В Чувашии выясняют обоснованность «располневших» тарифов на мусор

Ценообразование в эпоху неопределенности

Думаю, все согласятся, что появление Новочебоксарского полигона ТБО было долгим и мучительным процессом. До самого запуска 1 ноября 2015 года проект порождал больше вопросов и сомнений, нежели надежд и уверенности. Но вот черта пройдена, а многострадальная Пихтулинская свалка канула в лету. Новенькие, оборудованные по европейским стандартам автомашины «Спецавтохозяйства» стройными рядами покатили от станции перегрузки до полей складирования. Система заработала, город возликовал завершением одного из ключевых проектов республики. Развеялись ли сомнения? Немного. Остались ли вопросы? Несомненно.

Ценообразование в эпоху неопределенности
Фото: архив МК

Реверсивное движение

Ключевой вопрос был сформулирован и подчеркнут совсем незаметно для общественности. В середине ноября 2015 года Федеральная антимонопольная служба (ФАС) Чувашской Республики обнаружила нарушения «Закона о защите конкуренции» в деятельности руководства полигона.

— В соответствии с обращениями ряда УК и ОАО городов Чебоксары и Новочебоксарска, — пояснили в ведомстве, — нами была проведена проверка. В результате был выявлен ряд нарушений в деятельности ЗАО «Управление отходами». Во-первых, был нарушен порядок цено­образования, что выражалось в необоснованной с экономической точки зрения стоимости услуг по временному накоплению отходов с последующим их размещением. Во-вторых, было зафиксировано навязывание невыгодных условий договора для управляющих компаний и обществ города.  13 ноября мы вынесли предупреждение о прекращении указанных действий, однако оно было проигнорировано. Таким образом, мы возбудили антимонопольное дело. В ответ руководство полигона вышло в суд с намерением оспорить предупреж­дение. На данный момент сторонами ожидается решение Арбитражного суда по факту данного дела. 

Аналогичный вопрос к концу января созрел и в Доме правительства. На заседании министерств было озвучено увеличение стоимости услуги по утилизации и временному накоплению отходов с 43-х до 425 рублей за кубометр. При этом было отмечено, что точных расчетов подобной стоимости никто не видел. Член регионального штаба Общероссийского народного фронта (ОНФ) в Чувашии, эксперт в области ЖКХ Иван Никитин поясняет:

— Ситуация осложняется тем, что пока не готова законодательная база, призванная регулировать ценообразование в этой сфере. Как только будут утверждены федеральные нормативы, региональные власти смогут более эффективно контролировать тарифы, но пока этого не происходит. Таким образом, стоимость услуг ЗАО «Управление отходами» практически не поддается контролю. Разумеется, у концессионера имеется ряд пояснений, но контролирующие организации пока не имеют полномочий их проверить в полном объеме.

В итоге получается, что новая система сбора твердых коммунальных отходов (ТКО), частью которой и является Новочебоксарский полигон, на деле производит прямо противоположный эффект. Вместо «прозрачных» схем, старт системы породил необъяснимый рост цен.

Переходный период

Подобная ситуация возникла в связи с проблемами реформирования сферы ТКО. Темпы ввода новой системы, призванной навести порядок с «теневым» ценообразованием и вернуть контроль в «лоно» государства, оказались существенно ниже запланированных.

Новая система подразумевает создание современных полигонов по обращению с твердыми бытовыми отходами (ТБО). Следующие шаги — установка тарифов и выбор региональных операторов, ответственных за весь цикл оборота мусора. Как только все действующие лица определены, планировалось изменить способ расчета и взимания платы за вывоз и сбор отходов. Это уже неоднократно озвученный «норматив на количество жильцов» взамен действующего ныне расчета по площади квартиры. Таким образом, услуга должна была сменить статус «жилищной» на «коммунальную» и полностью перейти под контроль государства.

Ожидалось, что система заработает с 1 января 2016 года, однако с боем курантов в силу вступил иной документ. Закон о «переходном периоде» отодвинул крайний срок запуска на 1 января 2017 года. Как отметил замминистра строительства и ЖКХ Андрей Чибис:

— Субъектам Российской Федерации дан переходный период — в течение года они имеют право в любое время запустить эту систему: утвердить схему, выбрать регионального оператора, перейти на коммунальную услугу.

Тем не менее перед этим правительство должно подготовить и принять ряд федеральных нормативно-правовых документов. Это акты, регулирующие деятельность будущих операторов, а также единый тариф, на основании которого и должно строиться ценообразование услуги. На сегодняшний день подобные акты не приняты, а потому «переходный период» может превратиться в достаточно проблемный этап. Как для коммунальщиков, так и для жильцов.

Здесь все по-старому

Ранее Минстрой России подчеркивал, что обозначенные меры — это не ввод нового платежа, а вывод «в свет» старого, уже взимающегося. Плата за сбор, вывоз и утилизацию бытового мусора сегодня скрыта в графе «содержание и ремонт жилого помещения». Из этой же статьи расходов коммунальщики Чувашии вынуждены покрывать услуги нового полигона. Директор УК «Пик-1» Сергей Вениаминович Дедушкин поясняет:

— Для управляющих компаний сложившаяся ситуация становится крайне проблемной. Дело в том, что сейчас услуга по обращению с ТБО все еще значится как «жилищная». Согласно действующему законодательству жилищные услуги не подлежат тарифному регулированию и утверждаются не только УК, но и собственниками квартир на собрании. И теперь, когда услуга подорожала, люди резонно меня спрашивают: «Почему?» А что мне им ответить, если у меня самого в распоряжении лишь информационный лист с суммой? Ни калькуляции, ни иной обоснованности тарифа у меня нет.

Многие жители республики пока и вовсе не заметили подорожания. При этом они не знают, что часть средств, которые собирались на поддержание и ремонт общедомового имущества, теперь тратится на мусор. В администрации города отмечают, что повышение затрат управляющих компаний может привести к росту стихийных свалок. В конце января Алексей Ладыков отметил, что объем поставляемого на полигон мусора снизился: «Есть практика, что некоторые УК вывозят их в районы и вываливают в овраги. Сейчас зима, толком ничего не видно. Мы с этим боремся. На территории города таких свалок нет».

Заместитель начальника управления ЖКХ, энергетики, транспорта и связи Павел Порфирьев в ходе обсуждения вопроса в Доме правительства отметил, что управляющие компании, заключившие договоры на вывоз мусора с крупными перевозчиками, такими как «Спецавтохозяйство», претерпели не столь значительное повышение — со 160 до 200 рублей за кубометр. На этот счет учредитель альтернативного перевозчика  ООО «Чистый город» Николай Алексеевич Степанов замечает:

— Крайне непонятным остается тот факт, что директор ОАО «Спецавтохозяйство» (на 100% муниципальное предприятие, являющееся одним из крупнейших в республике перевозчиков мусора, — прим. ред.) и регионального филиала «Управления отходами» (концессионер полигона — прим. ред.) — это одно лицо. Неужели в городе нет больше человека, способного возглавить перевозчика? А так мы видим, что практически весь цикл сбора, вывоза и утилизации отходов ТБО сосредоточен в одних руках. В таких условиях появляется вероятность конфликта интересов.

Согласно действующему законодательству коммунальные услуги невозможно предоставлять без участия предприятий-монополистов. Таким образом, услуги по сбору и вывозу ТКО, приобретя к 1 января 2017 года статус «коммунальных», потребуют таких монополистов. На их роль новыми поправками предусмотрены региональные операторы. Они будут избираться на основе конкурсного отбора и получат статус оператора на срок  не менее 10 лет. Очевидно, что  ЗАО «Управление отходами» метит на эту роль. Однако пока этого не произошло, проводить «политику неразглашения» в отношении причин ценообразования — довольно сомнительная затея.

Плановые мероприятия

На данный момент неизвестно точно, когда конкретно будет принята нормативно-правовая база, необходимая для утверждения тарифа на услуги. Следовательно, неизвестен срок полноценного запуска новой системы расчета и взимания платы. Как итог, неясен срок действия заданного ЗАО «Управление отходами» временного тарифа. А потому необходимо вносить ясность на уровне субъекта. Сопредседатель отделения ОНФ в Чувашии Виктор Горбунов резюмирует:

— Ключевая проблема — это существенное увеличение тарифов. Как мы помним, на стадии обсуждения ценовой политики нового полигона звучали заявления, в которых утверждалось о подорожании в районе 15%. Сейчас мы видим увеличение тарифов до 10 раз.  Сейчас мы анализируем сведения, способные внести ясность в ситуацию. Пытаемся получить от Минприроды Чувашии копию договора концессии, чтобы узнать все условия соглашения. Любые дальнейшие действия и запросы будут сформулированы, исходя из этих данных, а также из информации, которую мы запрашиваем у иных органов государственной власти.

Как бы там ни было, жителей республики ждет подорожание тарифов. Всех. Плановое. Мораторий на повышение платы за услуги ЖКХ, всплывший было из законодательного небытия, был отвергнут. По причине «инфляционных процессов». С 1 июля 2016 года ожидается рост тарифов в среднем на 4 процента.