«Нам сказали, что помощи от государства мы не получим»
О том, как прошел Год литературы в Чувашии, Михаил Николаевич рассказывал нашему корреспонденту со слезами на глазах.
— Год литературы и Год Константина Иванова в нашей республике, отвечу, не скрывая, прошел очень плохо. В январе нас, всех активных писателей Чувашии, собрали в . Изначально было сказано, что в этом году мы не получим из бюджета ни копейки. Зато сразу потребовали организовать выставку к открытию Года литературы в Театре оперы и балета. Мы попросили хоть какие-то крохи на ее организацию, но нам снова ответили, что денег нет. Это было просто поразительно для меня и моих коллег. Тогда зачем весь антураж, что мы якобы проводим Год литературы. Чтобы отчитаться или для показухи? — говорит Юхма.
Тем не менее выставку писатели организовали на свои средства
Выставка к открытию Года литературы в Чувашии прошла на высшем уровне. Союз писателей Чувашии подготовил тематические фотографии и картины из истории чувашской литературы, сделал плакаты с лозунгами как на чувашском, так и на русском языках, все писатели были в национальной одежде.
— Никто не ожидал, что мы так подготовимся. Даже глава республики. Ведь Михаилу Васильевичу Игнатьеву передали, что мы ничего якобы проводить не будем, а ему очень понравилось, — вспоминает председатель Союза писателей Чувашии.
О статусе писателя
— Неужели в Год литературы из бюджета республики не было выделено никаких средств писателям Чувашии?
— Ни копейки мы в этом году не получили. Статус писателя в нашей республике опустили донельзя, до человека с вечно протянутой рукой. До 1997 года мы получали поддержку из федерального бюджета, шел трудовой стаж писателя. Сейчас нет ничего. Все книги, которые сейчас издаются чувашскими писателями, печатаются за счет личных средств авторов или спонсорской помощи. Мы хотели провести Фестиваль дружбы четырех литератур Поволжья в Башкирии — русской, чувашской, татарской и башкирской. Немного тогда просили денег в министерстве, хотя бы на дорогу, тоже не помогли. Мероприятия, посвященные памяти чувашских авторов — Ильбека Мигулая, Тужина, 100-летие Кузьмы Турхана, — оказались неинтересными для наших чиновников. Даже перестали нам выдавать помещение для проведения литературных слетов. Русское отделение литературы активных писателей Чувашии решило создать всемирную премию в Национальном музее, но и это мероприятие нам не дали провести в этом году, — с сожалением в голосе рассказал Юхма.
Глава республики простых людей не принимает?
Михаил Николаевич пробовал и лично обращаться за помощью к властям республики.
— С уже бывшим министром культуры Вадимом Ефимовым мы пытались договориться, чтобы министерство выкупило хотя бы часть наших книг, которых у нас на складах более 700 экземпляров. Поначалу согласились, распоряжения какие-то были, но потом все забыли. Пытался записаться на прием к главе республики, чтобы рассказать о нашем бедственном положении, но мне в приеме мне отказали, — вспоминает Михаил Николаевич Юхма.
— Неужели могли отказать известному писателю Чувашии, почетному гражданину нашей республики?
— Да, представьте себе. Я уже ничему не удивляюсь, — добавил в разговоре наш собеседник.
* * *
Я к вам пришел из края ста невзгод.
Я долго здесь стучался у ворот.
Не муками богат я, а судьбой.
Не ложь, а песни
Я принес с собой.
Я верю в теплоту сердец людских —
И к правде я зову их что ни миг.
Зову своей строкой день ото дня.
Но слышат лишь немногие меня...
Это стихотворение Михаила Юхмы, написанное в 1967 году, имеет автобиографичные мотивы настоящего времени.
На какие средства живут писатели
В этом году Союзом писателей Чувашии было издано порядка 20 новых книг. В том числе роман о Константине Иванове в красочной обложке.
— В нашем Союзе 197 писателей. Всем вместе нам проще, стараемся поддержать каждого. В нашем Союзе нет ни одного писателя, который бы не издал хотя бы двух книг. Все книги издаются за счет наших собранных средств — пенсии, подработки, спонсорская помощь от предпринимателей, которой с каждым годом все меньше и меньше.
Как живут писатели в соседних регионах
О бедственном положении писателей Чувашии известно и коллегам из соседних регионов.
— Когда я рассказываю, в каких условиях мы существуем, наши соседи, например татары, очень удивляются. В Татарстане каждый член Союза писателей ежегодно получает президентскую премию, а в Удмуртии, Мордовии, Марий Эл Союзы писателей полностью содержатся государством. Мы же выживаем только благодаря собственным средствам и огромному желанию творить, — говорит Михаил Николаевич.
В настолько бедственное положение писателей Чувашии не поверилось и председателю Союза писателей Новгородской области Анатолию Молоканову, с которым связался наш корреспондент.
— Мы, признаться честно, тоже выживаем, знаете, я даже взял в этом году кредит. Думал, что получим хоть какие-то средства и расплачусь, не вышло. Выплачивают нам еще членские взносы на писателей по 1000 рублей, но и то хорошо. А так в основном помогают меценаты, администрация где-то выделит помещение для проведения мероприятий. Что касается ситуации в вашей республике, думаю, это какое-то недоразумение. Обидно за коллег, — говорит Молоканов.
О значении книги
Михаил Николаевич рассказал, что думает о важности литературы для народа.
— Расскажу вам одну историю. Книга «Древняя Чувашия» как-то попала в руки нашему земляку-художнику, который живет в Рязани. Его родители в детстве увезли с родины, о Чувашии он не помнил ничего. Великая история предков настолько потрясла художника, что он сменил свое имя. Был Вячеславом, стал Атиллой, а фамилию взял Хун. У нас на самом деле величественная республика, с великими именами, мы не должны об этом забывать, сохраняя нашу литературу, мы сохраним историю нашего народа и родной язык, — говорит Юхма.
***
Ты сын Чувашии,
Друг мой, ты чей?
Кто предки ваши?
Живешь в Чувашии?
Ты — сын ее!
Раз так, уж ты не забывай
Советы матери родной.
Раз так, всегда ты уважай
Ее язык простой.
Республику свою люби!
Цени ее дела!
И никогда не оскорбляй
Тот хлеб, что мать пекла.
Спи крепко и не бойся ничего.
Ведь мать хранит тебя,
Из зыбки мягкой никогда
Не выронит дитя.
Тема Родины актуальна в поэзии современной чувашской поэтессы Ирины Телейпи.