— Изменения в плане государственной поддержки по проезду отдельных категорий граждан будут следующие: с 1 января изменится сам механизм предоставления господдержки, — прокомментировал Сергей Димитриев. — В соответствии с действующим законодательством, в соответствии с Бюджетным кодексом РФ принято решение о том, что сначала граждане должны будут оплачивать стоимость проездного билета, а затем сумма, порядка 150 рублей, им будет возвращаться.
Чем бы правительство Чувашии ни тешилось, лишь бы механизм действительно работал... Надо сказать, что новая процедура получения выплат будет довольно неудобной, и чиновники это признают. Гражданам будет необходимо либо самостоятельно, либо через уполномоченные лица ежеквартально до 15 числа представлять в отделы социальной защиты населения по месту жительства заявление по утвержденной форме, копию паспорта, а также месячный проездной билет на автобус городского или пригородного сообщения.
— Такие меры необходимы для того, чтобы бюджетные расходы были более эффективными и при этом учитывались. То есть если раньше гражданин имел льготу, но ей не пользовался, в бюджетные расходы его льготы все равно входили, — пояснил министр. — Просто потому, что он на льготу имел право. Сейчас же новый механизм позволит учитывать только тех льготных пассажиров, кто пользуется бюджетной привилегией. Повторюсь, меняется лишь механизм пользования льготой. Все граждане, кому полагаются выплаты, могут продолжить их получать.
Предполагается, что такие меры позволят сделать финансовые потоки на общественном транспорте более прозрачными. К примеру, если льготный пассажир воспользовался автобусом Чувашавтотранса, плата за проезд пойдет в предприятие; проехался льготник на троллейбусе — средства идут на счет Троллейбусного управления. «Общий котел», куда сливаются все льготные транспортные финансы сейчас, по мнению авторов идеи нововведения, не дает увидеть реальную картину распределения доходов перевозчиков.
— Как объясняют в ЕТК, конечно, существуют специальные формулы для расчета пробега автотранспорта, но они не в силах дать полную ясность, — рассказал «МК» в Чебоксарах» заместитель министра транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики Алексей Тимофеев. — Да, такого рода решение, как смена механизма учета и распределения льготных бюджетных средств, непростое, оно затрагивает социально значимую сферу, но это вынужденная мера. Нам нужно сохранить перевозчиков, которые не сегодня так завтра могут просто закрыться из-за того, что им не выдают субсидии. Промежуточных звеньев между пользователем и поставщиком услуг быть не должно.
В конечном итоге льготный проездной билет в виде карты для безналичной оплаты проезда для федеральных и региональных льготников будет действителен до 1 января 2017 года. Правда, в Минтрансе Чувашии просят по окончании срока действия его не выкидывать, поскольку сейчас прорабатывается вопрос по установлению разницы в оплате проезда за наличный и безналичный расчет. То есть за безналичный расчет появится возможность сэкономить определенные средства при проезде в общественном транспорте. Кстати, в новом году Минтрансом Чувашии не предполагается отмена каких-либо социально значимых маршрутов. Но небольшая оптимизация все же возможна за счет перераспределения транспортных и пассажирских потоков на определенных маршрутах.
— Минтранс всегда готов к открытому диалогу, и мы в зависимости от необходимости, по требованиям населения готовы оптимизировать либо рассматривать отдельные схемы движения маршрутной сети, — обратил внимание официальный представитель транспортного министерства Алексей Тимофеев.
Откровенно говоря, с принятием нововведений никто не может утверждать со стопроцентной уверенностью, что они в конечном итоге спасут ситуацию. Объективно-субъективные факторы имеют свойство влиять на текущее положение вещей при любом развитии событий. Но здесь стоит сказать, что республиканское правительство уже имеет практику отмены решений, которые не срабатывали так, как задумывались.