скакнут сразу в 2,2 раза и составят 2 млрд рублей против 0,9 млрд в этом году. Следующий год выборный. Может, данные средства будут направлены на избирательную кампанию? Если да, то на чью конкретно избирательную кампанию пойдут народные деньги? Предлагаю ни при каких обстоятельствах не допускать увеличения расходов на общегосударственные нужды в 2015 году. Наоборот, необходимо провести их оптимизацию», – предложил депутат Госсовета от партии «Справедливая Россия» Владимир Михайлов.

В составе программы «Развитие потенциала государственного управления» увеличены ассигнования на подпрограмму «Совершенствование кадровой политики и развитие кадрового потенциала государственной гражданской службы». Таким образом замаскированы скандальные субсидии сотрудникам администрации главы Чувашии и министерств на улучшение жилищных условий. Если в 2012 году им перепало всего 19 млн, то в бюджете 2015 года эта сумма возросла уже до 36 млн рублей. Именно по этой статье расходов миллионы получили сын бывшего главы администрации Александра Иванова (ныне министр информационной политики) и дочь министра природных ресурсов Ивана Исаева. На достройку блока «Б» Дома правительства, включая скандальный «спортивно-оздоровительный комплекс» с элитной сауной, в бюджете ЧР выделяется 91 млн рублей.

Для сравнения: в бюджете предусмотрено потратить всего 20 млн рублей по статье «Субсидии на улучшение жилищных условий граждан, проживающих и работающих в сельской местности». Руководитель фракции КПРФ в республиканском парламенте Дмитрий Евсеев предложил заморозить эти расходы, но ему не вняли.

Провальный план

«Анализ паспортов госпрограмм, представленных вместе с законопроектом, показал, что ассигнования на реализацию госпрограмм Чувашской Республики в проекте бюджета в целом превышают объемы финансирования, предусмотренного программами, на 7,6 млрд рублей или на 27%. Отмечены случаи выделения из бюджета ассигнований министерствам, не являющимся соисполнителями и участниками госпрограмм, и одновременно – отсутствие бюджетных ассигнований соисполнителям и участникам госпрограмм», – заявила руководитель Контрольно-счетной палаты Чувашии Татьяна Минина. Главный финансовый документ республики, таким образом, противоречит Бюджетному кодексу РФ.

«Я бы еще понял, если бы в бюджете было заложено денег меньше, чем в госпрограммах. Но ведь все наоборот! Кабинет Министров своими постановлениями говорит: нам нужно на 2015 год 27 миллиардов. А нам предлагают утвердить 35 миллиардов! О чем это говорит? Значит, эти деньги нецелевые. Они не нужны для реализации госпрограмм! Так зачем их утверждать?» – вопрошал депутат-справедливоросс Олег Николаев.

«Если бюджет 2014 года я называл депрессивным, то представленный на рассмотрение бюджет 2015 года я бы назвал провальным, – заявил Владимир Михайлов. – Считаю, что органам государственной власти Чувашии надо более эффективно работать по привлечению федеральных средств в экономику республики». В данном случае речь идет об инвестициях, а не о дотациях, объем которых и так велик. Сохраняется высокая зависимость уровня сбалансированности бюджета ЧР от межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета. Объем безвозмездных поступлений из Москвы предусмотрен в 2015 году в сумме 9,9 млрд рублей (в 2016-м — 10,4 млрд рублей, в 2017-м — 10,6 млрд рублей).

Анатолий Князев и Светлана Енилина (справа) предпочитают отвечать заочно.

Публично, но письменно

Представители депутатского большинства, муниципалитетов и общественности поддержали «серьезный, продуманный и социально ответственный» финансовый документ и просили, в основном, средства на свои бюджетные проекты и социальные нужды.

С такой потребительской позицией не согласен депутат Госсовета ЧР Андрей Кулагин. По его мнению, депутатский корпус вновь остался в стороне от формирования бюджета, составленного в непонятной спешке. Хотя проблем накопилась немало. Например, Кулагина удивляет, как Кабинет Министров тратит бюджетные миллионы на сауны в Доме правительства. В то время как люди десятилетиями стоят в многотысячных очередях на получение социального жилья. Кулагин вновь призвал рассмотреть вопрос о создании единой агломерации из Чебоксар, Новочебоксарска и Чебоксарского района. Чтобы привлечь федеральные инвестиции и удешевить стоимость квадратного метра жилья. Экономить он призвал за счет сокращения числа министерств. «Из-за низкого уровня зарплат бюджетники готовы выйти на демонстрацию», – предупреждал Кулагин.

После выступлений и замечаний по регламенту публичных слушаний предусматривались ответы министра финансов. Но вице-спикер парламента Анатолий Князев, председательствовавший на мероприятии, предложил Енилиной ответить на предложения и вопросы письменно. Простите, а в чем же тогда состоит публичность этих слушаний?

---

P.S. Возможно, бюджет-2015 получился слабо подготовленным потому, что это последний бюджет Чувашии эпохи Михаила Игнатьева? Ответ узнаем в сентябре 2015-го… 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру