Фронтовикам нужен омбудсмен!

Ветераны Великой Отечественной войны нуждаются в защите своих прав

Пётр Тарасович Тарасов прошел две войны — Великую Отечественную и Японскую. Воевал сапером, пулеметчиком, связистом и в родную деревню Старые Мадики Моргаушского района вернулся героем. Но кто бы подумал, что спустя почти 70 лет после того, как отгремели победные залпы салюта, рядовому Петру Тарасову опять придется снова вступить в бой. В наши дни линия фронта пролегла для него по чиновничьим кабинетам и залам суда. 

Ветераны Великой Отечественной войны нуждаются в защите своих прав
Фото: архив МК

Бой после Победы

После войны Пётр Тарасович долгое время работал на родине в колхозе. Вышел на пенсию, все чаще давали знать о себе старые раны. В середине 80-х годов в военном госпитале умер сын, прошедший Афганистан. После того как ушла из жизни жена, ветеран остался в старой избе совсем один. Дочь, проживающая в Чебоксарах, настояла на переезде к ней — пусть и сама жила в ветхом двухэтажном доме без горячей воды и канализации, но, по крайней мере, могла обеспечить отцу надлежащий уход.

Узнав, что ветеранам Великой Отечественной войны выдают сертификаты на улучшение жилищных условий, Пётр Тарасович отправился в мэрию, откуда вернулся ни с чем. Городские чиновники отказались включить его в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий. 83-летнего фронтовика, еле передвигавшегося из-за полученных на войне ранений, обвинили в том, что он не остался умирать в своей полупустой деревне, где за ним некому ухаживать, а переехал в Чебоксары к дочери, чем «умышленно ухудшил свои жилищные условия». После такого унижения здоровье старого солдата резко ухудшилось, буквально через день его парализовало.

На штурм чиновничьих кабинетов?

Дочь ветерана войны обратилась за помощью к депутату Чебоксарского городского Собрания Ильясу Калмыкову. «Я написал запрос в районную и городскую администрации. Оттуда ответили, что отказали Тарасову обоснованно. Тогда мы помогли его семье составить исковое заявление в суд, дали своего представителя. И суд признал право Тарасова на жилищный сертификат. Только вот получить он его не успел — умер», — рассказывает Ильяс Калмыков.

По словам депутата, с подобными случаями он сталкивался неоднократно. Положенные по закону льготы убеленным сединами ветеранам приходится, в буквальном смысле, выгрызать зубами у местных чиновников.

Только в 2013-2014 годах Ленинская районная администрация Чебоксар незаконно отказала в постановке на учет как нуждающимся в улучшении жилищных условий вдовам участников Великой Отечественной войны Марии Сергеевне Герцевой, Христине Петровне Ивановой, Зое Фоминичне Спиридоновой, Валентине Владимировне Родионовой, Евдокии Ефимовне Зотовой. Как и в случае с дочерью Петра Тарасова, Калмыков вместе с престарелыми женщинами обивал пороги чиновничьих кабинетов, писал запросы, а затем помогал им отстаивать свои права в судах.

Эта ситуация характерна не только для Чувашии. Список ветеранов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, ежегодно обновляется. Кто-то переезжает жить к родственникам, потому что нуждается в уходе, у кого-то в семьях рождаются внуки и правнуки. Каждый раз, чтобы добиться реализации своих законных прав, пожилым больным людям приходится штурмовать муниципальные администрации и судебные кабинеты, будто вражеские оборонительные укрепления. А помочь им, по большому счету, некому.

Чебоксарский депутат подготовил проект федерального закона

Грустная история фронтовика Петра Тарасова натолкнула Ильяса Калмыкова на идею создания института Уполномоченного по правам ветеранов Великой Отечественной войны и лиц, приравненных к ним.

«Даже предприниматели имеют своего уполномоченного, занимающегося защитой их прав. Неужели фронтовики и их вдовы, труженики тыла и блокадники нуждаются в защите меньше, чем бизнесмены?» — недоумевает депутат. На сегодняшний день готовы и текст, и финансовое обоснование соответствующего законопроекта, а также предложения по изменениям, которые в случае его принятия придется внести в различные федеральные законы.

«Я, конечно, могу ошибаться, но мне кажется, что события Великой Отечественной войны — это особая строка в летописи нашей страны. Никогда в истории человечества не было такой страшной трагедии и таких многочисленных жертв. Мы в неоплатном долгу перед ветеранами. Это особые люди, и они требуют к себе особого внимания. Поэтому будет справедливым, если все возникающие проблемные вопросы, связанные с их жизнеобеспечением, с защитой их прав и законных интересов, будет регулировать особый институт — институт Уполномоченного по правам ветеранов, инвалидов и участников Великой Отечественной войны», — обосновывает свою позицию Ильяс Калмыков, кстати, потерявший на фронтах двух своих прадедов.

Пyтин услышал

О своей инициативе он хотел рассказать Владимиру Пyтину, когда тот в прошлом году в Новочебоксарске проводил совещание в рамках форума «Россия — спортивная держава». Однако бдительная президентская охрана вежливо, но решительно пресекла попытку народного избранника и под белы рученьки вывела его за оцепление.

Несмотря на неудачу, депутат оптимизма не теряет. Не получив личной аудиенции, он написал Президенту России письмо, в котором изложил свои аргументы в пользу введения должности ветеранского омбудсмена. На днях в Чувашию пришел ответ, что инициативой чебоксарского депутата в Москве заинтересовались, его письмо с проектом нового закона рассмотрено и направлено в федеральное Министерство труда и социальной защиты «в целях всестороннего и объективного рассмотрения».

Кто-то может возразить, мол, есть же в каждом регионе нашей страны институт Уполномоченного по правам человека. Так-то оно так, да только пекутся эти уполномоченные большей частью не об исполнении закона «О ветеранах», а о том, чтобы преступники в местах заключения содержались в достойных условиях.

Наверное, это в духе современной демократии, однако наши фронтовики тоже имеют право пожить по-человечески, в комфортных квартирах со всеми удобствами. Хотя бы последние годы жизни. Это желание не преступно. Напротив, оно вполне обоснованно и точно укладывалось в рамки федерального закона «О ветеранах».

Так что есть реальный шанс, что в России все же появятся омбудсмены для ветеранов Великой Отечественной войны. Ведь они им действительно нужны. 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру