Выжить, чтобы жить

Выжить, чтобы жить

Слушая рассказы о боевых событиях, о происходящих на войне случаях, кто из нас не задавался вопросом: «А как бы повел в такой ситуации я себя, сумел бы сохранить смелость и дух и оказался бы способным совершить самый настоящий подвиг?..» 

Выжить, чтобы жить

 Евгений Борисов родился 11 марта 1980 года в Чебоксарах. Рос обыкновенным пацаном, каких много можно встретить и сегодня на улицах нашего города. В 1997 году окончил среднюю школу, в ноябре 1997 года – автошколу РОСТО. А в мае 1998 года был призван в армию и попал служить в пекло Северокавказского военного округа.

Будучи сапером, гвардии младший сержант Борисов лично обезвредил восемь взрывных устройств, которые боевики устанавливали на маршрутах следования федеральных войск. Тем самым Женя спас от ранения и гибели многих своих товарищей по оружию, равно как и мирных жителей.

13 октября 1999 несколько выехавших на боевое задание бронетранспортеров попали в устроенную бандитами засаду и были вынуждены принять неравный бой. Возникла вероятность их гибели или пленения, а потому на подмогу к ним было решено направить танк и подкрепление из нескольких бойцов, одним из которых оказался и Евгений Борисов. Но помчавшаяся на помощь попавшим в беду товарищам тяжелая машина с пятью пехотинцами на броне сама попала в засаду и была обстреляна из гранатометов, попадание одного из которых повредило связь, а несколько ребят получили ранения.

– В ногу и в глаз мне попали осколки камня, – рассказывает Евгений, – а оглянувшись, я увидел, что у нашего старшины огнем полыхает нога. Командир приказал нам спрыгнуть с танка. Спрыгнув последним, я угодил в канаву с водой. Оглядевшись и оценив ситуацию, мы поняли, что, если сейчас не принять правильное решение, не спасемся ни сами, ни товарищам не сможем помочь, на помощь к которым нас отправили. Тем, кроме как на нас, надеяться больше было не на кого. Поэтому решили разделиться на две группы: одна должна была прорываться к ведущим бой, а нам с моим товарищем Юрием выпало эту группу прикрывать. И как только танк с ребятами тронулся, мы открыли шквальный огонь по боевым точкам противника. Бой был неравный и очень тяжелый. Но там об этом не думалось. Мы понимали, что других вариантов у нас нет: только стрелять и уничтожать наседавших духов. Разозлили боевиков мы сильно, и они очень хотели взять нас в плен живыми. Но для нас, разумеется, это был не вариант…

Когда стемнело, ребята решили выбираться и под покровом ночи стали тихонько пробираться в сторону сопок. Одновременно высматривая, не лежит ли где кто-то раненый из своих. Не обнаружив никого из товарищей, решили, что первая группа в полном составе продолжила операцию. Добрались до сопок, переждали ночь, а с рассветом во время утреннего намаза двинулись в сторону расположения федеральных частей. Но по пути наткнулись на бандитский блиндаж и, не колеблясь, решили ввязаться в очередной бой. Подползли к боевикам как можно ближе – открыли огонь на поражение. И Женя снова был ранен: на этот раз уже тяжело – попавшая в локтевой сустав пуля обездвижила правую руку, а разорвавший бедро осколок гранаты вызвал нестерпимую боль и кровотечение. Но даже в таком состоянии гвардии российской младший сержант продолжал воевать с противником.

Во время небольшой передышки, в овраге, перевязав раны, решили разделиться – Женя приказал другу отходить в сторону расположения наших войск, а сам остался его прикрывать. Духи повелись на задумку, и парню удалось оттянуть их погоню на себя. Несколько самых долгих в его жизни дней истекающий кровью, грызший от невыносимой боли губы, изнывающий от голода, холода и жажды девятнадцатилетний солдат пробирался по незнакомой местности к своим, отстреливаясь от жаждавших его пленения бандитов. Боеприпасы были на исходе, и стрелять приходилось одиночными. Наконец, от погони удалось оторваться.

– В руке я все время сжимал последнюю гранату, потому что, если бы духи смогли ко мне подобраться, решил, что взорву себя вместе с ними, – продолжает он свой рассказ. – Вынуть ее из моей руки смогли лишь наши солдаты, на которых на исходе четвертых суток я, наконец, наткнулся, находясь уже в полубессознательном, на грани жизни и смерти состоянии.

После оказания первой медицинской помощи парня отправили в госпиталь, где ему пришлось перенести множество сложнейших операций и полгода реабилитации. В феврале 2000 года гвардии младший сержант Е. Борисов вернулся в родную часть. И только тогда узнал, что представлен к самой высокой воинской награде. Командир части и рассказал парню, что все были уверены в его гибели. До того момента, пока на связь с федералами не вышли сами боевики и не попросили, чтобы наши забрали своего героя, который, как они выразились, «ползет и все время отстреливается». Горцы просто-напросто поняли, что в плен этого парня взять не удастся, а убивать того, кто даже в их представлении был героем, у них, традиционно, как известно, почитающих мужество, уже не поднималась рука.

Указом Президента Российской Федерации от 21 февраля 2000 года за мужество и героизм, проявленный при ликвидации незаконных вооруженных формирований в Северокавказском военном регионе, гвардии младшему сержанту Борисову Евгению Германовичу присвоено звание Героя Российской Федерации с вручением медали «Золотая Звезда».

Сегодня Женя живет в родном городе и, как и прежде, внешне почти ничем не отличается от многих других горожан. У него семья, сын. И – огромная любовь к жизни. Ко всему, что его окружает, за что когда-то пролил свою кровь, с оружием в руках отстояв честь и достоинство российского солдата. 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру