Как увольняли гендиректора «Чувашавтотранса»

Особенности национальной кадровой политики

«МК» в Чебоксарах» уже писала о кадровых переменах в ГУП «Чуваш­автотранс». Бывший генеральный директор предприятия, депутат Госсовета ЧР Олег Князькин счел необходимым рассказать нашим читателям об истинных причинах своего смещения с должности. Его увольнение наглядно раскрывает особенности национальной кадровой политики команды Михаила Игнатьева. 

Особенности национальной кадровой политики

«Они воровали...»

– Весной в прессе появились заметки, в которых говорилось, что Олег Князькин якобы не состоялся как руководитель и поэтому его уволили с поста генерального директора «Чувашавтотранса». Признаюсь, эти публикации задели меня за живое, потому что эти сведения не соответствуют действительности.

Ваша газета не раз писала, что в рес­публике последние годы происходят не совсем понятные кадровые назначения. Я с этим согласен, в том числе и как депутат Государственного Совета ЧР. Этот вопрос давно муссируется, мы даже хотим поднять его на сессии парламента…

В начале апреля у главы республики Михаила Игнатьева состоялось совещание по проблемам «Чувашавтотранса». Я поднял вопрос о кадрах, сказав: «Михаил Васильевич, Вы знаете, что за последние 12 лет в организации сменилось 11 генеральных директоров?» Знаете, что он ответил? «Олег Николаевич, они ведь все воровали, поэтому их сняли с должности» (?!).

Через день после этого совещания отправили в отставку министра транспорта и дорожного хозяйства ЧР Михаила Янковского, а еще через две недели, 17 апреля 2014 года, освободили от должности и меня. Если отставка Янковского объяснима криминальными скандалами в автодорожных предприятиях – «Чувашавтодоре» и Упрдор «Волга», которые министр курировал, то моя принудительная отставка вызвала непонимание среди высоких должностных лиц нашей республики и моих коллег по Госсовету Чувашии, потому что оснований для нее не было. По логике Игнатьева, значит, я тоже воровал?! Тогда пусть мне скажут, у кого и сколько я украл.

Увольнение за... прибыльность

– По какой же формулировке Вас уволили?

– Председатель Госсовета Чувашии Юрий Попов по просьбе поддержавших меня депутатов был вынужден обратиться за разъяснениями к председателю Кабинета Министров ЧР, направив Ивану Моторину письменный запрос. 4 июня был получен ответ. Ни одной причины и мотива моего увольнения в нем не указано, написана совершеннейшая чепуха о том, что гендиректор ГУП «Чувашавтотранс» отстранен от занимаемой должности «по соглашению сторон». Это полный абсурд, потому что согласия на свое увольнение я не давал и заявления об увольнении не писал. Ни мне, ни трудовому коллективу никто ничего не объяснил, не назвал мои недочеты и ошибки. Моторин просто нагло врет.

Награды и наказания руководителю даются за производственно-экономические показатели. Каких показателей достиг «Чувашавтотранс» за время моего руководства? Приведу несколько цифр. Выручка предприятия в 2012 году составляла 795 млн 529 тыс рублей, в 2013 году – 831 млн 381 тыс. рублей (рост – 104,5%), в том числе от пассажирских перевозок – прирост на 29 млн рублей. Даже с учетом острой конкуренции с владельцами маршрутных такси. Кроме того, мы занимались развитием дополнительных видов деятельности: в 2012 году выручка равнялась 53 млн 420 тыс. рублей, в 2013-м – 59 млн 858 тыс. рублей (112%). Теперь о чистой прибыли. 2012 год предприятие закончило экономико-финансовую деятельность с показателем минус 44 млн 3289 тыс. рублей. 2013-й год мы закончили с цифрой минус 5,5 млн рублей, то есть убытки сократились в несколько раз. В 2014 году, составив стратегический план экономического развития, мы могли выйти на безубыточность.

При этом нужно учесть тот факт, что в 2013 году я руководил «Чувашавтотрансом» ровно полгода. И то нам удалось выправить вектор финансовой деятельности организации, который был направлен глубоко вниз. Благодаря, в том числе, и кадровым изменениям, которые я провел. Могут быть какие-либо претензии к «неэффективному хозяйствованию» в данном предприятии и ко мне лично как к руководителю? Их нет.

«Беспардонный» подход

– Получается, Вас уволили беспричинно. Что Вы теперь намерены предпринять?

– Действия руководства Чувашской Республики обжаловать не собираюсь, в мои планы это не входит. Предприятие ведь государственное. Пришел новый министр транспорта Чувашии Владимир Филиппов, он сам решает, с кем ему сподручнее работать. С Князькиным он работать не хочет, я же не из его команды. Это его право.

С другой стороны, мне не понравился сам принцип увольнения. Я все-таки имею статус и депутата, и достаточно опытного руководителя, в свое время выполнявшего правительственные задания и на тракторном заводе, и в Чебоксарском авиапредприятии, руководил Заволжьем… А со мной поступили таким беспардонным образом. Меня же пригласили в «Чувашавтотранс» как кризисного менеджера, чтобы разобраться в том бардаке, который там был.

– Вы начали наводить порядок, и через несколько месяцев выходит распоряжение о вашем увольнении.

– Получилось, что этот порядок никому не нужен, включая республиканскую власть. Поэтому с «транспортной мафией» я оказался один на один (эта фраза, на которой настаивал наш собеседник. – Авт.). Естественно, они (транспортники. – Авт.) стали добиваться моего увольнения. В итоге они «сломали» не меня, они сломали республиканскую власть. Я не сдался.

«Безобразие» с процентами

– Что Вы можете сказать о Вашем сменщике в «Чувашавтотрансе»?

– Евгений Мореплавцев работал моим замом по экономике, в том числе до моего прихода на предприятие. Ни один выходец из «Чувашавтотранса» нормальным руководителем там не станет, потому что не пойдет против «своих». Нужен человек со стороны. И нужно дать ему максимум полномочий и помогать ему. Тогда там будет наведен порядок. В «Чувашавтотрансе» происходит то же самое, что и в «Чувашавтодоре» и в Упрдор «Волга».

– Но уголовного дела по «Чувашавтотрансу» нет.

– Нет… В структуре «Чувашавтотранса» находились раньше все автовокзалы и автостанции, находящиеся на территории Чувашии. Решением Кабинета Министров ЧР в свое время автовокзалы и автостанции вывели из состава предприятия, создав ОАО «АвтоВАС». Но без них работать мы не можем, так как являемся только перевозчиками. Отправка и доставка пассажиров, согласно федеральному законодательству, должна осуществляться только на автовокзалах и автостанциях.

За то, что ОАО «АвтоВАС» продает билеты, «Чувашавтотранс» платит проценты. В 2002 году эта цифра составляла 14% от стоимости проданного билета, в 2013-м – уже 19% + 50% стоимости багажного билета. В том же 2013 году этот договор с ОАО «АвтоВАС», которое на сегодняшний день возглавляет Владимир Палеев (в прошлом – генеральный директор «Чувашавтотранса»), я расторг, предложив им вернуться к 15-процентным отчислениям. Кстати, эти проценты исчисляются десятками миллионов рублей.

Все мои предшественники почему-то увеличивали отчисления «АвтоВАС». Генеральный директор «Чувашавтотранса» подписывал договор, наносивший ущерб возглавляемому им предприятию! Ведь никаких дополнительных услуг они нам не оказывали… Самое интересное: Палеев участвовал в конкурсе на замещение должности гендиректора «Чувашавтотранса» после моего увольнения.

Когда к началу 2014 года мы собрали всю доказательную базу, включая анализ по всей Российской Федерации – каким автовокзалам, в каких городах и сколько мы платим, этот вопрос я поднял в присутствии Моторина и Янковского. Все сказали: это безобразие, действуй дальше, добивайся, мы тебя поддержим. После расторжения договора с ОАО «АвтоВАС» я хотел обратиться в Арбитражный суд. В апреле все документы для этого были подготовлены. Но меня неожиданно отстраняют от должности.

P.S. Таким образом, уволив с должности гендиректора ГУП «Чувашавтотранс» Олега Князькина, республиканская власть, как та унтер-офицерская вдова, «сама себя высекла». У транспортной организации имелся шанс благодаря эффективному руководителю выправить положение, но правительство Чувашии им не воспользовалось. Где здесь логика? 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру