Режиссер Чувашского драмтеатра о премьере, актерах и традициях

Наталия Сергеева: «Мои герои стремятся к любви»

20 октября в Чувашском драматическом театре им. К. Иванова состоится премьера спектакля «Буранная Ночь» / «Кăвакхуппи». Почти мистическая философская притча обещает стать самым необычным спектаклем в репертуаре театра. О том, как продвигаются репетиции, что увидят зрители через две недели, нам рассказала режиссер спектакля — заслуженная артистка Чувашии Наталия Сергеева.

Наталия Сергеева: «Мои герои стремятся к любви»

— Наталия Алексеевна, судя по белоснежному макету декораций, действие будет происходить зимой?..  

— Действие спектакля разворачивается зимой в 80-е годы. Это история молодого человека, отсидевшего пять лет за спекуляцию. Герой, возвращаясь в родное село, встречает женщину с ребенком. Они попадают в буран, сбиваются с пути. Это целая жизнь в отдельных обстоятельствах, я бы даже сказала — психологический триллер и одновременно философская притча.

— «Кăвакхуппи» — это прозаическое произведение…

— Да, это будет инсценировка, которую сделал Геннадий Павлович Медведев. Я четыре года занимаюсь режиссурой, и, как правило, это пьесы, но в данном случае решила обратиться к чувашской прозе. Любой режиссер подобные спектакли задумывает задолго, эту повесть я выбрала еще три года назад. Вообще, об этой повести я впервые услышала в детстве по радио, потом узнала, что автором радиоверсии спектакля был Петр Андреев, а в ролях — Г. Пескова и Н. Сергеев. Я была потрясена этой работой и именно с этого момента начала мечтать о театре. Поэтому это произведение для меня знаковое. Могла ли я тогда предположить, что судьба вновь сведет меня с этой повестью? Поистине, пути Господни неисповедимы... Некоторые мои коллеги с большим удивлением отнеслись к моему выбору, поскольку оно все-таки больше подходит для киносценария.

Название оригинального произведения «Кăвакхуппи» стоит трактовать сквозь призму народной приметы: когда начинает восходить солнце, первые лучи как будто открывают небесную гладь, и если человек увидит этот особенный зеленоватый луч, то будет всю жизнь счастлив. Но спектакль мы тем не менее решили назвать «Буранная ночь».

— На сцене будут только три человека?

— Задействована будет половина труппы. В течение действия мы переходим на некую фантасмагорию, введя в спектакль сцены, которых в оригинальном произведении нет, в том числе эпизод, тесно связанный с чувашским фольклором, где будет фигурировать заброшенное дерево — Киреметь. Все подобные сцены, как правило, будут массовыми. В спектакле мы также касаемся темы поиска пути чувашской нации, говорим о возвращении к истокам. Я считаю, это необходимо, поскольку традиционные ценности, к сожалению, не в моде сегодня.

— Вернемся к художественному оформлению спектакля: это ваша идея или художника?

— Совместная. Во-первых, возникло это дерево, в котором сплетены три человека. Автор рисунка — художник-сценограф нашего театра Светлана Геннадьевна Зверева. С ней мы сотрудничаем практически с самого начала моей режиссерской деятельности, со спектакля «Горькая судьбина» по Писемскому. За работу в этой постановке она получила номинацию «Лучшая сценография». Потом был знаковый, я считаю, спектакль к 70-летию Победы «Не покидай меня». В этом году в честь 100-летия со дня рождения театра мы с ней выпустили спектакль по Н. Островскому «Не так живи, как хочется». Получилось современное прочтение пьесы, оригинальное и в сценографии, и по режиссерскому замыслу. Мы переплели классический русский литературный материал с чувашским фольклором.

Мы со Светланой Геннадьевной понимаем друг друга, я сначала рассказываю ей свои идеи, и она их трансформирует. Даже ночью могу ей позвонить и обсудить идею. Например, в спектакле «Моя звезда на небе» Николая Терентьева мы любопытно передали образ времени через движение поезда. Мы женщины, поэтому у нас в сценографии, наверное, больше романтизма. Так вышло, что над спектаклем и работают преимущественно женщины, композитором выступила Лолита Чекушкина, которая в музыке очень точно передала тему блуждания нации в этом мире. Хореографию и все пластические решения создает Людмила Арсентьевна Памфилова.

— Я знаю, что спектакль «Буранная ночь» будет отличаться от остальных спектаклей репертуара, чем именно?

— Я вам открою секрет, мы будем использовать много визуальных эффектов на нашей белоснежной сцене. Спектакль мы осуществляем на грант главы Чувашии, без него мы бы не осилили такие расходы. Я очень благодарна за доверие, оказанное мне Минкультуры Чувашии. На спектакль было выделено 2,8 млн рублей, из которых 1,7 млн мы потратили на современный видеопроектор, на сегодня это самый мощный в Чувашии. Чтобы создать полноценный 3D-эффект необходимы три проектора, у нас один, поэтому осуществить все задумки немного сложнее, но мы справимся. Сейчас видеорежиссер Андрей Васильев работает над эффектами. Еще в феврале у нас состоялись съемки некоторых эпизодов, которые будут использованы в спектакле. Круг сцены будет вращаться, также мы планируем установить ветродувы, чтобы создать ощущение движения. Акцент будет сделан на психологизм и зрелищность. Хочется привлечь молодежь, чтобы им было интересно.

— А Валерий Николаевич Яковлев участвует в создании спектакля?

— Нет, он мне доверяет. Именно он привел меня в режиссуру. Я ведь никогда не думала, что буду этим заниматься. Потом приняла решение ехать в Москву учиться, и, окончив двухгодичные курсы, я вернулась в родной театр. Валерий Николаевич никогда не контролирует, приходит только на генеральные прогоны.

— А вы сами сегодня как режиссер строги?

— Я требовательна. Мягко невозможно. Я сама 20 лет работала актрисой и знаю, что это такое.

— Не было такого в театре, что вот была актрисой, стала режиссером…

— Я понимаю, о чем вы говорите, вначале, да, был психологический барьер. Но на моем первом спектакле «Баба Шанель» Николая Коляды работали такие легендарные актрисы, как В. Кузьмина, Н. Григорьева, Н. Яковлева, Л. Федорова, Г. Медведев. Я тогда тряслась, как осиновый лист, но они очень меня поддержали. Остальные артисты тоже потом стали доверять. Но те режиссеры, которые сначала были актерами, все через подобное прошли. Это нормально.

— В спектакле будет играть ребенок. Откуда он?

— Это ребенок нашего артиста. Подробно рассказывать не буду, увидите на спектакле. Скажу одно — это будет немного волшебное дитя, такой Маленький принц Экзюпери. Он может видеть то, что грешные люди видеть не всегда могут. Также во втором составе эту роль будет играть актриса нашего театра Надежда Кузьмина.

— А кого мы увидим в главных ролях?

— В предстоящей премьере главные роли играют Анна Кудряшова и Сергей Павлов, второй состав: Эмилия Назарова и Евгений Урдюков. Каждая пара получилась очень красивой. Я этих артистов знаю очень хорошо, преподавала у них на курсе, чувствую малейшие изменения в их настроении, и они мне доверяют. Главные герои, которых мы сейчас создаем, неприятны друг другу, они психологически несовместимые люди, но ситуация заставляет их объединиться. Они все время стремятся к любви, она очень им нужна. Это история о двух половинках, которые никак не могут найти друг друга. У каждого из них была своя судьба и своя трагедия, его бросила жена, а у нее не сложилось ни с одним мужчиной. Они бы, может быть, и не смогли сойтись, но им выпал еще один шанс, чтобы в их жизни все-таки по­явился тот самый луч света.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру