Как создавался самый популярный частный театр Чебоксар

ЧХТ — театр для людей

Еще несколько лет назад Чебоксары довольно условно можно было назвать абсолютно театральным городом. Определенным успехом всегда пользовался Чувашский драм — мощный театр традиций, хранитель национальной культуры; одним из сильнейших в своем сегменте был и остается Театр оперы и балета, а вот традиционный для нашей страны драматический театр, который, как правило, и является катализатором «театральности любого города», отчего-то находился в некоторой тени. Заметные подвижки начались несколько лет назад, когда в Русском драмтеатре появились новые яркие имена, привлекшие нового зрителя, и когда в городе заговорили об образовании сразу двух частных театров. Открытие коммерческих театральных проектов показало — чебоксарцы ходить в театр любят и хотят. Корреспондент «МК» побывала на одной из таких площадок — в Чебоксарском художественном театре (ЧХТ).

ЧХТ — театр для людей

Родом из Русской драмы

Проезжая мимо Дома Союзов на Калинина, 66, многие горожане задаются вопросом: «А что там сейчас?» А сейчас там располагается молодой театр ЧХТ, спрятав скромную вывеску за кроной одинокого дерева. Но зрители дорогу к театру знают и по газону напрямик не идут. ЧХТ вмещает 236 зрителей, имеет восемь активных спектаклей в репертуаре и около 15 человек в труппе, включая главного режиссера и худ­рука Антона Савельева. А еще только два года назад здесь не было ни сцены, ни аплодисментов, ни трогательного звонка у гардероба, оповещающего о начале спектакля.

История ЧХТ началась со сцены Русского драматического театра Чебоксар, а именно с театрального агентства «Арс-Лонга», работавшего там в 2010 году. Тогда группа актеров-энтузиастов во главе с молодым режиссером Савельевым буквально по ночам репетировала независимые спектакли и воплощала их на сцене Русской драмы, но войти в более чем плотное расписание государственного репертуарного театра было непросто. «Так получилось, что Русский драмтеатр в тот момент не продлил со мной контракт, а я там, помимо режиссуры в «Арс-Лонга», работал актером. Передо мной встал небогатый выбор: либо уходить в глубокий андеграунд и окончательно из профессии, либо что-то делать, — рассказывает режиссер. — У меня как у актера не было амплуа, хотя я первое время думал, что могу сыграть все вплоть до Гамлета. Режиссерам со мной было трудно работать, я и сам потом понял — актерской перспективы у меня нет. Любой от безделья окаменеет, тем более в этой профессии. Приходишь к мысли, что рискуешь на всю жизнь остаться в этом театре и вместе с ним умереть. Отсюда все эксцессы с людьми в актерской профессии и возникают. Поэтому эта встряска была мне очень нужна. Хотя я на этой сцене, спасибо режиссеру Владимиру Красотину, Чичикова играл. Он мне сразу роль дал, как только я пришел в театр».

Стройки две, а театр один

О строительстве собственного театра режиссер Савельев теперь рассказывает легко и с улыбкой, упоминая, что ЧХТ для него — вторая театральная стройка!

В свое время параллельно режиссуре ему пришлось поработать во многих сферах, вести свой строительный бизнес, пройдя путь от монтажника металлоконструкций до инженера. Разрабатывать первый проект помогали друзья, например, «строитель по образованию и актер в душе» Дмитрий Юдин. Репетиции шли прямо на строительной площадке, и через полгода в городе родился первый коммерческий «Камерный театр». Премьерой стал спектакль «Зима под столом». Спустя месяц режиссер был вынужден расстаться с этим проектом. «Скажу так, где возникают деньги, возникают разные вопросы, — говорит режиссер. — Я даже не думал, что снова и так быстро возьмусь за новую стройку. Но уже в декабре 2014 г., проезжая мимо Дома Союзов, я вспомнил, что здесь давным-давно был актовый зал. Помню, пришел сюда: холодно, крыша протекает, старый деревянный пол… Никаких этажей, как сейчас». Благодаря все тем же друзьям-энтузиастам, актерам труппы, людям, которые снова поверили в проект, уже 20 января 2015 года Савельев собственными руками отодрал первую доску в разваливающемся актовом зале Дома Союзов. 27 марта 2016 года ЧХТ открылся, став вторым частным театром в Чебоксарах. «Покажите мне любое место в нашем театре, и я скажу, что находится за этой стеной, какие трубы, провода... Руками все сделано. Я тут каждую дощечку знаю», — улыбается режиссер.

«Занавеса нет — дорого и незачем»

Это и позиция режиссера, и стиль работы. Савельев, говоря о своем детище — ЧХТ, честен и открыт. Заполняемость зала сегодня не так велика, как хотелось бы, но ровно такая — около 60-70 человек из 236 мест, которая позволяет театру выжить, а именно платить аренду и выплачивать небольшие гонорары работникам. На рекламу средств нет, рассчитывают люди искусства только на сарафанное радио. Собственно, зрители так о театре и узнают. «Я сам часто стою за кассой театра и разговариваю со зрителями. Это полезно. Ни один еще не просил вернуть деньги за билет. Это для нас важно. Театр будет жить, пока есть зритель. В городе население около 600 тысяч, гипотетически 60 тысяч могут прийти в любой театр, мы пока даже близко не приблизились к этой цифре».

Удивительно, но проект ЧХТ действительно не финансировался государством и построен на частные средства. По словам режиссера, на самом деле это не такие огромные деньги, как некоторые думают: «Я смеюсь сейчас, когда читаю статьи о ситуации с Кириллом Серебренниковым, что в 100 их мероприятий за три года государство вложило 700 млн рублей. Я просто не понимаю, куда физически можно такие средства потратить! Просто очень многое мы делали сами, с помощью друзей, хотя сумма нами вложена все равно приличная. Надеюсь, она вернется со временем, когда театр встанет на ноги». А пока театр похож на рискового канатоходца. Случись ЧП, актер заболел, отменился спектакль или два — это уже заметный финансовый удар по театру. Поэтому у ЧХТ и нет летнего отпуска, не могут они позволить себе закрыть сезон.

«Театр — семья»

Говоря о своей труппе, Савельев даже задерживает дыхание: «У меня лучшая труппа в городе. Пусть это нескромно, но я действительно так считаю». Неудивительно. С двумя ведущими актерами ЧХТ Мариной Ермаковой и Александром Ворониным он работает почти 15 лет. Может быть, в этом и есть феномен этого театра, здесь трудятся люди, по-хорошему больные одной идеей. Ермакова и Воронин — актеры без профильного образования, но сценический опыт у них огромный. Начиная с Савельевым еще в детской творческой студии «Фонарик», они прошли большой путь через Студвесну медицинского института ЧГУ, где режиссер много лет работал в качестве приглашенного постановщика и заложил те самые знаменитые театральные традиции команды. Сегодня оба актера работают врачами, обзавелись семьями и параллельно служат в театре.

Каждый спектакль в ЧХТ — некая самостоятельная единица, вокруг которой собирается команда единомышленников, которые ее реализовывают. Группа актеров, как правило, одна: Александр Воронин, Денис Санкин, Марина Ермакова, Диана Яковлева, Александр Шаповалов... «Как худрук я понимаю, что 4-5 человек не могут тянуть весь репертуар театра, надо придумывать какие-то новые формы. У нас играют люди и из других театров — Шаповалов и Яковлева, например. Очень приятно с ними работать. Я знаю в нашем городе немало отличных актеров, с которыми я бы с удовольствием поработал, с некоторыми из Русской драмы мы даже начали репетировать, но проект пока пришлось заморозить. Возможно, мы к нему еще вернемся».

Театр нового времени

Сегодня театр освоил европейский репертуар и переходить на классику, пока окончательно не встанет на ноги, не собирается. Хотя название ЧХТ, вроде бы, и предполагает некоторую академичность. Старожил театра — спектакль «Зима под столом», большим успехом пользуются комедии премьерный «Отель для двоих», «Слишком женатый таксист», «Примадонны». Выделяется психологически острая постановка «Метод Грöнхольма». Для детей идет спектакль «Трям! Здравствуйте!». Недавно в репертуар вошла драма по пьесе Теннесси Уильямса «И вдруг минувшим летом». Антон Савельев, руководствуясь принципом «чем меньше видно режиссера не сцене, тем лучше», сознательно строит не режиссерский, а актерский театр. Позволяет себе «роскошь, иногда что-то недоделать, оставив на откуп актерам», мол, сами должны додумать и доработать.

«Нашему зрителю авангардный театр не нужен. Он хочет заплатить 500 рублей и уйти с эмоцией. Эксперимент здесь возникнет, когда мы будем очень крепко стоять на ногах. Хотя мы всегда открыты для новых имен и проектов, — говорит Савельев. — Я понимаю, что у меня в городе очень нестандартная репутация, какой нормальный, адекватный человек в наше время будет строить театры?» И правда, за 1,5 года работы театра режиссер всего раз не был на спектакле. Оправдание может быть только одно: увезла скорая. Работает по 18 часов, просыпаясь в 5.30, чтобы ответить всем в социальных сетях, успеть на репетиции и пообщаться с женой Олей и дочерью, которые тоже полностью вовлечены в театр, как папа. Домой он возвращается к полуночи, уйдя из ЧХТ последним. А на вопрос, счастлив ли сейчас, задумавшись, отвечает: «Пожалуй, да. Нам удалось то, что в России удается не каждому — не привлекая государство, построить театр для людей. К нам приезжают ребята, которые поездили по миру. Они говорят, что у нас абсолютно европейский театр. По отношению занятых здесь специалистов — точно, ведь все мы понимаем, театр — это подлинник, зритель приходит на то, что произойдет здесь и сейчас, и это уже не имеет повторения».

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру