Воруют — значит боятся
Поначалу власти региона ополчились на региональные приложения газет «МК», «АиФ» и «Наша версия», рассказывающие неприкрытую правду о деятельности Михаила Игнатьева и его команды. Теперь под разбор попало и местное печатное СМИ — бесплатный еженедельник «Чувашия сегодня», выпускающийся тиражом 150 тысяч экземпляров, что и пугает администрацию главы Чувашии.
Этот инцидент произошел вечером 28 января в новоюжном районе Чебоксар. Говорит распространительница газеты «Чувашия сегодня» пенсионерка Любовь Александровна: «Я раскидывала газеты «Чувашия сегодня» (№8) в доме №19 по улице Гастелло. Подходит молодой человек и интересуется, что распространяю. Объяснила. Потом он следом за мной вышел из подъезда. Позвонил куда-то по сотовому телефону и сфотографировал меня на мобильный. Перешла к дому №21 по той же улице. Незнакомец следовал за мной. Тележку, в которой лежало около 1000 газет, оставила у подъезда. Когда вышла из дома — ни коляски, ни газет. Давай искать. Тут подъехал наряд полиции. Объяснила им, что у меня тележку с газетами украли. При мне они стали газеты из почтовых ящиков доставать! Стали меня насильно сажать в машину, требовали, чтобы я проехала с ними. Отказалась. Позвонила другим распространителям, которые связались с нашим юристом».
«Когда я разговаривала с полицейскими, – продолжает рассказ другая распространительница, Вера, – они сказали, что им позвонили из администрации главы Чувашии и сообщили, что распространяется газета, порочащая Игнатьева. Вот они и приехали, чтобы проверить сигнал. Но если наша газета порочащая, пусть подают в суд и доказывают, что там написана неправда».
Вместе с распространителями корреспондент «МК» в Чебоксарах» проследовал в ОП №3 по проспекту Тракторостроителей (начальник отделения — майор Николай Соловьев). Для разбирательства. На неоднократные просьбы представиться стражи порядка отказались (номера жетонов мы все-таки записали на всякий случай). Разговаривали полицейские нарочито грубо, долго препирались. Ссылки на Закон о СМИ на стражей порядка не действовали. Потребовали прекратить диктофонную запись, так как отдел полиции – режимный объект. В конце концов полицейские подтвердили, что был телефонный анонимный звонок о том, что в районе якобы незаконно распространяются какие-то листовки. Но ведь разница между листовками и газетой большая. Или чебоксарские полицейские ее не видят? Майор, дежурный по отделению, обещал разобраться. По его словам, не стоит вопрос о незаконном распространении СМИ.
Представители газеты в тот день после ничего не давшей беседы с полицейскими отправились домой. Чтобы на следующий день, после консультации юристом, составить заявление о краже личного и редакционного имущества. Для справки: ущерб от кражи составил свыше 1000 рублей, не считая стоимости личной тележки пенсионерки. Спустя буквально 20 минут после того, как распространители покинули ОП №3, им позвонили оттуда и сказали, что тележку (естественно, без газет – вероятно, кто-то взял почитать) они нашли недалеко от места кражи, рядом с мусорками. Просто чудо! Явно подбросили. Тем не менее, заявление о факте воровства газет юрист издания все-таки написала.
Тенденция, однако
Это уже не первое подобное ЧП с газетой «Чувашия сегодня» (кстати, официально зарегистрированной — свидетельство о регистрации ПИ №ТУ21-00357 — и в список запрещенных не внесенной). По нашим данным, 25 января в Ибресинском районе распространителей газеты задержали полицейские, запрещая им раскладывать газеты по почтовым ящикам и угрожая возможными «проблемами». Газету в количестве 100 экземпляров у распространителей изъяли, с них взяли объяснительные. В завершение «дружественного» общения почтальонам сказали, что номер их машины записали и их будут тормозить на каждом посту ГИБДД.
В Шумерле и Алатыре местные администрации пытаются узнать имена разносчиков газеты «Чувашия сегодня». С каждым выявленным беседуют лично. Давление также оказывают через родственников, грозят увольнением и прочими карами. Чтобы только газета не дошла до читателей.
Причем никаких официальных претензий и уведомлений редакция оппозиционного издания от властей не получала. А по поводу кражи газет журналисты намерены каждый раз обращаться в правоохранительные органы. Кстати, таких проблем с распространением другое крупнотиражное бесплатное СМИ «PROГород» никогда не испытывало, потому что прославляет деятельность Михаила Игнатьева и его команды.
Как нам удалось узнать от своих источников, на днях при главе Чувашии прошло совещание, на котором Игнатьев потребовал от подчиненных, в первую очередь от местных администраций, навести порядок с распространением оппозиционных изданий, в том числе газет «МК» в Чебоксарах», «Наша версия», «АиФ»-Чувашия» и «Чувашия сегодня». В частности, глава администрации Чебоксар Алексей Ладыков будто бы клятвенно обещал очистить столицу Чувашии от не угодных властям СМИ.
Представителей УК, дворников, уборщиц уже собирали и дали по этому поводу указания. Газету «Чувашия сегодня» их заставляют доставать из почтовых ящиков! В одном из офисов УК по улице Тракторостроителей эти газеты валялись большими стопками. Официально коммунальщики эти факты подтвердить боятся, потому что опасаются потерять работу.
Подписка ограничена
Про то, что в библиотеках республики газеты, критикующие Михаила Игнатьева, с недавних пор не найти, потому что по указке «сверху» их перестали выписывать, мы уже писали. И вот еще одно тому подтверждение. 30 января по электронной почте мы получили следующее послание от ветерана труда чебоксарца Владимира Долгова:
«В филиале имени И. Тургенева (Чебоксары, улица Энтузиастов, 31) объединения библиотек Чебоксар перестали приходить газеты «Аргументы и Факты» – Чувашия», «Московский комсомолец» в Чебоксарах». По словам библиотекарей, подписка на эти газеты прекращена по указанию свыше от нового руководства библиотечного объединения. Говорят, что там сейчас новый директор по фамилии Бондарев.
Я, как постоянный читатель вышеназванных авторитетных качественных газет, выражаю протест против прекращения подписки на указанные издания. Считаю подобное ущемлением свободы слова. Нам, ветеранам труда с небольшой пенсией, невозможно подписываться на газеты из-за дороговизны. Поэтому мы просматриваем печатные новости и читаем газеты в библиотеке. А сейчас нас лишили такой возможности.
Читатели говорят, что некоторые газеты в год выборов главы республики стали неугодными властям из-за обилия критических статей. Что делать, раз по Конституции РФ у нас свобода слова, печати и др., такова демократия. И это нормально. Существует оппозиция, и она критикует нынешние власти. Это норма. И политикам, властям надо с этим считаться. Такова их судьба. Раз занимаешься политикой, терпи. Опровергай ложь. Обращайся в суд. Тоже критикуй. Такова жизнь. После очередных выборов можешь оказаться в оппозиции и поменяться ролями.
Еще раз позвонил в указанную библиотеку насчет подписки этих газет. Библиотекарь отвечала: «Мы сейчас вообще подпиской не занимаемся». – «А кто занимается? Объединенная дирекция?» – «Да». Звоню директору Евгению Бондареву. Он отвечал, что не знает о непоступлении указанных газет в филиал имени И. Тургенева. Директор ссылался на коммерческие фирмы, которые доставляют газеты в библиотеки. Мол, с них надо спрашивать. Но, наверно, дирекция заключала с фирмами договор о доставке печатных изданий по конкретной номенклатуре? Если фирма не справляется с условиями договора, наверно, договор надо расторгнуть и заключить его с другой, более надежной организацией...
Лучше бы дирекция библиотек разобралась с подпиской на популярные качественные газеты «АиФ»-Чувашия», «Московский комсомолец» в Чебоксарах». И постоянно контролировала регулярную доставку изданий поставщиками. Или им зря перечисляются муниципальные казенные деньги?»
Чтите законы!
Гарант соблюдения Конституции на территории Чувашии Михаил Игнатьев свободу слова понимает как неприкрытую цензуру. То он лично дает указание продавцам газет, какие газеты распространять не стоит, то заводит какие-то «черные списки» неугодных СМИ, то требует применять к оппозиционной прессе дополнительные меры.
Власти негласно объявили войну прессе, критикующей Игнатьева и его команду. Формально придраться к журналистам практически не за что. По суду запрета распространения указанных печатных СМИ добиться они не могут. Вот и пакостят по-тихому, применяя партизанские методы борьбы, на грани с нарушением УК РФ.
Закон РФ «О СМИ»
Статья 3. Недопустимость цензуры
Цензура массовой информации, то есть требование от редакции средства массовой информации со стороны должностных лиц, государственных органов, организаций, учреждений или общественных объединений предварительно согласовывать сообщения и материалы (кроме случаев, когда должностное лицо является автором или интервьюируемым), а равно наложение запрета на распространение сообщений и материалов, их отдельных частей, – не допускается.
Статья 58. Ответственность за ущемление свободы массовой информации
Ущемление свободы массовой информации, то есть воспрепятствование в какой бы то ни было форме со стороны граждан, должностных лиц государственных органов и организаций, общественных объединений законной деятельности учредителей, редакций, издателей и распространителей продукции средства массовой информации, а также журналистов, в том числе посредством: осуществления цензуры; вмешательства в деятельность и нарушения профессиональной самостоятельности редакции; незаконного прекращения либо приостановления деятельности средства массовой информации; нарушения права редакции на запрос и получение информации; незаконного изъятия, а равно уничтожения тиража или его части; принуждения журналиста к распространению или отказу от распространения информации; установления ограничений на контакты с журналистом и передачу ему информации, за исключением сведений, составляющих государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну; нарушения прав журналиста, установленных настоящим Законом, – влечет уголовную, административную, дисциплинарную или иную ответственность в соответствии с законодательством РФ.
Уголовный Кодекс РФ
Статья 144. Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов
1. Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов путем принуждения их к распространению либо к отказу от распространения информации – наказывается штрафом в размере до 80 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 6 месяцев, либо обязательными работами на срок до 360 часов, либо исправительными работами на срок до 1 года.
2. То же деяние, совершенное лицом с использованием своего служебного положения, – наказывается штрафом в размере от 100 тысяч до 300 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 2 лет, либо обязательными работами на срок до 480 часов, либо исправительными работами на срок до 2 лет, либо принудительными работами на срок до 2 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового, либо лишением свободы на срок до 2 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.
3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, соединенные с насилием над журналистом или его близкими либо с повреждением или уничтожением их имущества, а равно с угрозой применения такого насилия, – наказываются принудительными работами на срок до 5 лет или лишением свободы на срок до 6 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.