Дальнобойщики Чувашии поддержали протест против системы «Платон»

Вопросы без ответов федерального масштаба

Минувшая неделя завершилась для всех дальнобойщиков страны своеобразным днем «икс» — а именно запуском системы взимания платы «Платон» («плати за тонну» — прим. ред.). Ситуация вокруг нашумевшей системы накалялась с момента анонсирования.

Вопросы без ответов федерального масштаба

Однако активная фаза противостояния началась лишь 11 ноября, когда водители большегрузов устроили всероссийскую акцию протеста на крупнейших магистралях страны. Не остались в стороне и дальнобойщики из Чувашии. О том, ради чего, каким образом и чего удалось добиться протестующим, пойдет наш сегодняшний рассказ.

Причины

Санкт-Петербург, Екатеринбург, Ростов-на-Дону, Татарстан, Челябинская, Смоленская, Ульяновская, Иркутская область, Нижний Новгород, Белгород, Рязань, Чебоксары... В минувшую среду протесты проходили практически всюду. Акции проводились в форме одиночных пикетов, поскольку, согласно российскому законодательству, они не требуют предварительного согласования с властями. 

Огромные «12-тонники», главные «жертвы» новой системы, массово заявляли о себе многокилометровыми пробками на главных федеральных трассах России. Требование у всех одно — отменить введение платы за проезд по федеральным трассам грузовиков массой более 12 тонн.

Новый налог на «большегрузы» устанавливается согласно федеральному закону, принятому еще в 2011 году. Документ от 6 апреля 2011 года № 68-ФЗ вводит в действующее законодательство статью 31.1. Первый пункт дополнения гласит, что «движение транспортных средств, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения допускается при условии внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам такими транспортными средствами».

Размер платы определяется Правительством Российской Федерации. Изначальный тариф 3,73 рубля за 1 километр федеральной трассы накануне протестов был снижен постановлением Правительство РФ в 2,5 раза. Правда, временно. В период с 15 ноября 2015 года до 29 февраля 2016 года оплата будет рассчитываться по тарифу 1,5293 рублей за пройденный километр. Далее — с 1 марта 2016 года до 31 декабря 2018 года — тариф повышается до 3,06 рублей за километр трассы. Региональный куратор сообщества Play Dalnoboy Максим Владимирович поясняет:

— Таким образом, с рынка фактически выталкивается мелкий бизнес. Частники, имеющие в своем распоряжении 1 или 2 машины, просто физически будут не в состоянии соответствовать требованиям новой системы.  В отличие от крупной фирмы, имеющей «финансовую подушку», одиночные водители будут, как говорится, работать «в ноль». Все деньги будут уходить на транспортный налог, топливные акцизы, обслуживание и ремонт машины, заправку, а теперь еще и на «Платон».   

Федеральное дорожное агентство, на которое, в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 августа 2014 года № 1662-р, возложены полномочия концедента, достаточно жестко отреагировало на прошедшие акции протеста. При этом ведомство заметно усилило информационное сопровождение новой системы, акцентируя внимание на ее плюсах.

В частности, в который раз упоминается о том, что полученные средства поступят в Федеральный бюджет РФ и будут направлены лишь на ремонт и поддержание дорог. Тарифную индексацию сравнивают с европейским опытом, где за каждый километр большегрузы массой свыше 7,5 тонн платят от 8,1 до 19,8 евроцента (5,8-14,2 рубля — на примере Германия — прим. ред.). Кроме того, на сайте ведомства опубликовали материал, названный «7 развенчанных мифов перевозчиков о системе «Платон», где опровергли некоторые аргументы протестующих, такие как подорожание товаров, неготовность системы и прочие. Однако при ознакомлении с представленными материалами становится очевидно, что созданы они для формирования благоприятного общественного фона, нежели убеждения самих перевозчиков. Поэтому у водителей вопросы остаются.

— Например, что касается годовых накоплений, — продолжает Максим Владимирович. — В среднем один грузовик проходит 100 тысяч километров в год. Это совершенно обыденная цифра спокойного, даже несколько размеренного темпа работы. При этом зачастую водители преодолевают 150, а иногда и все 200 тысяч километров. По расчетам Росавтодора, при старом тарифе 3,73 рубля за километр ежегодные поступления в бюджет страны должны достигать примерно 50 млрд рублей. По нашим оценкам, эта  сумма должна достигать почти 1,5 триллиона рублей. На наш взгляд, разница слишком огромна, чтобы о ней умалчивали неосознанно. Кроме того, совершенно неясно, как будет обстоять дело с теми участками дороги, которые платны для всех. Тариф будет прибавляться к уже существующему или как-то вычитаться? Таким образом, на момент  ввода системы остается масса неопределенностей, как правило, финансового характера.

Необходимо пояснить, что в Россия зарегистрировано около 1,5 млн транспортных средств массой выше 12 тонн. Еще 400 тысяч автомобилей обозначенного тоннажа зарегистрированы в других странах и осуществляют транзитные перевозки. Поскольку они также облагаются налогом, потенциальная сумма бюджетных поступлений может рассчитываться примерно из 2 млн большегрузов.

Условия

Сами акции протеста 11 ноября, в целом, прошли достаточно мирно. Участник чувашского пикета на трассе M7 Денис Терещенко рассказывает:

— Все прошло спокойно, без нарушений и эксцессов. Когда мы начали собираться, к нам подъехал майор Полиция по особо важным делам и предупредил о недопущении правонарушений и провокаций. Как только собралось порядка 100 автомашин, мы встали по обеим обочинам перед весовым контролем поселка Хыркасы. Движению никто не препятствовал. Было обговорено стоять около часа, после чего колонна потихоньку, со скоростью 20 км/ч, направилась в сторону Казань

Ряд региональных информационных агентств и блогеров сообщали о задержании отдельных участников пикетов. Подобные сообщения поступали из Челябинской, Смоленской и Волгоградской областей. В Министерстве внутренних дел по Чувашской Республике уточнили:

— На месте проведения акции присутствовали сотрудники ГИБДД и Центра по противодействию экстремизму МВД по Чувашии. С водителями была проведена разъяснительная беседа, в ходе которой обговаривались моменты, способные привести к нарушению законодательства. Сообщения о том, что кто-то был задержан, не соответствуют действительности. Акция прошла мирно и без происшествий. Единственный протокол по линии ГИБДД был выписан одному из водителей большегруза за нарушение норм ПДД.

Разумеется, не обошлось без огромных пробок. Особо крупная, в Ростовской области на трассе М4 «Дон», растянулась на 20 километров. Около 400 фур, расставленных на обочинах дороги, практически заблокировали въезд в город Новосибирск. Водители легковушек при виде скопления большегрузов притормаживали, что и образовало 15-километровый затор. Аналогичные пробки меньшего масштаба образовались практически во всех местах проведения. 

— Такая реакция никого из перевозчиков не удивила. Недовольство росло постепенно и давно. Разумеется, в подобных масштабах никто ничего не организовывал. Стихийный протест, передающийся от города к городу. Сеть Интернет позволила людям самостоятельно скоординироваться и высказать свою позицию. Единственно, всюду придерживали особо ретивых, чтобы все прошло в рамках закона. Нам необходимо было, чтобы нас услышали, и  мы этого добились, — резюмирует Максим Владимирович.

Результат

Чего удалось добиться? Пикетчики, действительно, были услышаны. О недовольстве было доложено руководству страны, а сниженный тариф был дополнен обещанием Минтранса РФ, что система штрафов за неоплату «Платона» отложена на полгода, до 1 марта 2016 года. С 15 ноября она заработает только на территории Московской области. Пресс-секретарь Минтранса Чувашии Александра Юрьевна Макарова пояснила:

— Судя по информации, которую нам предоставляет Федеральное дорожное агентство Министерства транспорта России, штрафовать начнут только через 6 месяцев.  Перед внедрением системы информация о необходимости подключения активно распространялась. Тем не менее остались те водители, кто не успел подключиться. По этой причине было решено отложить штрафные санкции, чтобы они успели открыть расчетные счета и получить бесплатные бортовые устройства. Таким образом, на всей территории России, за исключением Московской области,  штрафы за невнесение платы начнут налагаться только с мая 2016 года. 

Иными словами, до весны следующего года платными для дальнобойщиков станут лишь дороги Московской области, так как с иных трасс штрафы просто не будут приходить.

— Нас устраивает такой результат, — констатирует участник пикета в Чувашии, администратор сообщества Play Dalnoboy Денис Терещенко. — На данный момент мы не видим смысла протестовать дальше. Мы рады, что отсрочка была получена, система будет протестирована и доведена «до ума». 

Однако подобные настроения разделяют не все. По-прежнему среди индивидуальных перевозчиков раздаются различные призывы — от бойкотирования работы до полной блокировки федеральных трасс.

Внятный ответ

В сухом остатке на момент 15 ноября можно выделить следующее. Система «Платон» должна охватить почти 2 млн транспортных средств и 50774 километра федеральных трасс России. Участником концессионного соглашения, ответственным за обслуживание системы, является компания ООО «РТ-Инвест», принадлежащее предпринимателю Игорю Ротенбергу.

Оператор обязан производить взимание оплаты в режиме многополосного безостановочного движения. Для этого ему необходимо создать стационарную сеть контроля — так называемые рамки, при пересечении которых будет происходить идентификация «фуры» в системе. Если проезд не оплачен, данные о нарушении отправляются в ГИБДД МВД регионов России. На данный момент Росавтодор сообщает об установке лишь 18 подобных рамок на территории одной Московской области. Всего планируется построить 481 рамную конструкцию по всей стране.

Кроме того, сообщается о наличии 100 автомашин мобильного контроля. Они также будут контролировать оплату нового взноса. Для информационной поддержки и регистрации открыты 138 офисов системы «Платон». В Чебоксарах подобный центр расположен по адресу проспект Максима Горького, дом 18Б. Также для информационной поддержки работают официальный сайт и центры в 35 пограничных таможенных пунктах (в том числе на границах с Белоруссия и Казахстаном). Запущен круглосуточный call-центр. Центры управления, мониторинга и обработки данных расположены в Твери.

Сообщается о 40 тысячах зарегистрированных в системе пользователях с более чем 365 тысячами автомобилей (из 2 млн зарегистрированных). Почти все крупные компании, имеющие автопарк более 50 автомобилей. И, в принципе, все. Остальное — дело времени и по-прежнему скрыто туманом неизвестного. 

Например, зачем вообще платить уже зарегистрированным пользователям, если их маршрут не затрагивает Московскую область? Напомним, что штраф прописан в статье 12.21.3 КоАП РФ «Несоблюдение требований законодательства Российской Федерации о внесении платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн».

Первое несоблюдение новых требований для водителей, управляющих «безбилетной фурой», грозит штрафом в 5 тысяч рублей. Ответственность также налагается «на должностных лиц, ответственных за движение указанного транспортного средства, — сорок тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей — сорок тысяч рублей; на юридических лиц — в размере четырехсот пятидесяти тысяч рублей». Повторное нарушение грозит должностным лицам и индивидуальным предпринимателям штрафом в 50 тысяч, а юрлицам — наказанием в 1 миллион рублей. И если штраф все-таки придет, то как относиться к нынешним заявлениям Минтранса России?

Каким образом получается так, что отдельные статьи КоАП РФ действует только на территории Московской области, а в иных местах теряют силу? В call-центре системы «Платон» разводят руками и вполне резонно замечают, что ограничение системы штрафов одной лишь Москва и МО должно быть закреплено юридически в статье 12.21.3 КоАП РФ. На момент введения системы в строй, 15 ноября 2015 года, данных поправок внесено не было. Потому операторы call-центра вполне уверенно сообщают, что система зафиксирует нарушение и отправит в Управление ГИБДД. Правда, как они это сделают, имея лишь 18 рамок из 481? Ах да, и сотню спецавтомобилей, которые вышли на трассы в полном составе.  Ну, хотя бы на этот вопрос есть внятный ответ — 100 автомобилей на 50 тысяч километров трассы. 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру