Как правильно действовать при покупке некачественной бытовой техники

Какие жалобы, потребитель?

15 марта во всем мире отмечается День защиты прав потребителей. Какие вопросы по теме актуальны для нашей республики, какие есть пробелы в законе, какими правами обладают потребители, и как они реализуются — темы нашего интервью с адвокатом Екатериной Олеговной Добрынкиной.

— Екатерина Олеговна, расскажите, какие ситуации актуальны по Закону «О защите прав потребителей» для Чувашии. 

— Актуальны проблемы, связанные с покупкой  бытовой техники ненадлежащего качества (телефоны, телевизоры, стиральные машины и прочее). Бытовая техника стала неотъемлемой частью жизни каждого человека,  мы очень много приобретаем товаров в качестве подарков, для личного использования. Ни для кого не секрет, что бытовая техника очень быстро устаревает, а также на рынке каждый день появляются новые, более совершенные модели, которые хочется приобрести. Зачастую доверители обращаются с вопросами о замене смартфона ненадлежащего качества. Такая возможность действительно есть, если гарантийный ремонт не даст результатов и недостаток проявится вновь, возникнут иные недостатки. Но тут вопрос еще в другом. Дело в том, что продавец имеет право провести экспертизу. Однако продавцы злоупотребляют этим правом, просто берут товар, направляют абы какому специалисту, тот пишет, что товар исправен, а потом утверждают, что это экспертиза, и отказывают в возврате денег.  

Также часто возникают такие вопросы: «Могу ли я за сотовый телефон ненадлежащего качества (бракованный, испорченный не по моей вине) вернуть назад свои деньги или обменять его и не отдавать в гарантийный ремонт в течение всего гарантийного срока или только в течение 15 дней? Является ли телефон технически сложным товаром?» Тут нужно учесть, что не всякий сотовый телефон относится к технически сложному товару, все зависит от того какой у вас «аппарат». Последнее постановление Правительства РФ  сотовые телефоны не относит к технически сложным товарам. 

Что же касается сферы услуг, то здесь больше всего обращений идет по установке окон, дверей. Сейчас на улицах очень много рекламы с обещаниями сделать быстро и качественно, потом люди, недовольные качеством выполненных работ, приходят к нам на прием. Бывают сезонные обращения граждан, связанные с вопросами возврата некачественной обуви.

— Много ли, на ваш взгляд, пробелов в Законе «О защите прав потребителей»?

— Сказать, что в Законе «О защите прав потребителей» не имеется пробелов, было бы неправильным, но их можно устранить. Возможно, закрепить право обращения общественного объединения потребителей в защиту неопределенного круга потребителей в суд по месту своего нахождения. Необходимо конкретизировать ряд положений Закона РФ «О защите прав потребителей», в частности, внести поправки в статью 8, раскрыв понятие «наглядной и доступной формы» доведения информации об изготовителе (исполнителе, продавце), товарах (работах, услугах), поскольку в законе не учтены недобросовестные способы подачи информации, что создает множество лазеек для недобросовестных продавцов, исполнителей. А также закрепить обязанность участников правоотношений соблюдать требования добросовестности, разумности и справедливости по отношению друг к другу и установить ответственность за нарушения указанных требований, не декларативную, а реальную, которая стимулировала бы производителя к добросовестному исполнению норм закона.

— Многие сейчас закупаются через Интернет. Подлежит ли купленный «в сетях» товар возврату? 

— Главное правило, которое действует в отношении товаров, купленных в интернет-магазине, — это право отказаться от покупки и вернуть товар без объяснения причин в течение 7-и дней после доставки (а также в любое время до момента доставки), то есть не надо давать объяснения по поводу расцветки, фасона и прочее. Важно, что вместе с товаром покупателю должна быть предоставлена письменная памятка о праве вернуть товар в течение 7-и дней. Если такая памятка не была предоставлена, то срок возврата увеличивается до 3-х месяцев. При покупке в интернет-магазине в течение 7-и дней после доставки можно отказаться от любого товара. Единственное ограничение — нельзя вернуть товар, изготовленный на заказ (по индивидуально-определенным характеристикам), если отсутствуют недостатки. Еще одно условие — товар не должен иметь следов использования, сохранены ярлыки и пломбы, сохранена упаковка.

