Учтут ли мнение ядринцев?

213 га земли Ядринского района предполагается под строительство высокоскоростной магистрали

16 августа во Дворце культуры Ядрина состоялись публичные слушания по проекту внесения изменений в генеральный города в части отображения прохождения высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва-Казань-Екатеринбург (ВСМ-2). В администрацию Ядринского сельского поселения от жителей поступило 84 письменных заявления одного и того же характера – суть их заключалась в категорическом протесте против проложения трассы через территорию города. 

213 га земли Ядринского района предполагается под строительство высокоскоростной магистрали

Председательствовал на слушаниях глава Ядринского городского поселения Андрей Агаков. Было зарегистрировано 136 участников, кроме того, присутствовали глава администрации г. Ядрин Владимир Кузьмин, министр транспорта ЧР Владимир Филиппов, депутат госсовета Андрей Кулагин, представители ОАО «Скоростные магистрали» Анатолий Дутчак и Валерий Мохир, представитель ОАО «Томгипротранс» Виктор Грязнов. Примечательно, что представители администрации Ядринского района как и все участники публичных слушаний, видели представленный специалистами-разработчиками проект впервые.

Противостояние

При кажущейся внешне спокойной публике, собравшейся в здании Дворца культуры, в зале чувствовались весьма напряжённые настроения. Планы по строительству ВСМ-2 и, в частности, участок ее прохождения по Ядринскому району в корне не устраивали «рядовых» участников совещания. От предложенного Андреем Агаковым голосования ядринцы отказались, и на сцену поднялся начальник отдела исходно-разрешительной документации ОАО «Скоростные магистрали» Анатолий Дутчак. Он представил жителям Ядринского района свою получасовую презентацию: чтобы выглядеть более убедительной, красной нитью в ней прошла тема мирового опыта строительства высокоскоростных магистралей.

– В Чувашии нужно построить 236 км главных путей, линий связи, более 20 мостов, соорудить земляное полотно, для чего понадобится 54 млн тонн горных пород – это реально может стать толчком развития горного сектора экономики в строительной отрасли Чувашии. Для посадки и высадки пассажиров предполагается два пункта: станция «Полянки» (Ядринский район) и станция Чебоксары. В Ядринском районе для строительства ВСМ необходимо 213 га земли, по Чувашии – 986 га земли.

Как стало ясно из выступления специалиста ОАО «Скоростные магистрали», было разработано 3-4 конкурентоспособных варианта, и за основу для принятия решения о проектировании из этих вариантов был выбран самый конкурентоспособный и самый экономически эффективный вариант. Правительство России этот вариант приняло, а также приняло решение внести изменения в схему территориального планирования РФ. Интересно, что выбран был именно тот вариант, по которому трасса проходит через г. Ядрин. Естественно, сей факт вызвал бурю разногласий с собравшейся в зале аудиторией, чьё общее мнение выразил житель Ядрина Александр Филиппов:

– Почему выбран именно этот вариант? Назовите особо охраняемые зоны на севере и на юге, которые препятствуют перенести ВСМ подальше от Ядрина?»

– Я не помню как они называются, можете посмотреть на карте», – ответил Анатолий Дутчак. Однако присутствующих столь лаконичный ответ не удовлетворил, и жители попросили специалиста самому озвучить необходимую информацию. «На севере – это Заповедник Присурский», – прочитал по карте специалист.

– Если было 3-4 варианта трассы, то каково их отличие в рублях? Вот этот кусок, который вы выбрали, стоит столько-то, другой столько-то. Может, мы скинемся, и вам будет легче там построить? – предложение Александра Филиппова вызвало в зале бурю аплодисментов. Анатолий Дутчак, однако, в долгу не остался и пригласил ядринца в Москву для участия в разработке проекта.

Мифический проект

Как сообщил один из участников слушаний представитель ОАО «Томгипротранс» Виктор Грязнов, в штате, необходимом для работы станции «Полянки» предусмотрено 153 инженерно-технических работника и примерно 350 подсобных рабочих. Этот, казалось бы, положительный момент в проекте строительства, вновь вызвал резонный вопрос из зала. Со слов жительницы Ядрина, никакой станции посадки-высадки пассажиров на станции «Полянка» чиновники не предусматривают. Такой ответ жителям был дан в рамках информационного дня. В ответ на это оратор практически развёл руками, дав понять, что проект не согласован с чиновниками:

– Я не могу сказать, кто, что и как вам ответил!

Предложение депутата районного собрания депутатов Елены Шлепнёвой заставило поморщиться утомленного уже шестым по счету в тот день публичным слушанием Анатолия Дутчака :

– Сегодня мы отправляем ваш проект на доработку. Вы гарантируете, что мы будем обсуждать этот проект повторно?

– Нечего отправлять на доработку! Проекта нет! То, что вы видите – это предпроектная стадия, обоснование инвестиций.

В ответ послышалось негодование уже из зала.

– Территория моего дома попадает под зарезервированные земли. Я его всю жизнь строила! У вас пол-Ядрина идет по снос! Нет ВСМ через Ядрин! ВСМ – это смерть всем! Немудрым решением мы можем погубить красоту природы и самих себя, – горячо отстаивали свои права ядринцы.

Анатолий Дутчак отбивался со сцены:

– У вас дом отнимают? Резервирование – это не снос! Резервирование земли не предусматривает ее изъятия. Цель резервирования – чтобы не было создания на этой территории новых инфраструктурных объектов.

Наиболее активные участники слушаний не скрывали своего недоброжелательного отношения и к главе минтранса ЧР Владимиру Филиппову, который попытался отвечать на вопросы аудитории, но, будучи практически «освистанным», занял свое место в зале.

Мероприятие, между тем, затягивалось. Прекратив прения, собравшиеся перешли к предложению своих вариантов прохождения трассы – все они предполагают обход ВСМ-2 от города и частных участков. Свою схему предложил и глава Ядринского городского поселения Андрей Агаков. Ближе к окончанию слушаний, около 9 часов вечера, слово взял депутат Госсовета ЧР Андрей Кулагин: – Я думаю, что проектировщики предусмотрят сегодняшние возражения и поймут, что жители Ядрина против, чтобы рядом проходила железная дорога. ВСМ – это прорыв для страны, но не хотелось бы, чтобы ядринцы стали заложниками этой ВСМ. Не надо говорить, что дорога делается для ядринцев. Это – ложь. Эта дорога будет создаваться прежде всего для пассажиров по направлениям Москва – Чебоксары, Москва – Казань, Москва – Екатеринбург. Отойдите от границ города и проведите прямую дорогу. Есть много сельскохозяйственных земель, которые сегодня не используются. Не надо прижиматься к городу. Не надо загружать Ядрин дополнительной веткой, которая будет резать город пополам.

В завершение имел место один показательный момент, о котором следовало бы сообщить читателям. К главе администрации Ядрина Владимиру Кузьмину, который, по неизвестным причинам отмалчивался в течение всего мероприятия, обратился один из местных жителей:

– Мы надеемся на вашу совесть, Владимир Николаевич!.

Чиновник, продолжая гнуть свою линию, не удостоил мужчину ответом. Напомним, в прошлом году Владимир Кузьмин обмолвился в прессе:

«Нас радует то, что высокоскоростная магистраль пройдет через территорию нашего района. Для нас – это дополнительные инвестиции. Мы вышли с предложением в Министерство транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики по изменению маршрута высокоскоростной магистрали по территории нашего района, для того, чтобы ускорить строительство объездной дороги»

Немудрено, что вопрос, прислушаются ли чиновники к мнению ядринцев, остаётся открытым.