Акции протеста
Запуск системы можно охарактеризовать одним словом – «неудача». Несмотря на хваленые заявления о полной готовности «Платона», в первый же день «старта» сайт системы «упал», сделав невозможным регистрацию или пополнение счета. Кроме того, наблюдались сбои, названные Минтрансом России «локальными», однако влиявшие на некорректное отображение пробега и произвольное списывание средств со счетов.
Обещанный накануне запуска шестимесячный «мораторий» на штрафы введен не был. Законодательная поправка не была внесена, а новость, анонсирующая отсрочку, была своевременно удалена с официального сайта Министерства транспорта Россия.
Разумеется, реакция не заставила себя ждать. По трассам страны прокатилась волна протестных акций, омрачившаяся ДТП со смертельным исходом. В четверг, 19 ноября, на 167-м км трассы М10 под Тверью муковоз въехал в толпу митингующих дальнобойщиков. Один мужчина погиб, еще трое получили серьезные травмы.
Если первую неделю дальнобойщики Чувашии оценивали обстановку, то минувшая – разразилась протестами. В Чувашии прошли сразу две акции, демонстрирующие солидарность с всероссийской тенденцией.
Во вторник, 24 ноября, в сквере Чапаева прошел митинг протеста. На акцию собрались около 100 водителей большегрузов и грузоперевозчиков.
– Мы собирались провести мероприятие у памятника Гагарину, – рассказывает один из участников. – Однако нам выделили место в сквере Чапаева, что не могло не сказаться на массовости митинга. В чем причина? По-видимому, власти не хотят, чтобы мы привлекали излишнее внимание.
Помощь в организации мероприятия оказал местный горком КПРФ, подавший организационную заявку в Минкультуры Чувашии. Однако в ведомстве отказались принять уведомление о митинге, сославшись на нарушение сроков подачи заявки. Поэтому акция была перенесена в сквер Чапаева, который, согласно республиканскому законодательству, не требует разрешения властей на массовые мероприятия.
На следующий день, вечером 25 ноября, в столице Чувашии прошла акция «улитка», суть которой заключается в передвижении колонной грузовиков по одной полосе с минимальной скоростью.
В акции принимали участие около двух десятков большегрузов и легковых автомобилей. Они собрались у остановки «Восточная проходная», чтобы колонной проследовать по проспекту Тракторостроителей до кольца «Ромашки».
Оба мероприятия проходили под надзором правоохранительных органов. Митинг в сквере Чапаева фиксировали сотрудники Полиция, а проезд по Новоюжному району Чебоксар сопровождали сотрудники ГИБДД. При этом в пресс-службе МВД по Чувашии отмечают:
– Прошедшие в Чувашии акции затрудненности транспортного движения не вызвали. Все прошло спокойно и в рамках законодательства. Разумеется, инспекторы выезжали на места, проводили беседы, предупреждали о необходимости соблюдения норм ПДД.
При этом на сайте Минтранса России (продублировано Министерством транспорта Чувашии – прим. ред.) появилось сообщение, где говорилось, что «в целях предупреждения и приостановки незаконных акций дальнобойщиков Минтранс проводит активную работу совместно с полпредствами, региональными властями, силовыми структурами, ГИБДД и территориальными управлениями Федерального дорожного агентства». А пресс-службы Минтранса Чувашии и республиканского МВД отвергают какое-либо усиление мер противодействия:
– Мы работаем в штатном режиме, – добавляют правоохранители. – Единственное усиление предусмотрено планом и никак не связано с протестами. Резервные группы ГИБДД МВД по Чувашии сформированы на случай усложнения ситуаций любого характера – от криминогенного до климатического или техногенного происшествия.
Обещания и слухи
Однако на этом никто не планирует останавливаться. Очень многие дальнобойщики готовы продолжать протестовать.
– Понимаете, мы уже не верим в обещания, – резюмирует участник митинга в сквере Чапаева. – Сколько их было, и какой результат? Мы требуем полной отмены системы «Платон». В конечном счете, этого потребуют не только дальнобойщики. Перевозчики приспособятся, рынок адаптируется, возьмет надбавку с производителя. А оплатит конечный потребитель.
На сегодняшний день рано делать конкретные выводы о росте цен. Существуют разные мнения. Одни говорят о повышении тарифов на грузоперевозку в пределах 0,1% (Росавтодор), другие – на 17-20% (аналитики Газпромбанка, прогноз на март 2016 года). Ожидать ли роста цен на продукты? В Минтрансе приводят статистику, где говорится, что лишь 8,5% всех автомобильных грузоперевозок приходятся на продовольственные товары. Основной массив большегрузов (83%) занят перевозкой навалочного материала, что, однако, также не мешает говорить о росте цен на недвижимость.
Как бы там ни было, результат покажет время. Сейчас известно лишь, что система запущена, а прогнозные сборы от нового налога (около 40 млрд рублей – прим. ред.). внесены в проект бюджета Российской Федерации на следующий год. На сайте Федерального дорожного агентства сообщается о 600 тысячах зарегистрированных транспортных средствах и 550 млн рублей, собранных на момент 27 ноября 2015 года.
Кроме того, наконец уточнен момент, исключающий дублирующие платежи. Росавтодор распространил информацию о том, что новый налог не будет взиматься на платных участках федеральных трасс общего пользования. А иностранные дальнобойщики освобождены от ранее действующего сбора «за проезд автотранспортных средств, зарегистрированных на территории иностранных государств, по автомобильным дорогам Российской Федерации».
Проекты и поправки
И тем не менее техническое исполнение нового налога вызывает массу вопросов, проблем и недочетов. В связи с этим 16 ноября, сразу после запуска системы, в РФ был внесен законопроект о 3-летнем моратории на взимание платы за проезд большегрузов. Законопроект № 928008-6 направлен в Комитет по бюджету и налогам, а с его текстом можно ознакомиться на официальном сайте Государственная Дума РФ России.
Авторы проекта считают «целесообразным в условиях социально-экономического кризиса в России отложить на три года введение взимания платы». В пояснительной записи к проекту сказано:
– Действующая система штрафов за нарушение ПДД с тенденцией к их увеличению; ежегодно возрастающие суммы транспортного налога; отсутствие автодорог, соответствующих требованиям их эксплуатации, отсутствие транспортной инфраструктуры и придорожного сервиса; увеличение стоимости запчастей и топлива формируют нелучшие условия для ведения бизнеса в сфере автоперевозок и существенно влияют на его доходность.
В основном большегрузы приобретены на кредитные средства и находятся в залоге у банков. Дополнительная финансовая нагрузка затруднит соблюдение графика платежей. Может быть полностью разрушена отлаженная система взаимодействия малого бизнеса, заказчиков перевозок, банков, кредитующих перевозчиков, и прочих структур, обслуживающих данный сектор экономики (топливо, ремонты, запчасти, страховки и пр.).
Кроме того, на сайте Минтранса России опубликована новость, датированная 20 ноября 2015 года. В ней сказано о совместных с депутатами Госдумы поправках в КоАП РФ, вносящих некоторое смягчение в систему штрафов.
Так, водители большегрузов, которые принадлежат российским перевозчикам, будут освобождены от штрафов за неуплату «Платона». В действующей редакции статьи 12.21.3 КоАП РФ им грозит штраф в 5 тысяч рублей.
Коме того, «отечественных» собственников 12-тонников предлагают наказывать штрафом в 50 тысяч рублей (в действующем варианте – 450 тысяч рублей), а за повторное нарушение – на 100 тысяч рублей (сейчас – 1 млн рублей). До принятия поправок штрафы с водителей российских большегрузов взиматься не будут.
Однако пока это лишь слова. И, как ранее справедливо заметили дальнобойщики Чувашии, доверия к ним мало. А потому, пока хоть что-то не закреплено законодательно, этого и нет вовсе. Законопроект могут принимать годами, а успокоительные анонсы на официальных ресурсах Министерства транспорта имеют тенденцию исчезать.