Как немцы влюбились в чувашский балет

Интересные факты о европейских гастролях

30.01.2018 в 14:35, просмотров: 1165

Недавно балетная труппа Чувашского государственного театра оперы и балета наконец вернулась домой. Сначала труппа выступила на Фестивале балета «Эстетика танца» в Ярославле. А перед Новым годом отправилась на длительные европейские гастроли. Примечательно, что на всех афишах труппа выступала под собственным брендом — «Чувашский театр оперы и балета», и, откроем вам секрет, билеты на новогодние европейские гастроли в следующем году зрители бронируют уже сегодня! Итак, несколько интересных фактов и мнений о немецких гастролях нашего балета.

Как немцы влюбились в чувашский балет
Фото: Галина Арталионова

1. В Германии чувашский балет гастролировал уже в 6-й раз, но с этим импресарио — в пятый. Из России в Германию приехали 28 ноября, а 1 декабря уже открыли гастроли, традиционно в Берлине.

2. Неделю балет танцевал спектакли на известнейшей сцене берлинского театре «Урания». Билеты были раскуплены за 1,5 месяца до приезда балета, в том числе и на дополнительные места в проходах. «Это маленький театр, но я его очень люблю, — рассказывает солистка балета Анна Серегина. — Нас там очень тепло принимали, хотя сдержанных приемов нигде не было. Все благодаря очень заметному росту труппы. Наш руководитель Данил Салимбаев нами доволен, наш импресарио тоже была впечатлена. И если в первые годы было так, что мы танцевали на совсем не приспособленных для балета сценах, иногда даже, приехав на площадку, я думала, что мы развернемся и уедем, то в этот раз нам доверили уже более крупные площадки. Хотя некоторые здания были таких годов постройки, что в них было страшно входить, но при этом они все такие красивые!»

Фото: Галина Арталионова

3. В турне выехали 90% труппы, все ведущие солисты — Анна Серегина и Дмитрий Поляков, Анастасия Абрамова и Тимофей Федоренко, Элеонора Чалигава, Алексей Рюмин, артисты, исполняющие вторые партии, кордебалет… 35 человек из 45. Дома остались только те, у кого маленькие дети. В Чебоксары труппа вернулась только через 1,5 месяца — 16 января, а 17 все уже вышли на работу. Оркестр на гастроли не выезжает, балет работал под фонограмму, везти музыкантов затратно, но сейчас ведутся переговоры о возможности полноценного выезда в будущие годы.

4. Немецкому зрителю привезли «Щелкунчика», «Спящую красавицу», «Лебединое озеро». Трижды был показан гала-концерт, собранный не только из классики, но и из современных номеров: «Без тебя» в исполнении Анны Серегиной и Алексея Рюмина, «Вогул» — Дмитрия Полякова. Именно современная хореография и собрала наибольшее число восторженных отзывов, буквально сразив немецкого зрителя.

«Один раз мы танцевали «Кармен». Я очень волновалась, как зритель примет, потому что этот одноактный спектакль очень неоднозначный, — рассказывает Анна Серегина. — Там в середине балета аплодисментов даже нет, музыка заканчивается и сразу начинается следующая — как литое произведение. Я не скажу, конечно, что весь спектакль думала о реакции зала, но напряженно немного все-таки было. В итоге нас с моим партнером Дмитрием Абрамовым раза четыре на поклон вызывали».

Фото: Галина Арталионова

5. За 45 дней наш балет станцевал 46 спектаклей. Артистам аплодировал искушенный зритель Берлина, Мюнхена, Штутгарта, Лейпцига… Всего в графике было более 30. В маршрут были включены и города, в которых артисты еще не были. Например, престижная площадка в Лейпциге, где есть оперный театр, имеющий свою оперную и балетную труппу. В городе Вольфсбурге на втором спектакле люди сидели даже на ступеньках, были проданы даже стоячие места! Везде принимали очень хорошо. Интересная особенность немецкого зрителя — они топают в знак одобрения. В городе Хаусвердене встреча была особенно теплой: организаторы приготовили огромную корзину роз, солистам Анне Серегиной и Дмитрию Полякову пришлось в буквальном смысле тащить ее за кулисы.

6. Было вывезено более 150 костюмов, 12 сумок декораций к трем спектаклям, каждая весом больше 30 кг. Монтаж каждого спектакля занимал… час! «Времени не было вообще, в 9.00 мы приезжали на площадку, в 12.00 — спектакль, — рассказывает худрук балетной трупы Данил Салимбаев. — Часто технически было невозможно заехать в гостиницу, расстояния не позволяли, и мы ехали сразу на площадку. Я доволен качеством гастролей, все прошло без единой  помарки, это говорит о росте труппы, коллектива. Зрители себе представляют гастроли как прогулку, а на самом деле люди видят только отель, сцену и снова отель. Судьба артиста такая. За более чем 27 лет моей творческой деятельности как танцора и руководителя дома я Новый год отмечал от силы раз пять. Семья к этому уже привыкла». 

Фото: Галина Арталионова

7. Новый год труппа встречала в гостинице в Дюссельдорфе. Но благодаря трансляции российского телеканала наши артисты все-таки смогли посмотреть поздравление президента страны.

8. Что увидят зрители в ближайшее время? В середине апреля состоится XXII Балетный фестиваль, спектакли будут идти по пятницам и субботам. 2018 объявлен Годом балета в России. Фестиваль также будет посвящен 200-летию Мариуса Петипа. Открытие будет посвящено этому легендарному балетмейстеру, будет подготовлена некая ретроспектива российского и мирового балета, от Петипа до неоклассики.

Отзыв:

«Танцующая партию Клары Анна Серегина очаровывает непревзойденной эстетикой, парящими движениями, фантастически красивыми фигурами в поддержках. Ее партнер Дмитрий Поляков в роли Щелкунчика в красной форме, а позже как принц в белом — молодой, красивый танцор с впечатляющей атлетической силой и точностью в прыжках. Легко он поднимает изящную Клару, безупречно выполняя все элементы танца.

Насколько скоординирован танцор балеты, можно увидеть в разных сценах. Эффектна постановка борьбы с Алексеем Рюминым — жутким царством демонов. Радость для всех поклонников балета — волшебный танец снежинок, когда Клара и ее принц в голубоватом полумраке окружены красотой кристаллов в белых пачках. Эта картина может смело конкурировать со знаменитым балетом «Лебединой озеро» (отзыв в немецкой газете «BZ Wed»).

Ульяна Альпидовская, балерина:

«Немецкий зритель в целом такой же, единственное — у них принято, например, топать в знак одобрения или принято есть, пить вино или шампанское в зале. А еще там зритель иногда очень строго смотрит (улыбается — прим. ред.).

Гастроли у нас были плотными. Выходные, как правило, были посвящены быту, надо было успеть и приготовить что-нибудь, например, тушенку с макаронами быстрого приготовления — это вообще любимая еда моя. Вы только не говорите никому (смеется — прим. ред.). В последние две недели мы работали без выходных, с ночными переездами. Физически мы к таким нагрузкам привыкли, массажи ног сами себе делаем, кремами разогревающими мажем. Самое сложное здесь — психологическая атмосфера. Все же устали. Те, кто постарше, кто привык ездить, у них выдержка, наверное, более стойкая. Как говорит наш руководитель: «Мы все одна большая семья, а в семье это нормально — ругаться и мириться». Но атмосфера у нас очень теплая в коллективе, мы дружим. Не во всех балетных труппах после спектакля свободно обсуждают недочеты, а мы всегда. Мы, если что-то не так делаем на сцене, всегда переживаем и исправляемся. Тем более в этом году мы не просто как российский балет ездили, а именно как Чувашская Республика.

Я в театр пришла работать, когда Данил Салимбаев здесь уже работал, могу сказать, с каждым годом он нас все больше и больше гоняет (смеется — прим. ред.). И уровень поднимается, мы это видим. Руководитель нам всегда говорит и перед гастролями снова напомнил: «Подняться на уровень не трудно, очень сложно на этом уровне устоять». Из формы выйти можно очень быстро, два дня не работал — и все, встать на пальцы уже тяжело. Поэтому мы никогда не отдыхаем, зарядку делаем каждый день. Можно себя сломать, если после отдыха без подготовки выйти на спектакль. У нас нет передышки, после гастролей сразу сложный спектакль. Это, конечно, хорошо, но иногда хочется, помимо театральной жизни, пожить и другой — той, которая там, на улице. Но времени на это нет».




Партнеры