В Чувашии введение безналичного расчета вызвало волну недовольства

Частники не хотят лишаться «черных» касс?

Обновление ценника тарифа и введение на всех видах общественного транспорта терминалов для безналичной оплаты проезда наделали немало шума. Новые практики часто вызывают гнев консерваторов. Но на этот раз все не так просто, как кажется. Ведь изменения в подходе к контролю за финансовыми потоками среди перевозчиков в первую очередь коснулись их «черных» касс.

Частники не хотят лишаться «черных» касс?
Фото: cheboksary.ru

С 1 января 2017 года законом Чувашской Республики «Об организации перевозок» были введены дополнительные обязательства для перевозчиков. А именно обеспечение приема безналичной оплаты проезда.

— В каждой машине общественного транспорта в Чувашии должно быть обеспечено право пассажира на оплату проезда путем безналичного расчета. Это же требование продублировано в правилах организации регулярных перевозок, — пояснили в Минтрансе Чувашии.

Сделано это было, во-первых, для удобства и безопасности пассажиров. Безналичная оплата избавит водителя от необходимости отвлекаться от дороги при пересчитывании денег. Теперь оплатить проезд можно не только транспортными, но и банковскими картами. Терминалы, используемые на общественном транспорте, принимают оплату с бесконтактных карт с транспортным приложением VISA, MasterCard, MasterCard PayPass/Visa payWave, карт платежной системы «Мир». Во-вторых, тарифы в регионе построены таким образом, что решать, как платить и сколько, может сам пассажир: при наличной оплате стоимость составит 17 рублей в троллейбусе, 18 рублей в автобусе и 22 рубля в маршрутке. При безналичной оплате проезда стоимость будет ниже ныне существующей: 13 рублей в троллейбусах, на автобусах — 14 рублей, маршрутках — 18.

— Это было сделано для того, чтобы все финансовые потоки проходили через банковские структуры. Сейчас денежные средства, которые списываются с карты через терминал, аккумулируются на специальном банковском счете. Затем банк распределяет средства между перевозчиками, — уточнили в Минтрансе. — Оператор обеспечивает работу терминалов, но к деньгам непосредственного отношения не имеет. 

Согласно постановлению Кабинета министров Чувашской Республики от 31 декабря 2013 года, региональному Минтрансу было поручено определить в установленном законодательством РФ порядке уполномоченного оператора, ответственного за изготовление, оформление и продажу карт для безналичной оплаты проезда на общественном транспорте. По всем законодательным нормам и правилам, с помощью конкурса оператором была выбрана компания ООО «Единая транспортная карта». С победителем был заключен контракт на 10 лет.

— В настоящее время ведется активная работа с перевозчиками, — пояснили в ведомстве. — И сегодня, как уполномоченный орган, мы говорим, если перевозчик отказывается устанавливать терминал, мы вправе разорвать с ним договор. Государственные и муниципальные перевозчики по прозрачной схеме учета доходов работают давно. Не стоит забывать, что они перевозят льготников, а льготные карты, как известно, электронные. Остальные же — частные перевозчики — могли себе позволить доходы просто-напросто не показывать. Здесь их ни в чем не обвинишь, потому как они работают по вмененной или упрощенной системе налогообложения. Сейчас же средства, которые через безналичный расчет будут проходить по банковскому счету, по договору, станут действительно прозрачными. 

Но стоило властям взяться за тотальную чистку «черных» касс перевозчиков, как заработал широкий общественный резонанс: СМИ взбудоражили свои аудитории, акцентируя внимание на удорожании проезда, а рядовой потребитель, в общем-то, самостоятельно разобраться в сути и причинах изменений не захотел. Поэтому за разъяснением сути конфликта интересов еженедельник «МК» в Чебоксарах» обратился к самим перевозчикам.

— С помощью введения системы терминалов безналичной оплаты проезда станет возможным обнажить реальные доходы перевозчиков, — рассказал Владимир, учредитель компании, занимающейся пассажирскими перевозками. — Сегодня же существует так называемый «черный» рынок, где оптом закупаются рулонные билеты — стоят они копейки, да и типографий, готовых распечатать упаковку таких билетов, много. Автопредприятия, как правило, могут запросто эти «левые» билеты реализовать. Сколько их продают за день, неизвестно, да и никак не уследишь. Поэтому наши предприятия и не досчитываются солидной прибыли.

Суммарный оборот по маршруткам только по городу составляет минимум 1,5 миллиарда рублей в год. В Чебоксарах работает порядка 500 машин, которые в среднем в день продают по 400 билетов в течение 300 рабочих дней, за исключением выходных. Это очень большие деньги. И за счет налогообложения этих доходов в полном объеме городской бюджет имел бы серьезное подспорье. Сейчас же реальные доходы перевозчиков скрыты от посторонних. В масштабе полумиллионного города теневые доходы за определенный период времени могут составлять бюджет одной из социальных программ, который столица в конечном итоге не досчитывается.

В сентябре прошлого года в Чебоксарах состоялась конференция на тему «Применение безналичной оплаты проезда на транспорте общего пользования». Ее участниками стали представители органов исполнительной власти, местного самоуправления и бизнеса. В их числе недавно снятый с должности распоряжением регионального руководства министр транспорта Михаил Резников, управляющий Чувашским отделением ПАО Сбербанк Юрий Бычковский и другие. По данным, которые были озвучены в ходе мероприятия, рынок транспортных перевозок Чувашии (без учета такси) оценивается примерно в 10,5 миллиарда рублей в год.

— Охват безнала на транспорте составляет 10 процентов вместе с проездными. Таким образом, 9,45 миллиарда рублей ежегодно — это неучтенный оборот. При средней ставке налогообложения в 15 процентов бюджет Чувашской Республики не получает от 2,7 до 5,55 миллиарда рублей ежегодно, — посчитали специалисты — участники конференции. — Но и это еще не все. Недополученные налоги в бюджет региона от деятельности по перевозкам пассажиров составляют около 500 миллионов рублей в год. При этом бюджетного субсидирования на сумму в 200 миллионов рублей в год требуют перевозчики льготников по льготным проездным.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру