Илья Тумаков: «Молодежная политика любит сменяемость»

Самый молодой директор школы Чебоксар о назначении, проектах и детях

Осень для молодежной политики Чебоксар стала временем перемен. Сначала пост начальника отдела молодежного и общественного развития покинул Эльдар Черкесов. Буквально на днях стало известно об еще одном громком назначении — председатель Студенческого совета крупнейшего вуза республики, ЧГУ им. И.Н. Ульянова, 27-летний Илья Тумаков назначен директором средней общеобразовательной школы № 29 г. Чебоксары. Новость не просто потрясла студенческое сообщество, а вызвала в буквальном смысле всплеск интереса к молодому известному в Чувашии руководителю. Об Илье Тумакове действительно знает едва ли не каждый студент-активист в регионе. Молодой лидер, лауреат государственной молодежной премии Чувашии, — одна из заметных фигур молодежной политики нашей республики.

Самый молодой директор школы Чебоксар о назначении, проектах и детях
Фото из личного архива

— Илья Николаевич, во-первых, поздравляем с назначением…

— Благодарен (улыбается). Но поздравления лучше давайте отложим хотя бы на год, сейчас важно интенсивно включиться в работу.

— Как же вы приняли такое решение уйти из ЧГУ?

— Слово «уйти» неподходящее. Есть несколько причин. Одна из главных, Студсовет — это студенческая организация. Мне встречались руководители, которые продолжительное время находились во главе студенческих организаций, и какими достойными они бы ни были, несменяемость вела к определенной консервации. Я на полных правах как обучающийся университета (аспирант 2-го года) мог оставаться руководителем Студенческого совета вплоть до 29 лет, исходя из принципа «обучающийся представляет интересы обучающихся». Но я счел возможным поучаствовать в конкурсе, объявленном управлением образования города Чебоксары.

— Сомнений не было?

— Конкурс, насколько я помню, стартовал 25 июля, объявление открыто призывало всех желающих к участию. Я посоветовался с семьей и заручился поддержкой. А как иначе, когда мама — педагог с почти 30-летним стажем, несколько лет проработала в сельской школе, сейчас — учитель русского языка и литературы в 39-й. После этого началась подготовка документов на конкурс. Система открытого конкурса меня тем и привлекает: человек может идти не на «насиженное» место, а на свободное, вакантное. И процедура максимально открыта. Кстати, на очном этапе комиссии я защищался едва ли не дольше всех — 26 минут, когда в среднем кандидаты укладывались в 10. Было много вопросов от членов комиссии.

— То есть директор школы может быть и без педагогического образования?

— Да. Согласно утвержденным требованиям единого квалификационного справочника должностей, а их там немало, педагогическое образование директору действительно необязательно. Необходимо управленческое образование, которое у меня и было. В 2012 году я получил дополнительное образование в области государственного и муниципального управления. Программа реализовывалась на базе Батыревского филиала родной альма-матер. Вспоминаю, февраль, зима, пурга, а мы едем в неблизкое Батырево на защиту… Позднее мною были пройдены курсы «Менеджмент в образовании». Требование по образованию в области государственного и муниципального управления было в должностных характеристиках председателя и заместителя председателя Студсовета, потому что они относятся к категории руководящих должностей. Свое основное высшее образование я получил на строительном факультете, в 2012 г. окончил специалитет, в 2015 — магистратуру по смежной специальности.

— Как в ЧГУ отнеслись к вашему решению?

— Одним из первых, кто узнал, был ректор — Андрей Юрьевич Александров. Я думаю, что уход сотрудников всегда сопровождается некоторой грустью, но ректору такого крупного вуза с 20-тысячным коллективом сотрудников и обучающихся просто нельзя расслабляться. Он по-отцовски порекомендовал мне ответственно отнестись к подготовке пакета документов, чем я и занялся. Я искренне благодарен ему за внимание, которое он уделял и уделяет студенческим организациям. Председателем Студенческого совета я стал в 2012 году. Крупный орган студенческого самоуправления мы унаследовали с хорошим заделом, было много развитых точек роста: донорство, благотворительность, трудовые отряды и т.д. Мой предшественник, Александр Иванов, умело сохранял студенческий дух объединения и поддерживал лучшие молодежные инициативы. По времени работы я все-таки его не догнал (смеется): 8 против 5 лет. Студсовет имел и имеет сегодня большой градус доверия у ректората. Моя задача была развить сильные стороны и продолжить поиск интересных и жизнеспособных идей студентов. Меня окружила креативная и заинтересованная команда, и проекты органично стали рождаться один за другим. Да и вектор развития вуза в эти годы приобрел новые направления. Существенное внимание уделяли обратной связи с молодежью, мобильности, системе студенческого самоуправления, возможности людей самовыразиться…

Многие коллеги, в том числе из руководства, по-отечески обняли, пожелали удачи, все-таки мы с ними рука об руку довольно долго проработали. А ребята восприняли по-разному, но все поддержали мой выбор. С ребятами мы многое прошли, вместе создавали интересные проекты и программы. Только в последние два года университет получил 5 и 4,25 млн руб. на студенческие программы. В грядущие выходные стартует Школа волонтеров ЧГУ. Более ста активистов выезжают на двухдневную «прокачку»: мастер-классы, тренинги, семинары. Конечно, важной задачей школы является знакомство и обучение азам социального проектирования.

— Насколько я помню, на проектную деятельность вообще был большой упор?

— Мне трудно говорить, на что именно я делал акцент, потому что Студсовет — это именно коллектив. У нас с коллегами в 2014 г. родилась идея о создании Волонтерского центра, который позже стал особенностью вуза. Мы были первыми, и в 2015 г. нас троих в Доме правительства награждали государственной молодежной премией. Для меня это было знаковое событие, на всю жизнь запомню. Да, проектная деятельность действительно серьезно активизировалась, в структуре Студсовета сегодня есть центр социального проектирования. Мы создавали интеллектуальную игру по станциям «Я гражданин», получили грант в 250 тыс. на крупный проект «Кровь донора дарит жизнь»…

— Не будете скучать по этим молодежным проектам?

— Я уже придумал, как не скучать (улыбается). Думаю, мы с коллегами в школе обсудим в связи с тем, что у нас есть православные класс, соответствующие направления грантовых конкурсов и начнем писать интересные и нужные проекты. Я считаю, за проектным мышлением будущее. Потому что оно хорошо укладывается в голову: на конкурсной основе распределять финансовые средства лучшим предложениям. Нужно правильно ставить цель, измеримую, конкретную, ограниченную по времени…

— С какими эмоциями вы вошли в новый рабочий кабинет?

— Со спокойными. А знакомство произошло по расписанию: в пятницу в 10.50 по школьному звонку встретились с коллективом школы, а это порядка 70 человек, и меня представил начальник управления образования Чебоксар Дмитрий Захаров. Формат встречи не предполагал разговоров о плане действий или обсуждения стратегии развития школы, мы просто познакомились.

Для меня главное — деловые качества человека. Впереди много работы. Я считаю, серьезно должна модернизироваться инфраструктура школы, потому что 3-4 этажи с деревянными полами, сегодня это уже ни в какие рамки. У школы должен быть свой бренд, и это надо понимать. На сайте есть какое-то изображение, которое когда-то приняли — мальчик и девочка, читающие книгу, — сама идея прекрасная, но ее необходимо осовременить. На начальном этапе пройдет конкурс среди наших ребят по созданию эмблемы школы. Затем мы это должны будем обобщить, отдать профессионалам и получить из идеи ребенка доработанный готовый продукт. Сайт у нас должен быть современным, на своей платформе… Требуется ремонт, крыша течет, качество санузлов под вопросами. Территория пришкольная опять же огромная… Много работы.

— Вы сейчас самый молодой директор в Чебоксарах?

— Я так полагаю, да.

— Вообще, этот год для молодежной политики города знаковый. Назначение Эльдара Черкесова, вы сменили работу…

— Я скажу так, молодежная политика любит сменяемость. Это такая сфера работы, что, какой бы опыт мы ни имели, дорогу молодым. Дорогу! Работая в молодежной политике, мы находимся часто в состоянии, когда адреналин повышен, мероприятия надо проводить, людей убедить, организовать, придумывать новое, быть на пульсе. Это вечное движение. Я не говорю о том, что мы этого не можем делать, я говорю о своевременности нахождения на том или ином месте работы.

— Дети в коридорах школы узнают?

— Не все. Но педагоги уже донесли информацию, что новый молодой директор в школе, поэтому очень многие уже здороваются. Кто-то из наших детей уже активно добавляется ко мне в друзья в социальных сетях. Пишут, даже звонят, спрашивают, когда я к ним приду знакомиться. Многие родители очень тепло приняли. А пока расписание такое — шестидневная активная рабочая неделя, ведь учебный год только начинается, все впереди.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру