Валерий Яковлев: «Не потерплю, чтобы актер на сцене ходил с холодным носом!»

Народный артист СССР о театре, Чехове и своих учениках

В 2018 году Чувашскому государственному ордена Трудового Красного Знамени академическому драматическому театру им. К.В. Иванова исполняется 100 лет. Подготовка к этому событию началась уже сегодня. В преддверии Всемирного дня театра, празднование которого состоится 27 марта, мы встретились с народным артистом СССР, художественным руководителем Чувашского драмтеатра, режиссером Валерием Яковлевым. 

Народный артист СССР о театре, Чехове и своих учениках

— 27 марта в Чувашском драмтеатре состоится подведение итогов республиканского театрального конкурса «Узорчатый занавес»…

— Да, в этом году наступил наш черед. Финал конкурса — кочующее мероприятие. В прошлом году его у себя принимал Театр оперы и балета. Лет пять назад его проводил наш театр, и вот снова наш черед. Тогда мы делали упор на фольклорную тематику: русскую и чувашскую. Ничего другого мы туда не примешивали. На сей раз, учитывая, что ставить буду я, от нас опять ожидают фольклора. Но нет, не дождетесь! (Смеется) Это будет классика, в т.ч. «капустниковые» вещи, номера. На днях был в детском юношеском доме творчества Московского района, смотрел танцоров. Хочется, чтобы это было интересно для публики, а не только для актеров. Частично билеты будут и в продаже — праздник должен стать праздником!

— Если говорить о праздниках, в следующем году состоится празднование 100-летия Чувашского драматического театра. Я знаю, глава республики поддержал вас в этом начинании.

— Да, есть уже постановление Кабинета министров о том, что празднование состоится именно на республиканском уровне. На недавней коллегии я уже говорил, что эту дату нельзя воспринимать как рядовой юбилей одного театра. 100 лет назад родился профессиональный театр для всей нашей нации, для народа. Это событие национального масштаба, ведь Чувашский театр является вторым по старшинству, после татарского, среди национальных театров страны. Все остальные гораздо моложе. Хочется, чтобы все жители нашей республики понимали это. Ведь, например, древнегреческий театр, японский театр «Кабуки» или «комеди Франсез» — это культурное наследие. Татарский театр в свое столетие вошел в ЮНЕСКО. Иметь свой профессиональный театр — это определенный уровень культуры народа. Иван Яковлев открыл школу и создал алфавит, Максимов-Кошкинский открыл театр, а затем «Чувашкино». Это соизмеримые для меня события одного порядка.

— Какие мероприятия планируются к столетию?

— В этом году планируем гастроли в Москву, ведем переговоры о гастролях с Николаем Николаевичем Губенко из Содружества актеров «Таганки». Раньше мы с ними уже сотрудничали. В 2018 году планируем выехать в Петербург и, конечно, в Казань, где мы родились 100 лет назад. Доехать хочется не только до крупных городов, но и до зрителей всех райцентров. Планируем привезти им спектакль «Ялта» («В деревне»). Очень хочется издать книгу о нашем театре, включить туда более 200 имен артистов, работавших в нашем театре за 100 лет существования, открыть музей при театре.

— На сегодня вы единственный в Чувашии обладатель национальной театральной премии «Золотая маска». С какими чувствами получали эту награду в 2015?

— Внутренне для меня эта премия двойная — в квадрате, так сказать. За вклад в развитие национальной культуры России «маску» поучали такие великие люди, как Майя Плисецкая, Армен Джигарханян, немецкий режиссер Петер Штайн, и вместе с ними я. Это, конечно, большая гордость и вдохновение на дальнейшую работу.

— Константин Райкин в одном из интервью сказал, что сегодня зритель в театр ходит реже…

— Я бы сказал, что молодой зритель ходит реже. Театр по своей природе консервативен. Со сцены мы проповедуем только добро, показывая, где зло, исследуя, где добро, где прекрасное, а где низкое. А молодежь не хочет тормошить свое сердце и нервы. Для них на первый план, к сожалению, вышли развлечения, попса, Интернет. А театр заставляет думать и сопереживать. Мы в своем театре пытаемся делать серьезные спектакли, чтобы достучаться до сердца зрителя. Один из самых популярных сегодня — «Часы с кукушкой» по пьесе Марины Карягиной. В нем много метафорического, даже фантасмагорического. В июне повезем его на Международный фестиваль тюркоязычных народов «Навруз» в Казань. 

Серьезнейший спектакль «Мунча кунӗ» («День очищения») по пьесе Алексея Тарасова, в котором по сюжету брошенная детьми постаревшая мать, чувствуя, что мешает им жить, уходит. Надевает сурбан и уходит в никуда. Актриса Нина Яковлева, исполняющая роль этой матери, идет сквозь зал, а зрители останавливают ее и, плача, просят остаться. Вот это высокая оценка! Значит, поверили, значит, достучались. Театр, конечно, не сможет изменить человека, но может помочь ему очиститься и задуматься о жизни.

Я уверен, что возврат зрителя будет. Всегда так было. Сиюминутное ощущение театра ничто не заменит.

— Какие авторы вас вдохновляют?

— Чехов меня очень сильно волнует, хотя я его ни разу в жизни не ставил. Десятки раз я готовился, мечтал… Но для этого нужно таких единомышленников-актеров иметь, чтобы они вместе с тобой дышали Чеховым, чувствовали его, как ты. Чехов ведь он хрустальный. В нем нельзя существовать грубо, мазками. И вместе с тем нельзя в нем ничего форсировать, сюжета особого у него в пьесах нет, но при этом разбиваются судьбы людей, сердца героев. Вот эта звонкость, внутренняя хрупкость привлекает меня и одновременно пугает. Почему я до сих пор не ставил? «Чайку» думал ставить, перевод сам сделал, думал взяться со своими студентами лет 7-8 назад, когда выпускал в институте свой последний курс, но отложилось... Теперь не знаю даже, когда приступлю. Но от Чехова я еще не отошел.

Очень мне Бунин нравится. Я делал спектакль «Морозное дыхание метели» по его произведениям. «Идиота» Достоевского осуществил на сцене. Впервые прочел Достоевского, когда мне было меньше 17 лет, на 1 курсе ГИТИСа в Москве, в школьной программе его не было, прочитал студентом и на три дня заболел... Может быть, Горький поэтому не одобрял Достоевского, зная, что он сильно действует на психологию и нервные клетки человека. Возможно, надо созреть в годах, чтобы прикоснуться к Достоевскому, постичь его.

У меня много спектаклей, которые можно было назвать как бы авангардными, например «Ежевика вдоль плетня», «Прощание с Матерой», «Свет далекого счастья», которые в свое время выигрывали театральные конкурсы. На «Прощание с Матерой» в 90-х меня практически благословил сам автор. Валентин Григорьевич Распутин лично дал мне добро на инсценировку. Я был у него на квартире, беседовал с ним, позже отправил видео со спектаклем. Премьера была в Ленинграде на сцене Императорского Александрийского театра, а не у себя в Чебоксарах.

А вот с Островским у меня нет никаких родственных связей, хотя я делал с моими студентами первого выпуска в институте, сегодня работающими в чебоксарском Русском драмтеатре, спектакль «Доходное место».

— То есть ваши ученики работают и в Чувашском, и в Русском театрах?

— Конечно. В Русском — Александр Смышляев, Екатерина Мальцева, Сергей Куклин, Александр и Татьяна Володины, Юлия Дедина и многие другие... Сашу Смышляева очень люблю, дай Бог каждому театру такого актера. Когда мы выпускали дипломный спектакль «Доходное место», к нам из МХТ приезжал председатель госкомиссии. Так вот когда он смотрел спектакль, сказал, что будь у него свой театр, забрал бы четверых моих учеников, в том числе и Смышляева. Это был очень современный спектакль, хотя я не воспринимаю вульгарного осовременивания, но классику нафталиновую еще больше не люблю. Нужно современное звучание, но без примитивных аналогий. Психологический театр все равно вернется. Люди по нему тоскуют, несмотря на моду на новые формы.

Сейчас в Русском театре ведущие роли играет Оксана Ананьева — тоже моя ученица. В прошлом году так случилось, что Оксана в «Узорчатом занавесе» получила номинацию за лучшую женскую роль, а следом — я за режиссуру. Так учитель и ученик оказались в одной победной корзине. Ее успех — для меня лучшая награда и большая гордость. Если первый курс в институте, который я вел, был полностью русским, они теперь в Русской драме служат и на своих плечах несут весь репертуар, то последний курс был русско-чувашским. Шестеро ребят работают у меня здесь в Чувашском драмтеатре, заметные, одаренные артисты: Евгений Урдюков, игравший злодея в мюзикле «Эс ман чунра» («Пихампар чунě манра»), Сергей Павлов, Василий Иванов, Анна Кудряшова, Эмилия Назарова, Оксана Драгунова.

— Какой вы руководитель, как считаете?

— Я требовательный, но неконфликтный. За 56 лет не помню ни одного личного конфликта, но на сцене от меня доставалось и достается, конечно, и слезы бывают. Иногда чувствую, что перебираю, но часто режиссер это делает, чтобы возбудить нервные клетки актера. Ведь у него они, эти клетки, должны быть наружу, иначе он не артист. Прежде всего я       от себя требую самоотдачи и только потом от актера. Не потерплю, чтобы актер ходил с холодным носом на сцене. Тогда мне неинтересно с ним. И я ничего не могу достичь. Разбудить зрителя эмоционально невозможно, если ты сам не будешь гореть на сцене. Без эмоций нет искусства театра. Если на сцене есть только холодный рассудок — это не мой театр, мой театр — это биение сердца человека и, конечно, осмысление жизни.  

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру