«В Чебоксарах будет своя версия балета «Чиполлино»

Худрук балетной труппы Театра оперы и балета о премьерах, детях и Аттиле

19 сентября 2017 в 07:43, просмотров: 1468

В новом, 58-м сезоне в Театре оперы и балета ожидается ряд премьер и программ, посвященных круглым датам. Так, 20 октября состоится праздничный вечер к 85-летию симфонического оркестра театра. Солистом приглашен заслуженный артист РФ Юрий Трепов (фортепиано), за дирижерским пультом будет художественный руководитель театра Сергей Кисс.

«В Чебоксарах будет своя версия балета «Чиполлино»
фото: Регина Аврамова

Уже 2 ноября состоится праздничный показ оперы Г. Хирбю «Нарспи», посвященный 50-летию ее первой постановки. Сразу после XXVII Международного оперного фестиваля им. М.Д. Михайлова, который пройдет с 17 по 21 ноября, коллектив уедет в Ярославль с лучшими спектаклями балетного репертуара: «Баядерка» Л. Минкуса, «Спящая красавица» П. Чайковского, «Вальпургиева ночь» Ш. Гуно, «Кармен-сюита» Ж. Бизе — Р. Щедрина. Затем балетная труппа отправится в традиционный гастрольный тур по Европе. Однако прежде, 28 и 29 октября, будет выпущена премьера — балет К. Хачатуряна «Чиполлино» по мотивам сказки Дж. Родари. О предстоящей премьере и планах на сезон мы пообщались с художественным руководителем балетной труппы театра Данилом Салимбаевым.

— Новый балет «Чиполлино» будет поставлен благодаря федеральному гранту Минкультуры России и приурочен к 50-летию балета Чувашии…

— Да, это будет большая премьера. О том, что нам предстоит этот проект, стало известно только в конце прошлого сезона. Репетиции начались совсем недавно…

— Но ведь премьера уже 28 октября… Как же вы успеете?

— Не все так умеют, как я (улыбается). Мы успеем. У меня вообще репутация кризисного балетмейстера. Меня вызывали ставить даже в тех случаях, когда премьера должна состояться, а балетмейстер исчез. Было такое в 2007 г. в Улан-Удэ, когда у меня была премьера сложнейшего спектакля «Макбет» по Шекспиру с музыкой Молчанова. Этот большой двухактный спектакль я поставил за 25 рабочих дней. Да, почти не спал, но мы справились. Если рассказывать о том, как работают балетмейстеры, это все равно, что книгу написать. У разных постановщиков разные методы работы, кто-то в зале с артистами сочиняет, кто-то уже приходит с основой. Я в зал прихожу готовый и показываю порядок. Если в процессе что-то не устраивает, меняю. Артисты обязательно что-то предлагают, любая хореография — это совместное творчество и артиста, и постановщика.

— Возвращаясь к предстоящей премьере «Чиполлино», на какой стадии сегодня подготовка?

— Декорации есть, костюмы запущены, материалы куплены. Буквально на днях я полностью сложил всю редакцию музыкального материала… Еще до создания балета «Чиполлино» в России появился знаменитый мультфильм. Потом Геннадий Рыхлов написал либретто и пришел к Хачатуряну с идеей этого балета. На этот музыкальный материал мы и опираемся, сколько есть музыкальных сцен, столько мы и можем использовать, но наша версия будет иной. Сейчас существуют две самые известные редакции «Чиполлино». Первая — та самая классическая редакция 70-х годов Генриха Майорова, которая в свое время получила госпремию, шла чуть ли не в каждом театре и до сих пор идет в Михайловском в Петербурге и в Новосибирске. Сейчас и в эту версию вносятся изменения, потому что балет в техническом смысле сильно продвинулся. Вторая версия — редакция Александра Полубенцева. У нас в Чебоксарах будет своя версия. Некоторые сюжетные линии мы исключили.

— А герой Тыква в постановке будет?

— Обязательно! (улыбается) Я исхожу из того, что это детский спектакль и каждые пять минут должен быть какой-то Гек. Музыкальные номера мы немного поменяли местами, они приобретут другой оттенок. Будут смещены некоторые акценты на героев, так, Графини Вишенки станут эпизодическими персонажами. Еще у нас будет такой персонаж, как Магнолия. У Джанни Родари его нет, а у композитора есть! Более того, это один из ключевых героев. Партию Чиполлино сейчас репетируют Дмитрий Поляков, Дмитрий Абрамов и Алексей Рюмин. Посмотрим, кто из них справится, партия сложная.

— В некоторых ваших постановках, например в балете «Золушка», участвуют дети. Откуда вы их приглашаете?

— Это воспитанники нашей балетной студии при театре. Они регулярно выступают в наших балетных спектаклях. В конце сезона мы устраиваем шефский концерт на сцене театра, где все учащиеся обязательно что-то исполняют вместе с профессиональными солистами и звездами нашего театра. Должен сказать, что наши дети всегда, и за последний сезон в том числе, участвуют в международных и всероссийских конкурсах и всегда занимают призовые места, в т.ч. и гран-при.

— Как ребенок может поступить к вам в студию?

— Студия уже начала работать, но это не значит, что набор окончен. Можно в свободном режиме прийти и поступить на обучение. Временных рамок нет. Приходите, мы открыты. Перед началом занятий на традиционной встрече с родителями я всегда объясняю, что это студия, а не хореографическое училище, что в балет идут не с 4-5 лет, а чуть позже, и учатся этому ремеслу долго, по 6 дней в неделю на протяжении 8 лет. Здесь занятия проходят 2 раза в неделю по 1,5 часа. На данном этапе такие занятия помогают в развитии ребенка, влияют на правильную осанку, координацию, учат слушать и воспринимать музыку, а она на занятиях используется классическая. Кроме того, ребенок учится работать в коллективе. После окончания родители и ребенок решат, продолжать ли им профессиональное обучение балету.

— То есть если ребенок говорит: «Мама, папа, я хочу в балет», можно попробовать позаниматься в студии и понять, стоит ли…

— Совершенно верно. Это даст понять, не только «захочет ли» ребенок, а «надо ли», ведь в балете нужны данные. Занятия в любом случае пойдут на пользу. Занимаются у нас и мальчики, и девочки, приходят в среднем в 4-5 лет, но, бывает, и в 9-11. Занятия двухгодичные, в некоторых случаях ребята остаются. Преподают в студии Светлана Львова и Лидия Говорченко, это не просто педагоги со стороны, это солисты нашего балета, которые всю жизнь посвятили театру. У них классическое, традиционное образование, и они так же работают с детьми. Я поклонник таких старых учительских традиций, ведь у меня самого две дочери, которые занимаются в студии.

— Впереди у театра еще одна премьера, которая будет воплощаться на грант Чувашской Республики. Что это за постановка?

— Это балет «Легенда об Аттиле». Мы искали историю, которая не звучала нигде и могла бы претендовать на звание мировой премьеры. Если вы наберете «Аттила» в Интернете, то увидите несколько фильмов, не более того. А спектаклей нет в принципе, тем более балета. Нам хотелось найти историю личности мирового масштаба, который повлиял на мироустройство. Его история связана с периодом перед падением Римской Империи, через сто лет ее не стало. В его истории есть и легендарные исторические прецеденты, которые можно долго обсуждать, есть и просто какие-то житейские интересные детали. Главное — есть колорит, и это очень интересно, есть динамика, войны, сражения… Загадочна и смерть Аттилы, когда он влюбляется в одну из девушек, пришедших к нему с Римским посольством, а назавтра, после свадьбы его находят мертвым в постели. Полюбить и умереть… Материал занятный.

— А кто первым предложил именно этого героя?

— Художественный руководитель театра Сергей Кисс. Мы работаем совместно. Композитор — Андрей Петрович Галкин, известный в Чувашии музыкант. На связи мы практически ежедневно. Вот и во время нашей беседы он что-то уже прислал. Это живая история, которая будет видоизменяться. Мы проведем еще несколько консультаций с местными историками. Но собирать всех вместе, я думаю, не стоит, иначе это будет братоубийственная война, ведь у всех свои мнения. А как было на самом деле, никто уже и не знает, есть буквально несколько римских хроник от Приска, который участвовал в Римском посольстве, но и это предвзятое мнение, все остальное — легенды.

— Каким будет Аттила по вашей версии?

— Человеком, рожденным временем и ситуацией. Человек делает выбор: пойти за своим временем или не участвовать в этом. Вот таким он будет — делающим свой выбор. А идти за своей звездой стоит, даже несмотря на то что, может быть, ты знаешь, чем это закончится.

— То есть он понимал, какой финал его ждет?

— Может быть, не сразу, но в какой-то момент да. Меня поразила его мудрость. Он прекрасно осознавал размеры своей империи, а она была гигантской, больше Римской на тот момент. Историкам не понятна его в некоторых случаях неагрессивность, он мог прийти и уничтожить все, а мог вдруг остановиться возле города и не идти дальше. Он мог разрушить Римскую Империю, но не сделал этого. Он не сотворил ошибок, которые были до него, когда Римская Империя разрослась настолько, что перестала быть возможной в управлении и начала распадаться. Мудрый зритель увидит не только сюжет, национальные танцы и характер Аттилы, но и вторую линию, а может быть, и третью. Линию, не относящуюся к современности, скорее, к миропониманию в целом, к философии…

— Выйдет ли балет в новом сезоне?

— Пока пишется музыка. Потом будет производиться редакция музыкального материала. Сергей Яковлевич Кисс очень серьезно относится к этому вопросу. То, что сейчас присылает нам композитор, это клавир — звучание на одном инструменте. Сейчас я слежу за тем, чтобы в музыке не пропала драматургия. Пока все получается. И только когда будет полностью создан клавир, начнется работа с либретто и все остальное. Пока предполагается двухактный спектакль, но поскольку работа интересная и сложная, трудно сказать, какой в итоге выйдет постановка. Скорее всего, зрители увидят ее через сезон. Торопиться здесь не стоит, качество превыше всего.



Партнеры