Первый солдат "лунной дивизии"

Ветеран космодрома «Байконур» собирает подписи в пользу официального учреждения нового праздника в Чувашии

 12 апреля всемирно отмечается день начала эпохи пилотируемых космических полётов — общий праздник для всего человечества. В Чувашии же есть своя, не так широко известная, но не менее значительная дата для жителей республики. 11 августа 1962 года в космос был запущен очередной корабль «Восток-3», который пилотировал советский космонавт №3 Андриян Николаев. Именно этот день сегодняшний гость редакции Алексей Албутов, заместитель председателя союза ветеранов космонавтики Чувашской Республики, предлагает сделать официальным праздником. И название у него должно быть громким – День космической славы Чувашии.

Ветеран космодрома «Байконур» собирает подписи в пользу официального учреждения нового праздника в Чувашии

 Алексея Яковлевича Албутова часто можно встретить на улицах города в парадной форме байконурцев. С момента основания в 1991 году общественной организации «Союз ветеранов космонавтики Чувашской Республики» он принимает самое активное участие в её деятельности.

Счастливая случайность

– Алексей Яковлевич, вы первый солдат «лунной дивизии» на космодроме «Байконур». С чего всё начиналось, и как воплотилась в жизнь ваша мечта?

– В детстве рядом со мной приземлилась звезда: до сих пор не могу понять, во сне это было или наяву. Тогда я ещё и понятия не имел, что такое космос и звёздное небо. Чётко помню: летним вечером, после захода солнца, я стою и смотрю на звезду на юго-­востоке. Она ярче и больше других. И вдруг вздрагиваю: она приземляется в пяти метрах от меня и выглядит необычно, в форме добела раскалённого конуса диаметром 4 метра. Смотрю и не могу пошевелиться, и тут звезда вдруг исчезает...А в 5­-м классе я всерьёз увлёкся фантастической литературой: читал Толстого, Беляева... В отличие от сегодняшнего многочисленного «космического мусора» эти книги были достойны внимания. Затем услышал про запуск спутника, на весь мир прогремело имя Юрия Гагарина, и я буквально «заболел» космосом. Сокровенной мечтой стало попасть на космодром. Но по моим тогдашним представлениям, служить на Байконуре могли лишь люди из больших городов, а не я, мальчишка из глухой чувашской деревеньки. Думал, если попаду, соглашусь выполнять любую черную работу — хоть разнорабочим буду, хоть уборщиком!

И вот, в июне 1966 года, после окончания Цивильского сельскохозяйственного техникума, попал в армию. В Канаше, куда нас отправили для распределения, увидел солдат в необычной форме: галифе, гимнастерках с отложным воротником, а на голове у них были шляпы. Оказалось, что в команде Ракетных войск стратегического назначения не хватает восемнадцать человек. Я тут же вызвался добровольцем! Нас увезли в Казань, где формировался воинский эшелон: по 120 человек из Чувашии, Татарстана, Мордовии, Марийской АССР и Пензы. Куда именно мы направляемся, на тот момент было неизвестно. Меня назначили писарем эшелона при майоре Сухове, благодаря этой временной должности я узнал и запомнил многих будущих сослуживцев.

Утром 3 июля 1966 года эшелон высадили на станции с загадочным названием «Тюратам» ­ научно-­исследовательский испытательный полигон. Идём дальше, — и вдруг среди песков появляется город. Вижу название — Звездоград, центр Байконура! Вот оно – то, о чём я мечтал всю сознательную жизнь! В городе нас отправили в баню. Оттуда я вышел первым и сразу переоделся в военную форму. Начальник эшелона майор Сухов обратился ко мне: «Поздравляю, первый солдат «лунной дивизии»! Таким образом, я невольно стал первым солдатом дивизии – самой элитной и самой секретной части СССР, призванной обслуживать лунно-­марсианский старт.

Добиться справедливости

– Как повлияла на вашу жизнь эта счастливая возможность? Знаю, что сейчас вы — самый активный участник общественной организации, радеющий за национальную гордость — чувашских ветеранов космонавтики.

– Для меня, просто рядового солдата, было величайшей честью и радостью встречаться на стартовой позиции с генералами, полковниками, главным инженером­-конструктором Ильёй Гуровичем… На 113-­й площадке космодрома я и прослужил в течение всего срока. На моих глазах выросло грандиозное сооружение — стартовый комплекс Н-­1 Л-3, или, как его просто называли, «Лунник». Я горд за уроженцев Чувашии: когда нашей дивизии вручали знамя, знаменосцами назначили двух наших земляков! Чувашским парням отдали предпочтение как наиболее физически развитым и дисциплинированным.

В 1991 году был создан Союз ветеранов космонавтики ЧР — для этого мне пришлось 8 лет вести бумажную борьбу! Долго не получалось издать книгу «Ракета так и не взлетела на Луну», повествующую о «лунной дивизии»: она была закончена в 1996 году, а напечатать 300 её экземпляров удалось лишь в 2004­-м. Удивительно, но спустя 30 лет я вспомнил все 300 фамилий!

В совете ветеранов — 8 человек, но 99% работы веду я один. Основная цель Союза ­ не только ежегодные апрельские встречи и собрания у памятников космонавтам. Мы стараемся найти всех ветеранов Байконура в Чувашии, узнать их биографии, рассказать о них людям, и внести таким образом свой вклад в военно­-патриотическое воспитание молодёжи. Это можно сделать с помощью министерства образования, думаю подключить к нашей работе и школы.

Около четырёх лет назад в Чебоксарах был установлен памятник Николаеву в полный рост. Но расположили его практически в захолустье, мало кто о нём знает. И у нас появилась мысль — нужно провозгласить новый праздник, воспевающий космические заслуги сынов чувашской земли! 11 августа 2013 года полным составом ветеранов Союза мы собрались у памятника Андрияну Григорьевичу. Дату космического полёта и было решено сделать новым праздником всей Чувашии.

Сейчас по всей республике я собираю подписи в поддержку идеи провозглашения специального дня — Дня космической славы Чувашии. Обращение в министерство культуры, к сожалению, не дало результатов. Прозвучал ответ: «Не стоит дублировать праздники». Но ведь это не одно и то же! В апреле ­ Всемирный день авиации и космонавтики, а в августе — наш национальный праздник. В списке подписавшихся уже много имён: ветераны, военные, учителя... Если наши действия не дадут эффекта на уровне чувашских чиновников, дойдем и до федеральных. Напишу президенту России, в Госдуму, в Верховный совет Российской Федерации. Мы не просим какой-­то финансовой поддержки — всё это мы устроим сами. Хотим лишь, чтобы праздник сделали гласным, официальным. Если это произойдёт, буду считать, что жизнь свою прожил не зря.

 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру