Повысить эффективность
5 ноября 2018 года Глава Чувашии Михаил Игнатьев подписал Указ «О мерах по улучшению инвестиционного климата в Чувашской Республике», которым для инвесторов масштабных инвестиционных проектов, резидентов индустриальных парков, резидентов ТОСЭР предусматривается аренда земельных участков в размере ставки земельного налога за единицу площади такого участка, и цены покупки участка в собственность в размере 15% от кадастровой стоимости. В Минэкономразвития ранее поясняли, что это позволит повысить эффективность вложенных инвестиций в производство, направить высвободившиеся средства на реализацию мероприятий по импортозамещению продукции и на модернизацию действующих производств.
Правительством Чувашии в чувашский парламент внесен законопроект о включении новых форм государственной поддержки инвестиционной деятельности, предоставление которых осуществляется по решению совета по инвестиционной политике. Согласно законопроекту, речь идет о бюджетных инвестициях юридическим лицам в объекты капитального строительства, находящихся в их собственности.
«И на приобретение ими объектов недвижимого имущества в целях предоставления взноса в уставные капиталы дочерних обществ на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства», — говорится в документе.
Также предусматриваются субсидии из республиканского бюджета юридическим лицам, 100 процентов акций (долей) которых принадлежат Чувашии, в объекты капитального строительства на приобретение ими объектов недвижимого имущества с последующим увеличением уставных капиталов юрлиц.
Кроме того, в соответствии с нормами федерального законодательства предусматривается дополнение видов расходов республиканской адресной инвестиционной программы бюджетными ассигнованиями на подготовку обоснования инвестиций и проведения его технологического и ценового аудита.
Удается не всем
Не секрет, что в 2018 году регионы восстанавливают свою инвестиционную привлекательность после кризиса. Не все. Тенденция постепенного посткризисного восстановления инвестиционного потенциала, впервые отмеченная в прошлогоднем рейтинге, сохранилась и в 2018 году. Совокупный объем инвестиций в основной капитал в первом полугодии 2018 года вырос на 3,2%, а объем притока прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в первом квартале 2018 года увеличился на 18,1% (оба показателя рассчитаны по отношению к соответствующим периодам 2017 года).
Позитивная динамика не у всех
Однако говорить о повсеместной позитивной динамике пока нельзя, поскольку позитивной динамики удалось добиться не всем регионам. В частности, объем инвестиций в основной капитал в первом полугодии 2018 года вырос в 51 регионе страны, а в оставшихся 34 регионах значение этого показателя снизилось.
Большинству регионов России, в том числе Чувашской Республике, удалось сохранить свои позиции в рейтинге. В 2018 году рейтинг был подтвержден на прошлогоднем уровне для 64 из 85 регионов России. Такая ситуация свидетельствует о некоторой стабильной расстановке сил: регионы-лидеры остаются недосягаемыми, а у регионов-аутсайдеров пока нет возможностей для движения вперед. Впрочем, это не означает, что руководству регионов следует расслабляться и не работать над повышением инвестиционной привлекательности: рейтинг 2018 года явно свидетельствует о том, что активно работать нужно даже для сохранения достигнутых позиций. В 16 из 85 регионов, чьи позиции в рейтинге ухудшились, совсем не обязательно был зафиксирован существенный провал по ключевым показателям. В ряде случаев ситуация была близка к стагнации, что также приводит к снижению оценок в рейтинге — особенно в случае роста этих показателей в стране в целом.
Группа лидеров рейтинга практически не претерпела изменений. Абсолютными лидерами рейтинга (группа IC1) остались два крупнейших мегаполиса — Москва и Санкт-Петербург.
Прорывных решений для повышения инвестиционной привлекательности регионов-аутсайдеров так и не найдено — это может стать ключевой задачей для новых управленцев. В состав группы аутсайдеров рейтинга (IC9) на протяжении всех шести лет его составления стабильно входят республики Северного Кавказа, Тыва и Калмыкия. На протяжении этого времени на федеральном уровне разрабатываются различные решения по развитию этих регионов — от инфраструктурных проектов до создания туристских кластеров, однако экономический эффект от этих решений остается незначительным. В 2017-2018 годах в шести из двенадцати регионов группы IC9 (в Кабардино-Балкарии, Марий Эл, Дагестане, Забайкалье, Ивановской и Курганской областях) произошла смена глав. Весьма вероятно, что привлечение инвесторов и улучшение бизнес-климата станет одной из ключевых задач для новых руководителей регионов.
Изменения методики расчета рейтинга в 2018 году
В 2018 году набор из 55 показателей, используемых для расчета рейтинга инвестиционной привлекательности НРА, не изменялся, что обеспечивает возможность корректного отслеживания динамики позиций регионов в рейтинге. Первым нововведением 2018 года стало использование кластерного анализа (методом k-means для 9 кластеров) для уточнения распределения регионов по группам рейтинга. Таким образом, итоговое распределение регионов является максимально объективным.
Чувашская Республика подтвердила свой рейтинг и вошла в число регионов в категории со «средней инвестиционной привлекательностью» (группа IC6).
Вторым нововведением 2018 года стало обновление подхода к сбору данных для составления рейтинга. Теперь рейтинг рассчитывается на основе интерактивной базы данных, куда попадают самые свежие статистические данные непосредственно в момент их публикации. В результате рейтинг стал более точно отражать актуальные тенденции развития регионов: практически по половине показателей (26 из 55) используются данные за первое полугодие текущего года.
Анализ результатов рейтинга
В шестой ежегодный рейтинг инвестиционной привлекательности регионов России НРА 2018 года были включены все 85 субъектов Российской Федерации, которые в соответствии с методикой рейтинга были разделены на три укрупненных рейтинговых категорий («высокая», «средняя» и «умеренная» инвестиционная привлекательность), внутри каждой из которых выделяется три уровня (первый, второй и третий).
В 2018 году из 85 регионов России:
— 64 региона сохранили свои позиции на прежнем уровне;
— 5 регионов улучшили за год свои позиции в рейтинге;
— 16 регионов ухудшили свои позиции.
В рейтинге 2018 года 24 региона формируют категорию «высокая инвестиционная привлекательность» (группы IC1, IC2, IC3), наибольшее количество регионов (34) входит в категорию «средняя инвестиционная привлекательность» (группы IC4, IC5, IC6), а инвестиционная привлекательность 27 регионов оценивается как «умеренная».
Рейтинг инвестиционной привлекательности регионов
Регион
Рейтинг 2018
Действие
г. Москва
IC1
Подтвержден
г. Санкт-Петербург
IC1
Подтвержден
Республика Татарстан
IC2
Подтвержден
Московская oбласть
IC2
Подтвержден
Ямало-Ненецкий
автономный округ
IC2
Подтвержден
Сахалинская область
IC2
Подтвержден
Ленинградская область
IC2
Подтвержден
Белгородская область
IC2
Подтвержден
Тюменская область
IC2
Повышен
Калининградская область
IC3
Подтвержден
Хабаровский край
IC3
Подтвержден
Ханты-Мансийский автономный округ
IC3
Подтвержден
Липецкая область
IC3
Подтвержден
Воронежская область
IC3
Подтвержден
Свердловская область
IC3
Подтвержден
Ненецкий автономный округ
IC3
Подтвержден
Тульская область
IC3
Подтвержден
Калужская область
IC3
Подтвержден
Нижегородская область
IC3
Подтвержден
Краснодарский край
IC3
Подтвержден
Республика Башкортостан
IC3
Подтвержден
Самарская область
IC3
Подтвержден
Республика Саха (Якутия)
IC3
Подтвержден
Магаданская область
IC3
Подтвержден
Чукотский автономный округ
IC4
Подтвержден
Красноярский край
IC4
Подтвержден
Амурская область
IC4
Понижен
Томская область
IC4
Подтвержден
Ростовская область
IC4
Подтвержден
Приморский край
IC4
Подтвержден
Пермский край
IC4
Подтвержден
Новосибирская область
IC4
Подтвержден
Мурманская область
IC5
Понижен
Ярославская область
IC5
Подтвержден
Челябинская область
IC5
Подтвержден
Оренбургская область
IC5
Подтвержден
Иркутская область
IC5
Подтвержден
Курская область
IC5
Понижен
Камчатский край
IC5
Подтвержден
Тамбовская область
IC5
Подтвержден
Ульяновская область
IC5
Подтвержден
Владимирская область
IC5
Подтвержден
Вологодская область
IC5
Подтвержден
Астраханская область
IC6
Понижен
Удмуртская Республика
IC6
Подтвержден
Саратовская область
IC6
Понижен
Архангельская область
IC6
Подтвержден
Республика Коми
IC6
Понижен
Ставропольский край
IC6
Понижен
Республика Карелия
IC6
Подтвержден
Омская область
IC6
Повышен
Волгоградская область
IC6
Подтвержден
Рязанская область
IC6
Подтвержден
Республика Адыгея
IC6
Повышен
Пензенская область
IC6
Подтвержден
Смоленская область
IC6
Подтвержден
Чувашская Республика
IC6
Подтвержден
Новгородская область
IC6
Понижен
Орловская область
IC7
Подтвержден
Республика Мордовия
IC7
Подтвержден
Брянская область
IC7
Понижен
Республика Алтай
IC7
Подтвержден
Костромская область
IC7
Понижен
Алтайский край
IC7
Подтвержден
Кемеровская область
IC7
Подтвержден
Тверская область
IC8
Понижен
г. Севастополь
IC8
Повышен
Еврейская автономная область
IC8
Подтвержден
Республика Хакасия
IC8
Понижен
Республика Бурятия
IC8
Понижен
Республика Крым
IC8
Повышен
Кировская область
IC8
Подтвержден
Псковская область
IC8
Подтвержден
Кабардино-Балкарская Республика
IC9
Подтвержден
Республика Дагестан
IC9
Понижен
Республика Марий Эл
IC9
Понижен
Ивановская область
IC9
Подтвержден
Забайкальский край
IC9
Подтвержден
Республика Ингушетия
IC9
Подтвержден
Курганская область
IC9
Понижен
Чеченская Республика
IC9
Подтвержден
Карачаево-Черкесская Республика
IC9
Подтвержден
Республика Северная Осетия – Алания
IC9
Подтвержден
Республика Калмыкия
IC9
Подтвержден
Республика Тыва
IC9
Подтвержден