— В Законе «О защите прав потребителей» есть определение «товар ненадлежащего качества». Если купленный в магазине телевизор сломался через 8 месяцев, это какой товар? Надлежащего качества или ненадлежащего?

— Под товаром ненадлежащего качества нужно понимать то, что в товаре есть некий недостаток, создающий препятствия к его использованию. Статья 4 Закона «О защите прав потребителей» говорит о том,  что качество товара должно соответствовать, в первую очередь, условиям заключаемого договора. Далее по списку: целям приобретения товара, образцу, если товар приобретается по образцу или описанию и, соответственно, если в отношении того или иного товара есть комплекс обязательных требований, которые установлены действующими законодательными или иными нормативно-правовыми актами. То есть качественный товар должен отвечать всем этим требованиям.

— На какой законодательный акт можно сослаться, если у меня отказываются принять в ремонт товар, находящийся на гарантии, мотивируют тем, что коробку я не сохранила?

— Действия продавца неправомерны, поскольку условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными. Если в результате исполнения договора, ущемляющего права потребителя, у него возникли убытки, они подлежат возмещению изготовителем (исполнителем, продавцом) в полном объеме. Ссылаться на Приказ МАП от 20.05.1998 № 160, статья 503 ГК РФ, ст. 16 ЗоЗПП.

— Какие нарушения в области защиты прав потребителей в вашей практике выявляются наиболее часто, и какие меры по их предотвращению вами предпринимаются? Может быть, есть какая-то определенная статистика?

— Как и говорилось ранее, наиболее часто встречаются нарушения в области торговли — покупка бытовой техники, одежды, сфера услуг. Чаще всего нарушается право покупателя на полную и достоверную информацию о продукции либо услуге. Зачастую недобросовестные продавцы умышленно скрывают полную информацию о товаре: цена, указанная на ценнике, не соответствует действительности, манипуляции с мелким шрифтом, искаженная информация о скидках на товар и прочее. Связано это с тем, что в Законе «О защите прав потребителей» не учтены недобросовестные способы подачи информации, что создает множество лазеек для недобросовестных продавцов, исполнителей. Мера по предотвращению нарушений такова — это составление юридически обоснованных претензий. Зачастую обращения по претензиям решаются моментально, как только продавец эту грамотно составленную претензию получает. Либо защита прав потребителя в судебном порядке. 

— Вправе ли продавец вернуть за некачественный товар деньги не в полном объеме, мотивируя это тем, что его стоимость понизилась из-за  того, что покупатель им уже пользовался и товарный вид был потерян?

— Продавец будет неправ, отказывая возмещать деньги не в полном объеме за некачественную продукцию. Данный вопрос регламентирован статьей 503 п. 5 Гражданского кодекса РФ, которая говорит о том, что при возврате покупателю уплаченной за товар суммы продавец не вправе удерживать из нее сумму, на которую понизилась стоимость товара из-за полного или частичного использования товара, потери им товарного вида или подобных обстоятельств. Поэтому здесь действует прямая норма, не позволяющая говорить о возможности уменьшения цены товара, по которой он был приобретен.

— Вы приводили статистику по жалобам потребителей, с учетом кризиса эта статистика как-то меняется? Не отслеживали ситуацию?

— Кризис существенно не повлиял на характер жалоб. По-прежнему подавляющая часть жалоб приходится на сферу предоставления услуг и торговли. В сфере услуг распространены жалобы по вопросам предоставления услуг ЖКХ. Необходимо отметить, что в этой сфере защита прав потребителей реализуется крайне неэффективно. Связано это и с пробелами в Жилищном кодексе, Гражданском кодексе, над устранением данных пробелов в настоящее время работает законодатель.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

...
Сегодня
...
...
...
...
Ощущается как ...

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру