Гибкие сроки
Официально объявлялось, что дворец готов на 60%. Как писало интернет-издание «Правда ПФО», на объекте возник ряд технических нестыковок, и строители могут выбиться из жесткого графика. Проект претерпел изменения ради ускорения темпов работ и удешевления, например, по кровле.
Бывший руководитель пресс-службы администрации главы Чувашии Марина Счетчикова в своем блоге выложила официальный документ, из которого следует: отставание очень большое, на объекте необходимы дополнительные субподрядчики по выполнению множества видов работ, включая подвеску потолков, установку сантехники и вентиляции. «Ледовый дворец в Чувашии, за строительство которого когда-то Игнатьев собирался отдать все газовые сети республики, теперь должны аврально достроить, – пишет Счетчикова. – Интересна смета объекта. Было примерно миллиард, а во сколько обойдется в итоге? А главное – не обрушится ли на глубокоуважаемого Владимира Владимировича (потолок) «армстронг», аврально подвешенный за два месяца до мероприятия?»
Однако Игнатьеву отступать некуда. Гостям форума нужно показывать успехи в деле «укрепления материально-технической базы физкультуры и спорта».
Сметная стоимость строительства объекта составляет 1,598 млрд рублей. Согласно проектной документации, предусматривается строительство комплекса разновысотных объемов в следующем составе: основной зал с ледовой ареной 60 х 30 м на 7500 посадочных зрительских мест (проблема – как заполнить такой зал?); тренировочная арена 60 х 30 м с балконом для тренеров и зрителей; вспомогательные и обслуживающие помещения (медико-восстановительный центр, тренажерный зал, хореографический зал, инвентарные и помещения обслуживающего персонала); блочно-модульная котельная с газопроводом и теплотрассой; встроенно-пристроенная автостоянка. На строительство привлечено 596,7 млн рублей, в том числе: из федерального бюджета (по программе партии «Единая Россия») – 120,2 млн рублей; из республиканского бюджета Чувашской Республики – 226,5 млн рублей; из внебюджетных источников (средства ОАО «Газпром») – 250,0 млн рублей.
Белые каски
В редакцию «МК» в Чебоксарах» поступило электронное анонимное письмо занятого на строительстве ледового дворца.
К своему посланию он приложил фото хода «стройки века», которая явно далека от завершения.
«То, что сейчас идет работа в авральном режиме, заметно по тому, что приходят постоянно разные «шишки», в пятницу мимо проходил министр спорта, – пишет наш информатор. – Сегодня на объекте был начальник участка (или стройки), факт, что такие люди редко появляются на стройке, как и разные министры. Сейчас расслабиться невозможно, постоянно проходят разные дяди в белых сорочках, со свитой, в белых касках. Нас особо не гонят, как и других, но спрашивают норму достаточно строго, за «косяки» грозят урезанием (зарплаты. – Авт.), но мы работаем достаточно добросовестно. Сильных «косяков» не делаем, плитку ребята кладут хорошо, как и штукатурят...
В среднем получают по 15 – 20 тыс. в месяц (негусто. – Авт.). Редко больше, это средняя зарплата, по крайней мере, среди тех, у кого я спросил. Деньги кончаются, стройка встает. Люди говорят, что последний раз пришел «наезд» из Москвы, и их серьезно приструнили, что денег выделили достаточно, мол, почему со стройкой тянут. Я предположил, что в этой стройке заинтересованы москвичи, знакомый сварщик подтвердил мое предположение, он сказал, что, может, Роднина (олимпийская чемпионка по фигурному катанию. – Авт.) курирует строительство подобных сооружений, кто его знает. Может, просто слухи».
Из доклада министра спорта ЧР Сергея Мельникова от 4 июля 2014 г.:
«На сегодняшний день на объекте выполнено более 55% от объема выполняемых работ... Продолжительность рабочего дня на объекте составляет с 7 до 19 часов. Численность работников с января т.г. увеличена с 60 до 135 человек... На сегодняшний день генподрядчиком ведётся работа по увеличению численности рабочих на стройплощадке до 200-250 человек. Ввод в эксплуатацию ледового дворца планируется обеспечить в октябре 2014 года в рамках проведения международного спортивного форума «Россия – спортивная держава». Строительство объекта позволит создать условия для подготовки спортивного резерва и спортсменов высокого класса в таких популярных и массовых олимпийских видах спорта, как хоккей с шайбой, фигурное катание, шорт-трек. На ледовом дворце будут созданы условия для проведения не только учебно-тренировочных занятий и оздоровительных мероприятий с населением, но и концертно-выставочных мероприятий в круглогодичном режиме».
Ненужная спешка
Мы поинтересовались у заслуженного строителя России Энвера Аблякимова, насколько реально сдать ледовый дворец к обозначенному сроку. «Думаю, это нереально, – ответил авторитетный зодчий. – Потому что еще не все конструктивные элементы завершены. Много вопросов по инженерным системам здания. Формально можно проемы закрыть, но получится потемкинская деревня какая-то. Несерьезно это. Инженерные системы нуждаются в опробировании, пуско-наладочных работах. Внутренняя отделка требует времени и трудозатрат. Добавим сюда оборудование зрительного зала, саму ледовую арену, благоустройство территории и многое другое...»
Энвер Азизович не видит ничего страшного в том, чтобы показать главе государства и сопровождающим его лицам объект «в движении», то есть в незавершенном виде. Это гораздо лучше устраивания никому не нужной гонки. По его словам, это необычный объект, редкий для провинции. И «все понимают, что Чебоксарам в этом смысле повезло». Наш собеседник уверен, что «в таком (недостроенном. – Авт.) состоянии объект нельзя эксплуатировать, посылая туда массы людей». Это противоречит нормативам и не обеспечивает элементарной безопасности.
Первоначально в 2010 году Михаил Игнатьев заявлял, что ледовый дворец можно воздвигнуть за полтора года. Ничего фантастичного Аблякимов в таких темпах не видит. Вопрос в финансировании и интенсивности строительных работ. И в качестве примера привел сдачу за четыре месяца в первый год Великой Отечественной войны первой очереди Чебоксарского электроаппаратного завода. Но в условиях мирного времени «ускоряться» нецелесообразно. Так что Игнатьев обольщался. Аблякимов вспомнил об ответственности строителей: «Торопливость не нужна. Контроль должен быть жестким и детальным. Есть технология производства работ, и ее требуется соблюдать».
Цена вопроса
Что касается момента, что после завершения строительства ледовый дворец хотят отдать структурам Газпрома за скромную сумму в 1 млрд 200 млн рублей, Энвер Азизович посоветовал подойти к решению разумно: «Вопрос в том, как оценить вложения. Понятно, что Газпром хочет подешевле. Надо провести качественную независимую оценку. С учетом инфляции и стоимости работ. Конечно, объект нужно передавать собственнику, потому что его эксплуатация – дорогое для республики удовольствие».