Илья Пономарёв: «Я ставлю именно такие задачи: принести современные технологии газодобычи в нашу часть света»

Опальный депутат Госдумы поделился мыслями на актуальные темы заголовков новостей с журналистом «МК» в Чебоксарах»

Интересен как никогда тот, кто недосягаем. Взять хотя бы скандальную арестантку Евгению Васильеву, попасть к которой в не менее «прославленную» квартиру в Молочном переулке мечтает едва ли не каждый уважающий себя светский хроникер. Корреспондент «МК» в Чебоксарах» Надежда Шаклина пошла дальше и буквально выдернула из размеренной жизни в бегах от российского правосудия в калифорнийском Сан-Хосе депутата Государственной Думы Илью Пономарёва.

Опальный депутат Госдумы поделился мыслями на актуальные темы заголовков новостей с журналистом «МК» в Чебоксарах»
Фото из личного архива

В апреле этого года коллеги по нижней палате Парламента лишили его неприкосновенности и дали согласие на возбуждение в отношении него уголовного дела по факту пособничества в растрате. Уже в июле все еще депутат Пономарёв был заочно арестован Басманным судом. Тогда же ему, тоже заочно, было предъявлено обвинение. Как сегодня заявляют официальные представители Следственного комитета России, в 2010 году между фондом «Сколково» и Ильей Пономаревым был заключен договор на выполнение научно-исследовательских работ стоимостью 750 000 долларов США. Однако, по данным правоохранительного ведомства, эти средства были похищены старшим вице-президентом «Сколково» по развитию и коммерциализации Алексеем Бельтюковым при пособничестве самого депутата.

В эксклюзивном интервью изданию Пономарёв рассказал о жизни вдали от родины, о новых проектах в сфере газодобычи на Украине, о судьбоносной ошибке США, из-за которой появились ИГИЛ, а также почему, несмотря на заочные «кандалы» Фемиды, он по-прежнему остается депутатом Госдумы.

Реформа в газодобычу

— В настоящее время я нахожусь в Сан-Хосе, но буквально через пару дней у меня запланирован перелет в Европу — в Польшу и Украину, так как по сей день продолжаю сотрудничать с нефтегазовой сферой в Украине. Для плодотворного сотрудничества необходимо сегодня помочь стране с реформой в нефтегазовом секторе непосредственно тем, чтобы сагитировать инвесторов прийти в регион. Также важно внести ряд изменений в налоговую систему и в систему регулирования страны. То есть провести полномерную реформу в энергетической сфере. 

Все эти технологии имеют американское происхождение, потому что именно в Штатах произошел сланцевый бум, и они имеют действительно прогрессивное развитие. Собственно, я ставлю именно такие задачи: принести современные технологии газодобычи в нашу часть света. Всю жизнь я занимался привлечением новых технологий, в том числе и в Россию, но, как оказалось, нам это не нужно, поэтому решил помочь ближайшим соседям.

Власти «незалежной»

— Руководство Украины ровно такое же, как и руководство России. Украинская власть совершенно эквивалентна по составу современному российскому Правительству — абсолютно идентичный союз консерваторов и неолиберальных экономистов. 

Сирия

— Исламское государство — колоссальная проблема, которая стала возможной благодаря, мягко говоря, неудачным действиям Соединенных Штатов. Именно они несут политическую ответственность за появление такого рода боевиков. Понятное дело, они этого не хотели, но, в конечном итоге, все же наломали дров. Я считаю, что это не наша работа, не российская задача эту проблему расхлебывать. Никто не может решить эту проблему без наземной операции. Никакими «крылатыми» ракетами бандформирования не победить. То, что мы туда влезли, — это только для того, чтобы разрекламировать российское участие в компенсации операции по Крыму и по Украине в целом. В том, что мы туда полезли, я не вижу ничего целесообразного, более того, я против этого, считаю, что это трата денег, высока также вероятность того, что будут  человеческие жертвы со стороны наших солдат. 

Запад имеет выгоду из российского вмешательства, от исхода этой ситуации: если мы будем успешными, у них начнет разрешаться проблема с беженцами, если нет — мы себя ослабим и принесем террористическую угрозу внутрь страны. На Западе, конечно, не публично, но кулуарно потирают руки и ждут исхода российского вмешательства.

Мандат или не мандат?

— Я заочно арестован, однако по-прежнему заочно арестованный депутат. Посадить меня в тюрьму сегодня маловероятно. Для того чтобы меня арестовать, необходимо, чтобы кто-то меня выдал России. Я не вижу, что кто-то из цивилизованных стран сегодня готов это сделать. Поэтому в вероятности заключения под стражу я очень сомневаюсь. Здесь, скорее, стоит вопрос в том, какой уровень неприятностей правоохранительные органы Российской Федерации мне готовы доставить. На мой взгляд, задача максимум Следственного комитета состоит в том, если Интерпол примет запрос по розыску (понятно, что все равно не выдадут, потому как все это должны решать национальные суды, и я сомневаюсь, что национальный суд США, Евросоюза и уж тем более Украины сможет принять соответствующее решение о выдаче), то у меня будут проблемы с перемещениями. Мне будет сложно пересекать границы и заниматься тем, чем я занимаюсь. 

ЮКОС 2.0

— Я не вижу никакой перспективы в новоиспеченных уголовных делах ЮКОСа, которые получили развитие сегодня. По-моему, это не более чем возня. Кому-то хочется звезд на погоны, уже подросло новое поколение следователей. Они хотят как-то отличиться, и, собственно, по этому поводу они и пытаются отличиться. 

Дядя Ходор

— С Михаилом Борисовичем Ходорковским за последнее время нашего взаимодействия у нас был лишь один совместный проект на территории США по работе с диаспорой, но это абсолютно все. На этом наше взаимодействие было окончено. Личные же отношения у нас с ним прекрасные, а деловых отношений нет. 

О патриотизме

— Считаю, что любой патриот России должен сделать вклад в развитие Украины. От этого зависит развитие и России в будущем. То, что Украина является очень перспективной страной с точки зрения своего экономического развития, — это точно. Страна большая, население многочисленное, промышленность развита, прекрасный кадровый потенциал, очень удачное географическое положение. Проблемы здесь те же, что и в России — всеобщая неопытность и не самый высокий уровень руководства страны, прежде всего Правительства, экономического блока. 

Информационная война

— Я достаточно часто пытаюсь убедить коллег на Украине учиться на российском опыте. Потому что проблемы стран достаточно схожие, как схожи и ошибки. Глядя на то, что сработало или не сработало в России, можно выстраивать вполне себе эффективную перспективу. Все же умный человек должен учиться на чужих ошибках, а не на своих. Но, к сожалению, коллеги стремятся перенять все опытным путем, нежели их избежать. Но некоторых ошибок все же удается избежать: к примеру, монетизация льгот — не без моего скромного участия Правительство Украины удалось отговорить от данной инициативы. 

Депутатские зарплаты

— Дабы быть справедливым, не могу не сказать о том самом скачке депутатских зарплат, когда они сначала вознеслись к достаточно большому показателю, а с наступлением кризисной волны вновь вошли в стабильно среднее русло. Лично я в момент повышения жалования, когда еще восседал в Госдуме, направлял разницу надбавки на расходы по избирательным кампаниям в своем регионе, в Новосибирск, пока у меня вообще все не отобрали. 

Несмотря на повышение-снижение депутатских зарплат, система в целом все равно неправильная. Я, например, вносил предложение о том, чтобы зарплата народного избранника была привязана к средней зарплате по региону, от которого он баллотировался. Пусть эта привязка идет с каким-то коэффициентом, но чтобы депутат был напрямую заинтересован в том, чтобы росла зарплата у его избирателей. Положительный отклик в нижней палате я так и не нашел, абсолютное большинство оказалось против такого рода расклада.

Поросенок Пётр? Трактор?

— Нынешнее состояние дел программируется абсолютно воровским капитализмом. А система сама по себе уже себя изживает и движется к переменам. Фундаментальные причины сдвигов уже, я считаю, сложились. Страна 25 лет живет во власти либеральной верхушки, и, как бы правители ни сменялись, все равно политика, которая ими проводится, с экономической точки зрения несменяема и является классической неолиберальной, монитористской. При Путине, хоть об этом не принято говорить, к этому добавился элемент клептократии и воровства в интересах госкорпораций. Качественно восседатели этих госкорпораций от бизнесменов 90-х мало чем отличаются, разница лишь в механизмах назначения. В общем-то, пока эта система не будет сменена, кардинальные перемены не произойдут. 

Кто дальше?

— Думаю, на ближайших выборах давлению подвергнутся в основном губернаторы. На них будет возложен груз максимально честных и открытых выборов. Не исключено, что по регионам распихают те же пресловутые видеокамеры. Кремль приложит все усилия к честности подсчета голосов, чтобы не было никаких сомнений. К примеру, если не пускать к выборам тот же пресловутый «Парнас» заранее, на уровне еще недопуска, то на уровне голосов допустят всех. Ведь что такое Парламент? Парламент представляет общество, и он должен представлять его в том виде, в котором это общество есть. Сегодня в обществе есть совершенно определенно доминирующая повестка дня. Нравится нам это или не нравится, но есть 85 процентов пропутинского большинства: оно пропутинское не в плане экономики, а в плане внешней политики. Эти люди действительно поддерживают действующего национального лидера. Это совершенно не означает, что они будут поддерживать его через 2-3 года, но сейчас они действительно «за». Точно так же существует 15 процентов тех, кто против. Соответственно, честный и презентативный Парламент — тот, который представляет общество, в нем должна быть расстановка сил соответственно 85/15. Это, конечно, если мы хотим иметь Парламент. Если эти самые 15 процентов не получат представительства в палате, то это будет означать, по сути, что Парламент не будет Парламентом, он просто не будет репрезентативным. 

Что касается кандидатов на должность главы государства, то я сомневаюсь в кардинально новых претендентах. Конечно, политтехнологи, думаю, попробуют привнести что-нибудь забавное и интересное. Хотя бы для того, чтобы был интерес к выборам. Какой-нибудь нетривиальный кандидат все же может появиться. Другой вопрос — можно ли в нынешней системе ожидать альтернативного кандидата, который сможет выиграть выборы? Нет, нельзя. Далеко ходить не надо — возьмем Белоруссию. Там женщине-оппозиционеру дали возможность участвовать в выборах. Участвовать реально ей совершенно не мешали, но победить ей априори было нельзя в сложившихся условиях. Тем не менее поучаствовала, мировое сообщество на это отреагировало — участие честное, галочку ставим, санкции снимаем. Ровно тот же самый расклад нельзя исключать и в наших условиях.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру