Разные мечты о главном

На чебоксарской «чулочке» забастовал трудовой коллектив

Трудно припомнить, когда в последний раз предприятия Чувашии сотрясали забастовки. Даже в пик экономического кризиса руководству республики и дирекции провалившихся в финансовую дыру заводов удавалось найти компромисс с рабочими, сдерживать вот-вот готовые разгореться страсти.

Потом в Чувашии сменился президент, сменилась большая часть правительства, сменились собственники на производствах. Похоже, что первыми почувствовать всю прелесть этих перемен довелось работникам чебоксарского ООО «Чулочно-трикотажная фабрика». В конце прошлой недели здесь прошла стихийная акция протеста, закончившаяся собранием трудового коллектива возле проходной предприятия.
 

На чебоксарской «чулочке» забастовал трудовой коллектив
Руководство фабрики и трудовой коллектив не находят общего языка. Фото Михаила Вансяцкого

Пять тысяч рублей — достойная зарплата

Недовольство и отчаяние, вылившиеся на прошлой неделе в спонтанный протест, копились в цехах несколько месяцев. По словам работников швейного производства, с начала 2011 года руководство предприятия не может обеспечить их занятость в течение всего рабочего дня. «На фабрику приходим только для галочки. Все хотят работать, выпускать продукцию, потому что у нас сдельная зарплата, мы полностью зависим от выработки. А вместо этого полдня сидим без дела. Домой не отпускают, простои не оплачивают. Дирекция заявляет, что не может сбыть выпущенную продукцию. Почему раньше она продавалась, а сейчас нет? Что произошло?» — недоумевают швеи, чья зарплата упала в разы.

Директор ООО «Чулочно-трикотажная фабрика» Татьяна Кудряшова утверждает, что требования рабочих ей понятны: «на улице рынок, и они должны тоже каким-то образом существовать». «Давайте говорить правильно, тарифы установлены с достойной заработной платой. Просто мы ее не зарабатываем. Не даем объемов. На сегодня чулочное производство имеет оборудование, которое в принципе неконкурентоспособно. Тем не менее, мы приняли решение выпускать и продавать продукцию по нулевой рентабельности. Хочу сказать, что примерно 70% оборудования используется, и продукция продается. За 5 месяцев мы восстановили всю базу покупателей, порядка 50 млн рублей составляет объем продаж. Но ситуация непростая. Что будет происходить — непонятно, кто будет хозяин — тоже непонятно. Понятно одно, что сейчас на площадке конкурсное управление с ликвидацией предприятия, — констатирует Татьяна Викторовна и рисует перспективы. — Если нам получится участвовать в торгах, получится купить (фабрику – прим. редакции), мы будем продолжать развиваться».

Эффективное руководство — залог успеха

Однако не о таком «развитии» мечтают работники фабрики. «Наше предприятие может успешно работать, имеет современную технологическую базу и квалифицированные кадры. В период с 2008-го по 2009-й год в производственных цехах (трикотажный, красильный, швейный по пошиву трикотажных изделий) было установлено новейшее оборудование. Прошла реконструкция всей технологической цепочки производственного процесса. До прихода нового арендатора во главе с Татьяной Кудряшовой арендатором было ООО «Чебоксарский трикотаж Рус». Производственные цеха работали в полном объеме, внедрялись и выпускались новые модели, востребованные на рынке. Проводилось обучение и повышение квалификации рабочих… Нам очень больно смотреть, как буквально на глазах уничтожается все, что было достигнуто», — говорится в направленном премьер-министру России Владимиру Путину, генпрокурору РФ Юрию Чайке и руководителю Роструда Юрию Герцию открытом письме, которое подписали 140 работников предприятия.

По мнению экс-директора ООО «Чебоксарский трикотаж Рус» Евгения Осокина, сегодняшние проблемы предприятия кроются, в первую очередь, в некомпетентных управленческих решениях. «Работникам фабрики ничего доказывать не нужно! Они сами стояли и стоят у станков, сидели и сидят за швейными машинами, сами их обслуживали, и делали это на совесть. До появления нового руководства люди получали достойную заработную плату, работали 5-6 дней в неделю в 2-3 смены! В том числе и на чулочном оборудовании. Кстати, производство чулочного цеха составляет не более 20% от общего объема, и если, допустим, с «чулочкой» полная беда, то почему у всех остальных рабочих возникают вопросы по занятости и уровню доходов? — задается вопросом Евгений Осокин и предлагает пути решения проблемы. — При построении производственно-сбытового процесса важно синхронизировать четыре основных этапа: покупку сырья (вовремя), производство востребованного рынком продукта, отгрузка продукта в размере произведенного и своевременное получение денег за отгруженный товар.

Руководителям фабрики нужно перестать изображать жертву обстоятельств и начать работать над внутренними вопросами. Тогда, уверен, ситуация выправится. Особенно если учесть небывалую административную поддержку на самых высоких уровнях республиканской власти».
Рядовые работники чебоксарской «трикотажки» разделяют эту точку зрения. «Мы уверены, что при заинтересованном, грамотном и ответственном руководителе наша трикотажная продукция снова будет востребована на российском и мировом рынках. Сегодня наша фабрика – одна из десяти крупнейших в стране. Причем после модернизации по своему потенциалу (производство плюс коллектив) она вполне конкурентоспособна и может расти и развиваться», — пишут они в упомянутом письме на имя главы российского правительства.

Прокуратура дала оценку. У Сбербанка свое мнение

«МК» в Чебоксарах» уже сообщал о том, что творится сегодня на бывших производственных площадях ОАО «Волжская текстильная компания» (ВТК). В августе прошлого года эту компанию признали банкротом, а в сентябре ее работники получили уведомление о предстоящем увольнении. Если бы в то время увольнение состоялось, то все они пополнили бы ряды безработных, но, согласно трудовому законодательству, получили бы выходные пособия, причитающиеся при ликвидации предприятия. Вместо этого сотрудникам ВТК предложили перейти в ООО «Чулочно-трикотажная фабрика» (ЧТФ) — новую организацию, арендовавшую производственные площади обанкротившейся ВТК. Люди поверили обещаниям, однако в феврале 2011 года несколько десятков сотрудников получили от своего нового работодателя уведомления об увольнении. Без каких-либо выходных пособий.

На тревожное сообщение газеты отреагировала республиканская прокуратура. В апреле была проведена проверка, вскрывшая на фабрике факты нарушения требований трудового законодательства. Прокурором Калининского района Чебоксар в суд направлены исковые заявления о признании незаконным увольнение работников предприятия и о восстановлении их на работе. Кроме того, в отношении ООО «Чулочно-трикотажная фабрика» (как юридического лица) возбуждено дело об административном правонарушении по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ.

Можно только поблагодарить прокурорских работников за их своевременное вмешательство в ситуацию и объективную оценку действий руководства Чулочно-трикотажной фабрики. Хотя представители местного отделения Сбербанка России – основного кредитора ОАО «Волжская текстильная компания» – придерживаются другого мнения. Заместитель управляющего Чувашским отделением банка Александр Белов назвал публикации в прессе, рассказывавшие о зревшем недовольстве работников фабрики, попыткой «дискредитации конкурсного управляющего и выбранной кредиторами стратегии». Впрочем, от банка, для которого на первом месте стоит вопрос о возвращении своих денег, а не об уровне зарплаты рабочих, ничего другого и не ожидалось.

Кто кого дискредитирует?

Не раз приходилось слышать и песню о «продажных журналистах», дискредитирующих «честных и принципиальных» чиновников. Думается, нет нужды объяснять, что многие должностные лица своими действиями сами дискредитируют себя лучше любой газетной статьи. К примеру, как можно расценивать ходатайство конкурсного управляющего ОАО "Волжская текстильная компания" (ВТК) Юрия Парамонова об увеличении фиксированной суммы его вознаграждения до 150000 рублей? В то время, как зарплата простых тружеников «чулочки», по их словам, за полгода упала на треть, конкурсный управляющий за этот же период потребовал увеличить свое вознаграждение в 5 раз! А Сбербанк поддержал это решение, несмотря на резонное возражение представителей УФНС, что другие конкурсные управляющие выполняют такую же работу всего за 30 тыс. целковых.

С чем связана такая щедрость кредиторов? Объяснение находится легко. В решении Арбитражного суда удовлетворить ходатайство Юрия Парамонова можно лицезреть очень любопытный пункт: «конкурсным управляющим в целях снижения затрат урегулирован вопрос увольнения работников в порядке перевода на постоянное место работы к арендатору ООО "Чебоксарская трикотажная фабрика". Другими словами, когда Юрий Парамонов уговаривал работников ВТК перейти в наспех рожденное ООО «Чулочно-трикотажная фабрика», он преследовал конкретную цель – снизить затраты. Каким у нового работодателя окажется размер зарплаты рядовых сотрудников фабрики, будут ли они загружены работой – эти «нюансы» ни его, ни кредиторов не волновали. Да и сейчас вряд ли волнуют. Именно об этом и писала наша газета («Дыра в «Чулочке», №14 от 29.03.2011 г.). Так кто кого дискредитирует?

В конце концов, если вопрос ставится в такой плоскости, то можно привести мнение авторитетных экспертов о профессиональных качествах Юрия Парамонова. Например, как заявил газете «Коммерсант» конкурсный управляющий ОАО «Железобетон» Сергей Гончаров, им готовится заявление в прокуратуру республики о привлечении к ответственности своего предшественника Юрия Парамонова (бывшего арбитражного управляющего ОАО «Железобетон) — «за бездействие». По словам господина Гончарова, «предприятие получило убыток приблизительно по 40 сделкам, где сейчас деньги по этим сделкам — неизвестно».

Орден к торгам?

Во всей этой истории несколько странной представляется позиция республиканских властей. Вот уже два месяца они словно воды в рот набрали, хотя до этого взахлеб рассказывали, как будут защищать права швей и ткачих на труд и достойную зарплату. Само появление на свет ООО «Чулочно-трикотажная фабрика», передача ему в аренду части имущества ВТК проходили при непосредственной поддержке со стороны президента Чувашии Михаила Игнатьева.

Прошло полгода, «навешивать всех собак» на прежнего собственника стало проблематично, настало время руководству «трикотажки» отчитаться об итогах собственной деятельности. А они таковы – продление процедуры конкурсного управления еще на полгода, переход предприятия на неполную рабочую неделю, протетст трудового коллектива и прокурорская проверка.
Однако, похоже, несмотря на откровенно плачевные результаты, президент Михаил Игнатьев продолжает, хоть и косвенно, но все же поддерживать новых арендаторов фабрики. Так, его указом от 16 февраля 2011 года орденом «За заслуги перед Чувашской Республикой» награжден генеральный директор открытого акционерного общества «Эйм-Инвест» Анатолий Леонтьев. Для несведущих – Анатолий Афанасьевич является одним из собственников ООО «Чулочно-трикотажная фабрика». Политики, в частности, лидер чувашских коммунистов Валентин Шурчанов, не исключают, что имущество обанкротившейся ВТК в скором времени будет продано. И одним из претендентов на приобретение предприятия называется Анатолий Леонтьев – теперь не только совладелец ООО «ЧТФ», но еще и орденоносец. Ну и как такой заслуженный человек сможет проиграть торги, если они будут объявлены?

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру