Чувашская Республика: welcome

Инвесторов привлекает предсказуемость

11.12.2018 в 15:59, просмотров: 339

Стратегия социально-экономического развития Чувашской Республики — это система мер государственного управления, основанная на долгосрочных приоритетах региональной социально-экономической политики, находящихся в неразрывном единстве и взаимосвязи с общенациональными стратегическими приоритетами.

Чувашская Республика: welcome
фото: CAP.RU

Повысить эффективность

5 ноября 2018 года Глава Чувашии Михаил Игнатьев подписал Указ «О мерах по улучшению инвестиционного климата в Чувашской Республике», которым для инвесторов масштабных инвестиционных проектов, резидентов индустриальных парков, резидентов ТОСЭР предусматривается аренда земельных участков в размере ставки земельного налога за единицу площади такого участка, и цены покупки участка в собственность в размере 15% от кадастровой стоимости. В Минэкономразвития ранее поясняли, что это позволит повысить эффективность вложенных инвестиций в производство, направить высвободившиеся средства на реализацию мероприятий по импортозамещению продукции и на модернизацию действующих производств.

Правительством Чувашии в чувашский парламент внесен законопроект о включении новых форм государственной поддержки инвестиционной деятельности, предоставление которых осуществляется по решению совета по инвестиционной политике. Согласно законопроекту, речь идет о бюджетных инвестициях юридическим лицам в объекты капитального строительства, находящихся в их собственности.

«И на приобретение ими объектов недвижимого имущества в целях предоставления взноса в уставные капиталы дочерних обществ на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства», — говорится в документе.

Также предусматриваются субсидии из республиканского бюджета юридическим лицам, 100 процентов акций (долей) которых принадлежат Чувашии, в объекты капитального строительства на приобретение ими объектов недвижимого имущества с последующим увеличением уставных капиталов юрлиц.

Кроме того, в соответствии с нормами федерального законодательства предусматривается дополнение видов расходов республиканской адресной инвестиционной программы бюджетными ассигнованиями на подготовку обоснования инвестиций и проведения его технологического и ценового аудита.

Удается не всем

Не секрет, что в 2018 году регионы восстанавливают свою инвестиционную привлекательность после кризиса. Не все. Тенденция постепенного посткризисного восстановления инвестиционного потенциала, впервые отмеченная в прошлогоднем рейтинге, сохранилась и в 2018 году. Совокупный объем инвестиций в основной капитал в первом полугодии 2018 года вырос на 3,2%, а объем притока прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в первом квартале 2018 года увеличился на 18,1% (оба показателя рассчитаны по отношению к соответствующим периодам 2017 года). 

Позитивная динамика не у всех

Однако говорить о повсеместной позитивной динамике пока нельзя, поскольку позитивной динамики удалось добиться не всем регионам. В частности, объем инвестиций в основной капитал в первом полугодии 2018 года вырос в 51 регионе страны, а в оставшихся 34 регионах значение этого показателя снизилось.

Большинству регионов России, в том числе Чувашской Республике, удалось сохранить свои позиции в рейтинге. В 2018 году рейтинг был подтвержден на прошлогоднем уровне для 64 из 85 регионов России. Такая ситуация свидетельствует о некоторой стабильной расстановке сил: регионы-лидеры остаются недосягаемыми, а у регионов-аутсайдеров пока нет возможностей для движения вперед. Впрочем, это не означает, что руководству регионов следует расслабляться и не работать над повышением инвестиционной привлекательности: рейтинг 2018 года явно свидетельствует о том, что активно работать нужно даже для сохранения достигнутых позиций. В 16 из 85 регионов, чьи позиции в рейтинге ухудшились, совсем не обязательно был зафиксирован существенный провал по ключевым показателям. В ряде случаев ситуация была близка к стагнации, что также приводит к снижению оценок в рейтинге — особенно в случае роста этих показателей в стране в целом.

Группа лидеров рейтинга практически не претерпела изменений. Абсолютными лидерами рейтинга (группа IC1) остались два крупнейших мегаполиса — Москва и Санкт-Петербург.

Прорывных решений для повышения инвестиционной привлекательности регионов-аутсайдеров так и не найдено — это может стать ключевой задачей для новых управленцев. В состав группы аутсайдеров рейтинга (IC9) на протяжении всех шести лет его составления стабильно входят республики Северного Кавказа, Тыва и Калмыкия. На протяжении этого времени на федеральном уровне разрабатываются различные решения по развитию этих регионов — от инфраструктурных проектов до создания туристских кластеров, однако экономический эффект от этих решений остается незначительным. В 2017-2018 годах в шести из двенадцати регионов группы IC9 (в Кабардино-Балкарии, Марий Эл, Дагестане, Забайкалье, Ивановской и Курганской областях) произошла смена глав. Весьма вероятно, что привлечение инвесторов и улучшение бизнес-климата станет одной из ключевых задач для новых руководителей регионов.

Изменения методики расчета рейтинга в 2018 году

В 2018 году набор из 55 показателей, используемых для расчета рейтинга инвестиционной привлекательности НРА, не изменялся, что обеспечивает возможность корректного отслеживания динамики позиций регионов в рейтинге. Первым нововведением 2018 года стало использование кластерного анализа (методом k-means для 9 кластеров) для уточнения распределения регионов по группам рейтинга. Таким образом, итоговое распределение регионов является максимально объективным.

Справка МК

Чувашская Республика подтвердила свой рейтинг и вошла в число регионов в категории со «средней инвестиционной привлекательностью» (группа IC6).

Вторым нововведением 2018 года стало обновление подхода к сбору данных для составления рейтинга. Теперь рейтинг рассчитывается на основе интерактивной базы данных, куда попадают самые свежие статистические данные непосредственно в момент их публикации. В результате рейтинг стал более точно отражать актуальные тенденции развития регионов: практически по половине показателей (26 из 55) используются данные за первое полугодие текущего года.

Анализ результатов рейтинга  

В шестой ежегодный рейтинг инвестиционной привлекательности регионов России НРА 2018 года были включены все 85 субъектов Российской Федерации, которые в соответствии с методикой рейтинга были разделены на три укрупненных рейтинговых категорий («высокая», «средняя» и «умеренная» инвестиционная привлекательность), внутри каждой из которых выделяется три уровня (первый, второй и третий).

В 2018 году из 85 регионов России:

— 64 региона сохранили свои позиции на прежнем уровне;

— 5 регионов улучшили за год свои позиции в рейтинге;

— 16 регионов ухудшили свои позиции.

В рейтинге 2018 года 24 региона формируют категорию «высокая инвестиционная привлекательность» (группы IC1, IC2, IC3), наибольшее количество регионов (34) входит в категорию «средняя инвестиционная привлекательность» (группы IC4, IC5, IC6), а инвестиционная привлекательность 27 регионов оценивается как «умеренная».

Рейтинг инвестиционной привлекательности регионов

Регион

Рейтинг 2018

Действие

г. Москва

IC1

Подтвержден

г. Санкт-Петербург

IC1

Подтвержден

Республика Татарстан

IC2

Подтвержден

Московская oбласть

IC2

Подтвержден

Ямало-Ненецкий
автономный округ

IC2

Подтвержден

Сахалинская область

IC2

Подтвержден

Ленинградская область

IC2

Подтвержден

Белгородская область

IC2

Подтвержден

Тюменская область

IC2

Повышен

Калининградская область

IC3

Подтвержден

Хабаровский край

IC3

Подтвержден

Ханты-Мансийский автономный округ

IC3

Подтвержден

Липецкая область

IC3

Подтвержден

Воронежская область

IC3

Подтвержден

Свердловская область

IC3

Подтвержден

Ненецкий автономный округ

IC3

Подтвержден

Тульская область

IC3

Подтвержден

Калужская область

IC3

Подтвержден

Нижегородская область

IC3

Подтвержден

Краснодарский край

IC3

Подтвержден

Республика Башкортостан

IC3

Подтвержден

Самарская область

IC3

Подтвержден

Республика Саха (Якутия)

IC3

Подтвержден

Магаданская область

IC3

Подтвержден

Чукотский автономный округ

IC4

Подтвержден

Красноярский край

IC4

Подтвержден

Амурская область

IC4

Понижен

Томская область

IC4

Подтвержден

Ростовская область

IC4

Подтвержден

Приморский край

IC4

Подтвержден

Пермский край

IC4

Подтвержден

Новосибирская область

IC4

Подтвержден

Мурманская область

IC5

Понижен

Ярославская область

IC5

Подтвержден

Челябинская область

IC5

Подтвержден

Оренбургская область

IC5

Подтвержден

Иркутская область

IC5

Подтвержден

Курская область

IC5

Понижен

Камчатский край

IC5

Подтвержден

Тамбовская область

IC5

Подтвержден

Ульяновская область

IC5

Подтвержден

Владимирская область

IC5

Подтвержден

Вологодская область

IC5

Подтвержден

Астраханская область

IC6

Понижен

Удмуртская Республика

IC6

Подтвержден

Саратовская область

IC6

Понижен

Архангельская область

IC6

Подтвержден

Республика Коми

IC6

Понижен

Ставропольский край

IC6

Понижен

Республика Карелия

IC6

Подтвержден

Омская область

IC6

Повышен

Волгоградская область

IC6

Подтвержден

Рязанская область

IC6

Подтвержден

Республика Адыгея

IC6

Повышен

Пензенская область

IC6

Подтвержден

Смоленская область

IC6

Подтвержден

Чувашская Республика

IC6

Подтвержден

Новгородская область

IC6

Понижен

Орловская область

IC7

Подтвержден

Республика Мордовия

IC7

Подтвержден

Брянская область

IC7

Понижен

Республика Алтай

IC7

Подтвержден

Костромская область

IC7

Понижен

Алтайский край

IC7

Подтвержден

Кемеровская область

IC7

Подтвержден

Тверская область

IC8

Понижен

г. Севастополь

IC8

Повышен

Еврейская автономная область

IC8

Подтвержден

Республика Хакасия

IC8

Понижен

Республика Бурятия

IC8

Понижен

Республика Крым

IC8

Повышен

Кировская область

IC8

Подтвержден

Псковская область

IC8

Подтвержден

Кабардино-Балкарская Республика

IC9

Подтвержден

Республика Дагестан

IC9

Понижен

Республика Марий Эл

IC9

Понижен

Ивановская область

IC9

Подтвержден

Забайкальский край

IC9

Подтвержден

Республика Ингушетия

IC9

Подтвержден

Курганская область

IC9

Понижен

Чеченская Республика

IC9

Подтвержден

Карачаево-Черкесская Республика

IC9

Подтвержден

Республика Северная Осетия – Алания

IC9

Подтвержден

Республика Калмыкия

IC9

Подтвержден

Республика Тыва

IC9

Подтвержден