МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Чебоксары

Очередной неуспех главы Мининформполитики Чувашии

Что скрывается за госпрограммой «Информационное общество»

Ежегодно принимается масса госпрограмм и проектов. Мы даже не задумываемся над тем, что они нам принесут, потому что не знакомы с их текстами. Покажем это на примере госпрограммы ЧР «Информационное общество Чувашии» на 2014-2020 годы. 

Лицевая сторона

27 ноября 2013 года Кабинет Министров Чувашии одобрил государственную программу «Информационное общество Чувашии» на 2014–2020 годы. Госпрограмма включает в себя четыре подпрограммы: «Развитие информационных технологий»; «Информационная среда»; «Развитие геоинформационного обеспечения в интересах социально-экономического и инновационного развития Чувашской Республики»; «Обеспечение реализации государственной программы Чувашской Республики «Информационное общество Чувашии» на 2014–2020 годы».

Основная задача, поставленная Министерством информационной политики и массовых коммуникаций ЧР во главе с Валентиной Андреевой – «формирование современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, предоставление на ее основе качественных услуг и обеспечение высокого уровня доступности для населения информации и технологий». Программа должна обеспечить рост числа домохозяйств, имеющих широкополосный доступ к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (в расчете на 100 домашних хозяйств в городской местности показатель должен составить 90, в сельской местности – 60), повысить доступность электронных сервисов для жителей Чувашии; обеспечить высокое качество предоставления государственных (муниципальных) услуг в электронном виде; повысить уровень информационной открытости деятельности органов государственной власти республики. К 2021 году республике необходимо удержаться в десятке регионов-лидеров по развитию информобщества.

По данным Росстата, по итогам 2012 года Чувашия заняла второе место в рейтинге регионов ПФО по наличию Интернета в домашних хозяйствах. Выход в Интернет имеют 65,4% домохозяйств (по России – 52%), в городе этот показатель составляет примерно 76%. ШПД доступен во всех 170 населенных пунктах республики с численностью от 500 до 10 тыс. человек. Из 476 сел и деревень с населением от 200 до 500 человек нет Интернета только в 13. Территория Чувашии полностью закольцована оптоволоконным каналом связи, а сети связи сотовых операторов «большой тройки» (МТС, Вымпелком, Мегафон) покрывают почти 98% территории Чувашии. Проблемные участки – низменная и лесистая местность. Стоит также отметить, что количество абонентов мобильного интернета в Чувашии – около 727 тысяч человек (более 58% населения республики). Кстати, надо отдать должное, что основа такого успеха была заложена еще в годы правления Николая Федорова, всегда трепетно относившегося к развитию IT-технологий.

В Чувашии через Единый портал гос­услуг можно получить 69 услуг. На ноябрь 2013 года на портале зарегистрировано почти 38,5 тысячи жителей республики. Это 3,1% от общего количества населения. Республика в рейтинге регионов ПФО была третьей по данному показателю после Самарской (6,8%) и Ульяновской (5,8%) областей. К 2019 году доля граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронном виде, должна, по установке Мининформа ЧР, составить 70%. На официальном портале органов власти республики появился раздел «Открытые данные» (www.opendata.cap.ru) для размещения информации о деятельности органов исполнительной власти и органов местного самоуправления Чувашии.

Геоинформационный портал республики, который является основой для формирования и развития инфраструктуры пространственных данных, заработал летом 2013 года. На портале доступна интерактивная карта Чувашской Республики, включающая данные по государственным учреждениям, объектам культурного наследия, средствам массовой информации, свободным от застройки земельным участкам, информацию об инвестиционных площадках республики и др.

Объем финансирования государственной программы составит 1 млрд 277 млн 326 тыс. рублей, в том числе: из средств рес­публиканского бюджета – 1 млрд 148 млн 262 тыс. рублей; из федерального бюджета – 38 млн 874 тыс. рублей; из внебюджетных источников – 90 млн 190 тыс. рублей. Но это, так сказать, только лицевая сторона медали...

Оборотная сторона

Об оборотной стороне медали нам рассказал независимый эксперт – руководитель центра информационных технологий и общества Этнер Егоров:

– Разработка программы «Информационное общество» начиналась в недрах Госкомитета ЧР по связи и информатизации. Годовой бюджет этой структуры на те времена составлял смешные 400 тыс. рублей. Однако комитет справлялся с текущими задачами. На реализацию же новых инфраструктурных задач федерального уровня у комитета ресурсов не было. Назревала необходимость кардинального изменения статуса отрасли. Этому также сильно способствовала внешняя благоприятная обстановка: внимание к IТ-отрасли первых лиц государства, появление IТ-парков, новых инновационных площадок. Активную поддержку IТ-отрасли оказывало местное чувашское сообщество – тогда было повышенное внимание к теме строительства в Чувашии IТ-парка.

Именно в этот счастливый период главе республики хватило смелости и решимости подписать Указ о Министерстве информационной политики и массовых коммуникаций Чувашской Республики (№49 от 25 мая 2012 года). Внимание главы республики к министерству и трепетное отношение к отрасли в целом – а я прекрасно помню день, когда Михаил Игнатьев взял в руки планшет и выступил перед Госсоветом республики с Посланием, которое он зачитал по планшету – позволило отрасли привлечь дополнительные ресурсы, провести некоторые реформы и успеть реализовать первые местные проекты: геоинформационный портал республики, социально-экономический атлас, запуск первой линии сверхточного геопозиционирования (до 3 см), портал открытых данных. Фактически это был серьезный задел на будущее.

Дальнейшее погружение в IТ-тему позволило бы перейти от понимания отрасли как сервисной и оказывающей содействие к пониманию отрасли как полноценной экономической области, способной приносить значительные выгоды, измеряемые конкретными цифрами дохода бюджета, налоговыми отчислениями, новыми рабочими местами для высокоинтеллектуального персонала. Однако этого не произошло. Зато случилось так, что Мининформ стало уделять больше внимание СМИ – появились Национальное ТВ, Национальное радио, Таван радио (что само по себе значимое достижение). Вместо дальнейшей последовательной концентрации сил и ресурсов вокруг развития IТ-отрасли, внедрения новых инновационных проектов развития и выработки межотраслевого взаимодействия пышно расцвели скучные ТВ-передачи об открытости региона. Тем самым была подменена инициатива и возможность роста на банальные констатацию и агитацию текущего положения дел.

Разработанная программа «Информационное общество Чувашии» на 2014-2020 гг. ярко констатирует положение вещей. В программе повышенное внимание уделено показателям по исполнению федеральных задач (госуслуги, ШПД, ГИС), а также прописаны ежегодные динамики роста местных ТВ- и радиоэфиров. Что же до конкретных республиканских IТ-задач – то их здесь нет, что ярко констатирует такой показатель, как количество компьютеров на 100 школьников: в 2014 – 13, в 2020 – 16.

Потеря интереса к отрасли проявляется на фоне бурного развития местной мобильной связи – например, операторы Чувашии одними из первых по стране развернули сети нового поколения 4G – и этот факт есть следствие имеющейся де факто самой плотной оптоволоконной сети. Инвестиции бизнеса в отрасль колоссальны. Однако ни программа, ни министерство, ни правительство не замечают вполне конкретные прямые инвестиции в самую современную инфраструктуру, игнорируют уже имеющиеся налоговые поступления от IТ-сектора Чувашии и не видят в IТ инструментов развития.

Результаты от такого отношения сказываются незамедлительно. Например, Чувашия не получила финансовой поддержки Минкомсвязи России на развитие информационного общества, в то время как 61 субъект такие субсидии получил. Но это все ничто в сравнении с теми существенными возможностями роста региона, которые сегодня республика просто упускает. А ведь еще совсем недавно Чувашия надежно сохраняла свой высокий статус лидера по реализации пилотных IТ-проектов.

Сегодня от отрасли значительную выгоду получают такие соседние регионы, как Ульяновская, Нижегородская области и Республика Татарстан. Только в 2012 г. Татарстан получил от IТ-отрасли 44 млрд руб. валового дохода, налогов – 5 млрд руб., инвестиций – 6,4 млрд руб. Построены IТ-park-Казань, IT-Park-Набережные Челны, строится город Innopolis для 60 тыс. высококвалифицированных специалистов (в самом городе – 155 тыс. жителей), строится новый город SmartCityKazan.

И даже в таких высоких конкурентных условиях у Чувашии остается громадный потенциал для реализации и запуска интересных, амбициозных проектов в самых различных областях медицины, химии, электротехники, машиностроения, биоIТ, образования, городского управления – транспорт, ЖКХ. Это новые перспективные направления сетевых технологий, smartgrid, анализ данных (big data, bad data, predictive data), Интернет вещей, автоматизация рутинных задач, встроенные новые интерфейсы и т.д. Для всего этого нового мира будущих технологий необходимы R&D-центры, центры компетенций и центры прак­тического внедрения. Именно здесь будут накапливать и создавать новый Опыт и Знания, новые Продукты и Технологии, столь востребованные сегодня на глобальном рынке. А для реализации этих направлений у Чувашии такая сетевая инфраструктура уже имеется.

Вот только готовы ли использовать имеющийся потенциал специалисты Министерстве информационной политики и массовых коммуникаций Чувашской Республики? Нельзя все время выезжать на «старых дрожжах», созданных предшественниками, пора внести свою IT-лепту. 

Читайте «МК в Чебоксарах» в Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах