Город Чебоксары продолжает бороться с «маршрутной мафией»

Комфорт и безопасность пассажирских перевозок, а точнее их отсутствие на дорогах столицы, в свое время подтолкнули чебоксарскую мэрию основательно взяться за городскую транспортную сеть. Началось все с малого: муниципальные власти призвали особо неконтролируемых на тот момент перевозчиков-маршрутчиков к обновлению автопарка в пользу современных микроавтобусов взамен полуразваленных «ГАЗелей». И ведь тогда никто даже не мог представить, что такое решение повлечет за собой масштабные реформы.

Город Чебоксары продолжает бороться с «маршрутной мафией»

На минувшей неделе в администрации Чебоксар состоялась презентация плана оптимизации городской транспортной сети, разработанного Научно-исследовательским и проектным институтом территориального развития транспортной инфраструктуры (г. Санкт-Петербург), с последующим публичным обсуждением. Большой зал мэрии был заполнен до отказа желающими высказаться по обозначенной теме. Градоначальство в очередной раз вышло на открытый диалог с горожанами. 

Участие в общественных обсуждениях приняли и.о. главы города Николай Владимиров, заместитель главы администрации Чебоксар Алексей Маклыгин, представители Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики, Прокуратуры, полиции, ГИБДД, УФАС, члены исследовательской группы во главе с генеральным директором института, а также активные горожане.

Казалось бы, последние пришли по зову сердца и по небезосновательным опасениям в адрес реновации. Но нет. Открытая площадка, организованная столичным руководством для того, чтобы были услышаны все, превратилась в искусственно подогреваемый конфликт интересов с агрессивно настроенными спикерами.

Стоит начать с того, что за несколько дней до «публички» по Интернету начали «гулять» призывы к участию: «20 июня в 15.00 состоятся общественные слушания об отмене 65 маршрута в администрации города Чебоксары! В 14.15 на остановке, где магазин «Калач» будет ждать маршрутка, которая бесплатно отвезет и привезет обратно желающих принять участие в слушании и высказать свое мнение. При себе иметь паспорт. Не оставайтесь равнодушными! Важен голос и участие каждого!» (грамматика и пунктуация сохранены — прим. ред.).

То есть перевозчики, чьи маршруты, согласно плану оптимизации, планируется реорганизовать либо сократить, набирали целые микроавтобусы людей для последующей доставки на слушания. Но и это еще не все. Либо по собственному незнанию, либо из соображений сознательной дезинформации горожан подобные объявления стали появляться в подъездах жилых домов ряда микрорайонов.

Чего пытались добиться коммерсанты, становится понятно, если изучить документ планирования. По данным исследований санкт-петербургских специалистов, представленных в мэрии и опубликованных в открытых источниках — на официальном портале нормативно-правовых актов Чувашской Республики, в городе как один из подходов к оптимизации транспортной сети рассматривается сокращение сразу 20 маршрутов. Вот только ушлые маршрутчики умолчали тот факт, что на смену им готовятся прийти автобусы большей вместимости вкупе с троллейбусами. Что, в свою очередь, существенно разгрузит пассажирский трафик и столичные улицы. Частники же уверены: без них город просто не справится с сегодняшним пассажиропотоком.

У руководства Муниципального унитарного предприятия «Чебоксарское троллейбусное управление» видение ситуации иное. Директор предприятия Александр Каныгин, выступая перед собравшимися, рассказал:

— Троллейбусное управление на рынке пассажирских перевозок с 1953 года, маршрутки — от силы лет 15. По­этому позиция, что без них город не сможет, не имеет смысла. Раньше в городе курсировали 200 автобусов и 200 троллейбусов, и это притом, что на Тракторном заводе работали 27000 человек. Выйдите на любую остановку: там по 15 маршруток, 2 ПАЗика, и бедному троллейбусу, который может вместить 100 человек, просто некуда втиснуться. Мы сегодня боремся не за доход, не за пассажира, мы сегодня боремся за свой город и свой комфорт. 

Действительно, в 90-е годы было принято революционное решение по запуску на городские улицы, причем речь идет не только о Чебоксарах, самых дешевых микроавтобусов. Сложности в экономике страны позволили «ГАЗелям» встать на маршруты муниципальных предприятий. За счет малой вместимости и большого спроса на городских транспортных артериях их число стало расти. Наравне с тем, что трафик забивался маршрутками в городах, последние 20 лет бешеными темпами росло и количество автомобилей, на это  улицы просто были не рассчитаны. С начала нулевых стали появляться серьезные пробки.  Сегодня, согласно данным управления ЖКХ, энергетики, транспорта горадминистрации, на  городские дороги выходят порядка 205 троллейбусов, 60 автобусов средней вместимости, 450 маршруток.

Понимая, что большинство ныне существующих маршрутов, в том числе межмуниципальных, дублируют друг друга, что ведет к неизбежному столпотворению машин на остановках и погоне за пассажирами на скорость, пришло время что-то решать. И решение, во многом не самое популярное, пришло на долю сити-менеджера Алексея Ладыкова. Для этого как раз сложилась благоприятная конъюнктура — реализация многочисленных программ с федеральным финансированием, да и экономический рост в целом по городу.

Следующим шагом в работе с частными перевозчиками стало внедрение карт ЕТК. Данная работа была организована во многом из-за отсутствия инструмента, регулирующего прозрачность финансовых потоков внутри маршрутной сети. Пересудов и возмущений было много. Никто из предпринимателей не хотел открывать сведения о своих реальных доходах и вести их учет. Вплоть до того, что маршруты начали принципиально закрываться.

Затем перевозчиков проинформировали о грядущих исследованиях с дальнейшими переменами. Город захватила вторая волна недовольств.

— Перед нами стоит ключевая задача снизить нагрузку улично-дорожной сети, обеспечив тем самым безопасность дорожного движения, — отмечает заместитель главы администрации столицы Алексей Маклыгин. — Считаем, что направление верное.

Верным данное направление считают и города, уже успешно реализовавшие реновацию на своих улицах. К примеру, столица Татарстана — Казань. Как рассказал первый заместитель председателя Чебоксарского городского Собрания депутатов Виктор Горбунов, депутаты городского депутатского корпуса еще в начале года ездили к соседям для изучения их опыта.

— Казанские коллеги рассказали, что их пассажирский транспорт тоже был ангажированным и правоохранительными органами, и бизнесом, они воевали три года, было дико сложно. Но сейчас горожане благодарят их за новые чистые автобусы. Послушайте меня внимательно: мы ни один маршрут не убираем, мы приводим город к порядку, убираем транспортный коллапс, убираем «муравьиное движение», приводим ситуацию в соответствие с экономической целесообразностью. Новой транспортной системе — быть! — акцентировал Горбунов.

Несмотря на все доводы «за», страсти по реформе утихать не собираются. Пока мэрия готовится к многочисленным судебным тяжбам, которые, как заверили маршрутчики, они непременно инициируют, со стороны властей продолжается работа с горожанами. Как подчеркивает Алексей Маклыгин, все мнения и пожелания по организации движения транспорта будут учтены при принятии итоговых решений.

Городская транспортная система в последние годы действительно испытала на себе немало перемен, каждый раз встречаемых все с большей долей скептицизма. Но при этом сегодня мы уже имеем электронный учет пассажирского транспорта через ГЛОНАСС, электронные табло, удобную систему безналичной оплаты, регулярную работу ГИБДД по профилактике правонарушений (превышения скоростного режима, следования с перегрузом) и другие бонусы организации безопасного дорожного движения. В общем, все, что подвластно муниципальным властям, работает и развивается. Частные же интересы рынка, именуемого в народе «маршрутной мафией», с годовым оборотом «черным налом» более 2 миллиардов рублей, не подлежащим полномерному налогообложению, мешают масштабному развитию.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №31 от 25 июля 2017

Заголовок в газете: Состоялись публичные слушания об изменении транспортной карты столицы

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру