— Эльдар, вы больше пяти лет руководил отделом молодежной политики. Как же так произошло, что вы оказались именно в этой сфере?
— Я окончил Нижегородскую академию МВД, преподавал там с 2006, а после закрытия филиала, где я работал в колледже Академии заместителем директора, по приглашению на тот момент начальника отдела молодежной политики Алексея Львова пришел работать главным специалистом в этот отдел. Это был 2012 год. Здесь свою роль, конечно, сыграли и мои друзья Алексей Ефимов и Дмитрий Щепелев, которые мою деятельность знали очень хорошо. Я в родном институте занимался молодежной политикой, будучи преподавателем, возился со студентами: Cтуденческий совет, научное общество, КВН и т.д. И тут новый вызов, город, столько молодежи! Сомнений вообще не было, знал: здесь сплоченная команда. А окончательно страх прошел, когда были собеседования с главой администрации города Алексеем Ладыковым, которого я знал еще по «Молгороду», и с мэром города Леонидом Черкесовым. Он Черкесов, и я Черкесов, и я предполагал огромное количество слухов по поводу того, кто мы друг другу…
— А вы друг другу…
— Никто вообще! Мы не родственники по крови, но за это время, я думаю, стали родственны по духу. Он из Чувашии, а я родом из Кабардино-Балкарской Республики. Для меня было шоком, когда я узнал, что у мэра Чебоксар такая же фамилия, и я во время собеседования ему прямо сказал, что меня это смущает. А он к этому философски отнесся, просто спросил, что я первым делом предложу в работе. Было два направления: студенческое самоуправление и развитие волонтерского движения. От Львова была полная поддержка, он волонтерство тогда полностью мне отдал для развития.
— А первое мероприятие в молодежке было…
— Ты не поверишь, концерт Алёны Апиной (улыбается), у меня до сих пор где-то бейдж лежит. Наверное, тогда было круто, что можно было просто подойти и сфотографироваться, но я никогда этим не страдал. Хотя есть три фотографии с «Зарядки со звездой», это одно из тех мероприятий, где я был сто процентов! Это фото с Губерниевым, когда он приезжал на форум «Россия — спортивная держава», с известным спортсменом Олегом Тактаровым и с бойцом без правил Сергеем Харитоновым.
А первое мероприятие, которое я сам проводил и раскручивал, — «Свеча памяти» в 2012 году. В тот момент Львов, наверное, и понял, что я сумасшедший человек в плане социальных сетей, могу по 24 часа сидеть и рассылки делать. Приходя на работу, первым делом я всех на эту акцию приглашал, дошло до того, что друзья из других регионов предложили провести эту акцию совместно, мы у себя в Чебоксарах, они у себя — в Новосибирске и Нефтеюганске, Самаре, Саратове и т.д. Именно на «Свече памяти» я понял, что я на своем месте. В августе, когда Львов перешел на другую работу, я уже стал руководить отделом.
— А страх перед должностью был?
— Я изменения не сразу почувствовал, ведь даже будучи руководителем, все равно продолжал делать то, что ведущие специалисты делают. Кроме того, я сразу почувствовал себя членом команды городской администрации. Я помню первое неофициальное, некабинетное общение. Это было на открытии футбольного поля в пятой гимназии, был товарищеский матч, играли школьники, их родители и члены администрации города. Тогда меня пригласили в футбольную команду администрации. Я еще в школе семь лет занимался футболом, мог бы даже продолжить карьеру, но встал вопрос: спорт или образование. Выбрал бы тогда спорт, сейчас бы карьера уже завершалась, а моя, надеюсь, только начинается (улыбается). Так вот тогда, на футболе, меня поставили на ворота, и Ладыков, видимо, глядя на мою фактуру, засомневался, смогу ли я. Я говорю: «Время покажет». Турнир мы тогда выиграли. Потом он подошел и сказал: «Добро пожаловать в команду».
— Возвращаясь к волонтерству, у команды КВН «Сборная Кооперативного» была даже шутка о вас: «Черкесов собирает армию волонтеров, чтобы поработить мир…»
— (Смеется) Армию волонтеров, может быть, я и создал, но не в таком количестве, чтобы она смогла захватить мир и сделать его добрее. Повторюсь, парадоксально, что я это начал до того, как появилась Универсиада в Казани, откуда вообще вся эта волонтерская история в стране началась. Никто знать не знал, как делать мероприятие с волонтерами в 20 тыс. человек, а они это сделали и миру показали. А мы начали в 2011 г., когда я поехал на Форум спортивных волонтеров, где запускался проект команды-2018 под подготовку волонтеров и менеджеров к чемпионату мира по футболу 2018. Был там парень из Нижневартовска — Ренат, который занимался волонтерским движением. Я смотрел на него и понять не мог, зачем ему это. И он с таким интересом рассказывал, как он в своем городе творит такие нужные вещи! И меня его история зацепила: чем Чебоксары хуже?
Потом была работа с федеральным сайтом, где регистрировались волонтеры со всей страны и получали волонтерские книжки. Регионы соревновались в количестве волонтеров, а сайт взял и закрылся! До сих пор никто в подобные электронные площадки после этого не верит. А книжки остались в регионах, и никто не знал, что с ними делать. Два года назад мы с директором волонтерского центра города Юлей Егоровой решили, что не надо ждать, когда это все снова закрутится, и запустили волонтерские книжки заново, но сами, на уровне города. У ребят должен быть документ, который де-юре подтверждает, что они занимаются общественной работой, на вовлеченность в которую в вузах уже давно обращают большое внимание. Теперь при поступлении абитуриенты могут предоставить волонтерскую книжку и получить плюс 1-2, а иногда и больше баллов. Это теперь престижно, ребята поверили в эту историю, но я помню, как мы ходили по школам и убеждали директоров в том, что это нужно. Кто-то нас услышал, кто-то нет.
— А если говорить о самом сложном проекте…
— Это прошлогодний форум «Молгород». Мы все уже не особо хотели его проводить, наверное, потому, что старше стали (смеется). Мне уже непросто было супруге объяснить, что это палаточный лагерь и мне нужно хотя бы одну ночь там переночевать. Уже, думаю, должна быть не только прежняя команда, но и молодое продолжение, которое и будет проводить этот форум дальше. А такая по-хорошему наглая и сильная команда пока не подобралась.
— А не складывается такое чувство, что молодежь сегодня не так инициативна, как раньше?
— Складывается. Но если так рассуждать, можно скатиться до старческого брюзжания (улыбается). Мы раньше сами шли и просили, чтобы нас научили, а сейчас иногда складывается такое чувство, что дети сидят и ждут, чтобы им все принесли. Хотя… Они сейчас другие. Я вот на КВНе говорил молодым КВНщикам, что вы, мол, ходите с этими челками, вы же парни! А это мода у них такая (смеется). Или тот же Студсовет — это ведь студенческое самоуправление, значит, инициатива должна идти от них. Я в Кооперативном дам Студсовету возможность не ждать от меня каких-то указаний, а что-то самим делать, научиться самим зарабатывать, например, говорю о грантах, государственных и частных. Я дам студенческому самоуправлению быть именно студенческим самоуправлением. Когда в администрации работал, никогда по своему духу не был чиновником. Всегда говорил, как только я стану чиновником, напишу заявление и уйду.
— Поэтому и ушли?
— (Улыбается) Нет. Просто эмоционально устал. Есть теория, когда каждые пять лет у человека наступает некий рубеж. У меня, наверное, как раз такой рубеж и произошел. А Кооперативный институт для меня всегда был немного «институтом культуры и искусств», потому что здесь всегда были сильные вокалисты, танцоры, КВНщики…. В свое время на «Молгороде» я жил с делегацией Кооперативного, учился здесь в аспирантуре, мне кажется, я на свое место попал. У меня в голове много идей, хочу вернуть добрые традиции, и на то, что было создано в последние годы, «нарастить мясо».
— Одно из тех направлений, которое вы развивали в городской молодежке, — это КВН… Вы были в жюри. Со сменой должности пересядете в зал?
— КВН мне всегда был близок. Я играл в команде нашей академии «По барабану», дважды был чемпионом Первой лиги, тогда там были настоящие битвы! Даже будучи преподавателем, играл, всегда считал, пусть лучше меня студенты на сцене с микрофоном видят, чем в кабаке с бокалом. А потом, да, ходил по кабинетам, помогал местному КВНу как мог. Результат вот он — отличная сборная республики «Чуваши», Школьная лига. Дети вот недавно в Анапу выехали на первый свой школьный фестиваль Юниор-лиги. А насчет жюри… Хотелось бы еще посидеть, тем более пока команды от Кооперативного в сезоне нет. Но это одна их моих первостепенных задач как проректора — ее появление. Хочу, чтобы студенты Кооперативного присутствовали везде: и в КВНе, и в волонтерстве, и в политике… У нас сейчас задача — создание нового РУКа. Хочется, чтобы это была одна большая семья. С первого сентября и начнем.