Почему троллейбусники Новочебоксарска поссорились с Минфином Чувашии

Льготный вопрос

В ближайшее время Новочебоксарск может остаться без городского электрического транспорта. Если власти республики не начнут компенсировать проезд в троллейбусах для льготных категорий населения. 

Льготный вопрос
Льготников троллейбусники перевозят, а компенсацию за это из бюджета ЧР не получают.

Споткнулись на льготниках

«Сейчас плата за проезд льготников в Новочебоксарске никак не компенсируется. Вернее, льготный проезд финансируется за счет выручки от продажи льготного проездного билета. И все, – говорит Валерий Шимин, директор Новочебоксарского муниципального унитарного предприятия троллейбусного транспорта. – Согласно российскому законодательству, компенсация из бюджета нам полагается, а согласно законодательству ЧР — нет. Законы ЧР о бюджете последних лет не предполагают каких-то выплат предприятиям городского электрического транспорта».

На предприятии сейчас организован точный учет количества поездок всех категорий граждан, в том числе и льготников. Согласно этому учету, исходя из действующего тарифа – 13 рублей за одну поездку по карте длительного пользования, троллейбусники в прошлом году недополучили 8 млн рублей, в 2013 году — 10 млн рублей (1/6 дохода предприятия).

А что же городские власти? «Администрация города нас поддерживает как собственник предприятия. Спрашивал я, как мне поступить, и у городских депутатов: банкротить предприятие или добиваться справедливости через суд? Депутаты городского Собрания поручили мне обратиться в арбитраж, – рассказывает Валерий Леонидович. – Мы услуги оказали – соответственно хотим за них получить адекватную плату. Статья 790 ГК РФ гласит: если каким-то госорганом принимаются льготы по провозной плате, бюджет этого органа обязан компенсировать исполнителю понесенные им издержки. Сейчас в производстве Арбитражного суда ЧР два судебных дела: одно против Минфина Чувашии, другое — против Минфина РФ. По иску к Минфину Чувашии наши требования были удовлетворены. Сейчас это решение суда обжалуется в апелляционной инстанции».

Компенсация выпадающих доходов по перевозке льготников, по словам Шимина, прекратилась в 2005 году. С введением федерального закона о монетизации льгот. С 2008 года предприятие начало получать ежегодные убытки. На сегодняшний день непокрытый убыток составляет 23 млн рублей, что создает кассовый разрыв между расходами и доходами и не позволяет обеспечивать текущие платежи.

Троллейбусники намерены настаивать на своих требованиях, потому что им не остается другого выбора. «Налоговая инспекция в любой момент может обратиться в суд с иском о признании предприятия банкротом. Если судебный спор разрешится в нашу пользу, значит, вопрос о банкротстве снимут с повестки дня», – объясняет Шимин. А были ли попытки сесть за стол переговоров с правительством республики? «Неоднократно встречался с представителями правительства ЧР на протяжении всего 2013 года, вплоть до декабря, когда налоговая инспекция привлекла меня к административной ответственности за неподачу иска о банкротстве нашего предприятия. Только тогда я обратился в суд», – говорит директор Ночебоксарского МУПТТ.

От такого кризиса не застрахованы и чебоксарские троллейбусники. В Чебоксарах данный вопрос тоже никак не решается. Но если для снятия проблемы в Новочебоксарске достаточно 20-25 млн рублей разовых вливаний, то столичным транспортникам через 2-3 года потребуется уже 300-400 млн рублей. Это мина замедленного действия. МУП «Чебоксарское троллейбусное управление» пока выживает только потому, что в столице Чувашии огромный пассажиропоток.

1:0 в пользу троллейбусников

Чтобы понять суть конфликта, заглянем в судебные вердикты. Первоначально Новочебоксарское муниципальное унитарное предприятие троллейбусного транспорта обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании с Министерства финансов Чувашии 96166361 руб. убытков, образовавшихся в результате осуществления в период с 2011 года по 01.12.2013 г. перевозки льготных категорий граждан. В ходе судебного разбирательства истец уточнил исковые требования: просил взыскать с Министерства финансов ЧР 76653936 руб. убытка, а с Министерства финансов РФ – 11103064 руб. (требование к федеральным властям было выделено в отдельное производство).

Представитель Минфина РФ исковые требования не признал, пояснив, что российским законодательством «не предусмотрено возмещение перевозчикам выпадающих доходов, связанных с оказанием услуг по перевозке льготных категорий граждан». Льготы по проезду, предоставленные отдельным категориям граждан, отменены. Право предоставления указанных льгот отнесено исключительно к компетенции субъектов РФ. Арбитражный суд ЧР 25 сентября 2014 года иск Новочебоксарского МУПТТ к Минфину России оставил без рассмотрения.

В ходе судебного разбирательства Минфином ЧР троллейбусники уменьшили размер исковых требований до 10647300 руб. По показаниям истца оказание услуги льготникам подтверждается сводными отчетами о проданных льготных проездных билетах, а также отчетами терминалов кондукторов. Согласно позиции Высшего Арбитражного суда РФ, при отсутствии утвержденной методики расчета можно применять расчетный метод, учитывающий долю транспортной организации в общем объеме перевозок пассажиров льготных категорий.

Представители ответчика – Минфина Чувашии иск не признали. Представитель третьего лица – Минтранса Чувашии – поддержал эту позицию. Поскольку истец якобы не доказал размер убытка: отсутствуют сведения о фактическом количестве перевезенных граждан, которым истец реализовал льготные проездные билеты; отсутствует возможность персонифицировать представленные истцом отчеты.

Согласно представленному расчету Новочебоксарского МУПТТ сумма выпадающих доходов, подлежащих возмещению ответчиком, составляет 10647300 руб. Расчет истца основан на: количестве льготных проездных билетов, реализованных льготникам в спорный период, доле истца в перевозке, стоимости проездного билета, фактическом количестве поездок льготников по данным ООО «Единая транспортная карта» и доходах от пополнения временных социальных электронных проездных билетов.

Арбитражный суд ЧР считает, что Чувашская Республика «приняла на себя обязанность по возмещению транспортным предприятиям за счет средств бюджета ЧР расходов по предоставлению льготного проезда пассажирам, включенным в региональный регистр льготников». Но данные расходы не были компенсированы истцу. «Право требования возмещения с субъекта РФ понесенных истцом расходов по предоставлению льгот определенным категориям граждан не может быть связано с фактом включения (не включения) в бюджет средств на компенсацию расходов в необходимом размере», – говорится в судебном решении. Мало того, ответчик не представил доказательств выплаты компенсации за провоз льготной части населения.

13 октября 2014 года Арбитражный суд ЧР постановил взыскать с Министерства финансов Чувашии в пользу Новочебоксарского муниципального унитарного предприятия троллейбусного транспорта за счет средств казны 10647300 руб, что было позже обжаловано в Первом арбитражном апелляционном суде. Спор продолжается... 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру