— Анатолий Константинович, сколько лет вы уже в спорте?
— Всю жизнь, можно сказать. Футболом начал заниматься с 8 лет, а с 10 — хоккеем.
— Что больше нравилось — футбол или хоккей?
— Мне трудно что-то выделить. И футбол, и хоккей — все для меня одинаково важно и дорого. Но спортсмены-ветераны, мои современники, говорили, что я лучше играл в хоккей. Только их слова не всегда оправданны. В наше время не было такого, что футбол отдельно, хоккей отдельно. Мы долгое время играли едино. Это уже после пошло преобразование. В 1958 году в республике появился хоккей с шайбой. Он довольно быстро прижился в Чувашии. А футбол он был, есть и будет. Всегда. Но и футбол по тем временам развивался совсем иначе. Огромную роль в его становлении принадлежит Николаю Степановичу Соломанидину. Он приехал к нам в республику из Нижнего Новгорода. В это время и стадионы стали строиться. Было начало 40-х годов. И создал он тогда до такой степени сильную команду, что стала она чемпионом. Память об этом — исторические кубки и фотографии тех времен — все храню. Это был последний раз, больше, после 1954 года, так мы ничего и не выиграли. И только когда я приехал из института в 1977 году, даже, вернее, с юбилейного олимпийского 1980 года все и началось.
— В какой период началась ваша тренерская работа?
— В 16 лет я собрал первую группу детишек. Условий, конечно, было мало. Раздевалкой была избушка. Первую свою команду я решил назвать «Химик», пошел по пути своих прадедов, дал такое же имя. Мы играли на «кожаный мяч», после на «золотую шайбу»... Сильнейшая команда тогда у меня была. Это были ребята 1966-1967 годов рождения. И Юра Евлампиев там был, его брат играл. А так, я всю жизнь здесь, в «Волге», занимаюсь тренерской работой, даже в армии когда служил, этим же был занят — футболом.
— Говорят, что у нас сейчас футбол развивается...
— Не люблю, когда говорят: «Вот развивается футбол». Футбол развит везде. Любую точку назовите Советского Союза, футбол еще тогда был развит. А мы с вами все развиваем, как отсталые люди. Я всегда говорю, что футбол нужно совершенствовать.
— Он совершенствуется?
— Ну, как совершенствуется! Когда у нас команда мастеров играет в 3 лиге. В наше время команда «Энергия» от Электроаппаратного завода играла в классе Б, а после уже в А. Вот об этом можно сказать, что футбол совершенствуется. Я считаю, что по тем временам команды были гораздо сильнее.
— Что нужно, чтобы стать чемпионом?
— Огромный труд. Футбол — это не только пинать и играть «двухсторонку». Не будем говорить про мои болезни и травмы, но многие ребята не испытывают тех тренировочных нагрузок, какие испытывал я. Почему Краснов, Богаратов до сих пор играют и даже обыгрывают молодых? Не тренер делает чемпионов, а труд...
— У вас есть кумиры в большом футболе?
— Конечно! Не буду скрывать, это Месси. Хотя, может, кто-то со мной не согласится, почему не Рональдо. Я оцениваю по-другому. Месси скромный, незаносчивый, доступный для фанатов, как видно по телевизору. А Рональдо — какой-то завистливый человек. У него такой вид бывает... Не нравится он мне.
— А как же Пеле?
— Ну, а он просто великий...
— Смогли бы, как он, в прыжке через себя?
— В детстве пробовал. Сейчас с железным суставом куда мне. Своих иногда заставляю, сейчас снежок — мягко приземляться.
— Недавно Памела Андерсон, голливудская киноактриса, предложила сделать символом чемпионата по футболу в России белого медведя.
— Да, можно ставить кого угодно! От этого результата все равно никакого. Медведь же не будет играть за наших в футбол! Поставить можно и белку, и соболя, которыми также славится Россия.
— Ждете Чемпионат мира?
— Вот я и говорю, мне бы дожить... Увидеть новый комплекс, который уже не первый год обещают нам построить, с искусственным льдом и бассейнами, посмотрим.