Повысить эффективность
5 ноября 2018 года Глава Чувашии Михаил Игнатьев подписал Указ «О мерах по улучшению инвестиционного климата в Чувашской Республике», которым для инвесторов масштабных инвестиционных проектов, резидентов индустриальных парков, резидентов ТОСЭР предусматривается аренда земельных участков в размере ставки земельного налога за единицу площади такого участка, и цены покупки участка в собственность в размере 15% от кадастровой стоимости. В Минэкономразвития ранее поясняли, что это позволит повысить эффективность вложенных инвестиций в производство, направить высвободившиеся средства на реализацию мероприятий по импортозамещению продукции и на модернизацию действующих производств.
Правительством Чувашии в чувашский парламент внесен законопроект о включении новых форм государственной поддержки инвестиционной деятельности, предоставление которых осуществляется по решению совета по инвестиционной политике. Согласно законопроекту, речь идет о бюджетных инвестициях юридическим лицам в объекты капитального строительства, находящихся в их собственности.
«И на приобретение ими объектов недвижимого имущества в целях предоставления взноса в уставные капиталы дочерних обществ на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства», — говорится в документе.
Также предусматриваются субсидии из республиканского бюджета юридическим лицам, 100 процентов акций (долей) которых принадлежат Чувашии, в объекты капитального строительства на приобретение ими объектов недвижимого имущества с последующим увеличением уставных капиталов юрлиц.
Кроме того, в соответствии с нормами федерального законодательства предусматривается дополнение видов расходов республиканской адресной инвестиционной программы бюджетными ассигнованиями на подготовку обоснования инвестиций и проведения его технологического и ценового аудита.
Удается не всем
Не секрет, что в 2018 году регионы восстанавливают свою инвестиционную привлекательность после кризиса. Не все. Тенденция постепенного посткризисного восстановления инвестиционного потенциала, впервые отмеченная в прошлогоднем рейтинге, сохранилась и в 2018 году. Совокупный объем инвестиций в основной капитал в первом полугодии 2018 года вырос на 3,2%, а объем притока прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в первом квартале 2018 года увеличился на 18,1% (оба показателя рассчитаны по отношению к соответствующим периодам 2017 года).
Позитивная динамика не у всех
Однако говорить о повсеместной позитивной динамике пока нельзя, поскольку позитивной динамики удалось добиться не всем регионам. В частности, объем инвестиций в основной капитал в первом полугодии 2018 года вырос в 51 регионе страны, а в оставшихся 34 регионах значение этого показателя снизилось.
Большинству регионов России, в том числе Чувашской Республике, удалось сохранить свои позиции в рейтинге. В 2018 году рейтинг был подтвержден на прошлогоднем уровне для 64 из 85 регионов России. Такая ситуация свидетельствует о некоторой стабильной расстановке сил: регионы-лидеры остаются недосягаемыми, а у регионов-аутсайдеров пока нет возможностей для движения вперед. Впрочем, это не означает, что руководству регионов следует расслабляться и не работать над повышением инвестиционной привлекательности: рейтинг 2018 года явно свидетельствует о том, что активно работать нужно даже для сохранения достигнутых позиций. В 16 из 85 регионов, чьи позиции в рейтинге ухудшились, совсем не обязательно был зафиксирован существенный провал по ключевым показателям. В ряде случаев ситуация была близка к стагнации, что также приводит к снижению оценок в рейтинге — особенно в случае роста этих показателей в стране в целом.
Группа лидеров рейтинга практически не претерпела изменений. Абсолютными лидерами рейтинга (группа IC1) остались два крупнейших мегаполиса — Москва и Санкт-Петербург.
Прорывных решений для повышения инвестиционной привлекательности регионов-аутсайдеров так и не найдено — это может стать ключевой задачей для новых управленцев. В состав группы аутсайдеров рейтинга (IC9) на протяжении всех шести лет его составления стабильно входят республики Северного Кавказа, Тыва и Калмыкия. На протяжении этого времени на федеральном уровне разрабатываются различные решения по развитию этих регионов — от инфраструктурных проектов до создания туристских кластеров, однако экономический эффект от этих решений остается незначительным. В 2017-2018 годах в шести из двенадцати регионов группы IC9 (в Кабардино-Балкарии, Марий Эл, Дагестане, Забайкалье, Ивановской и Курганской областях) произошла смена глав. Весьма вероятно, что привлечение инвесторов и улучшение бизнес-климата станет одной из ключевых задач для новых руководителей регионов.
Изменения методики расчета рейтинга в 2018 году
В 2018 году набор из 55 показателей, используемых для расчета рейтинга инвестиционной привлекательности НРА, не изменялся, что обеспечивает возможность корректного отслеживания динамики позиций регионов в рейтинге. Первым нововведением 2018 года стало использование кластерного анализа (методом k-means для 9 кластеров) для уточнения распределения регионов по группам рейтинга. Таким образом, итоговое распределение регионов является максимально объективным.
Вторым нововведением 2018 года стало обновление подхода к сбору данных для составления рейтинга. Теперь рейтинг рассчитывается на основе интерактивной базы данных, куда попадают самые свежие статистические данные непосредственно в момент их публикации. В результате рейтинг стал более точно отражать актуальные тенденции развития регионов: практически по половине показателей (26 из 55) используются данные за первое полугодие текущего года.
Анализ результатов рейтинга
В шестой ежегодный рейтинг инвестиционной привлекательности регионов России НРА 2018 года были включены все 85 субъектов Российской Федерации, которые в соответствии с методикой рейтинга были разделены на три укрупненных рейтинговых категорий («высокая», «средняя» и «умеренная» инвестиционная привлекательность), внутри каждой из которых выделяется три уровня (первый, второй и третий).
В 2018 году из 85 регионов России:
— 64 региона сохранили свои позиции на прежнем уровне;
— 5 регионов улучшили за год свои позиции в рейтинге;
— 16 регионов ухудшили свои позиции.
В рейтинге 2018 года 24 региона формируют категорию «высокая инвестиционная привлекательность» (группы IC1, IC2, IC3), наибольшее количество регионов (34) входит в категорию «средняя инвестиционная привлекательность» (группы IC4, IC5, IC6), а инвестиционная привлекательность 27 регионов оценивается как «умеренная».
Рейтинг инвестиционной привлекательности регионов
Регион |
Рейтинг 2018 |
Действие |
г. Москва |
IC1 |
Подтвержден |
г. Санкт-Петербург |
IC1 |
Подтвержден |
Республика Татарстан |
IC2 |
Подтвержден |
Московская oбласть |
IC2 |
Подтвержден |
Ямало-Ненецкий |
IC2 |
Подтвержден |
Сахалинская область |
IC2 |
Подтвержден |
Ленинградская область |
IC2 |
Подтвержден |
Белгородская область |
IC2 |
Подтвержден |
Тюменская область |
IC2 |
Повышен |
Калининградская область |
IC3 |
Подтвержден |
Хабаровский край |
IC3 |
Подтвержден |
Ханты-Мансийский автономный округ |
IC3 |
Подтвержден |
Липецкая область |
IC3 |
Подтвержден |
Воронежская область |
IC3 |
Подтвержден |
Свердловская область |
IC3 |
Подтвержден |
Ненецкий автономный округ |
IC3 |
Подтвержден |
Тульская область |
IC3 |
Подтвержден |
Калужская область |
IC3 |
Подтвержден |
Нижегородская область |
IC3 |
Подтвержден |
Краснодарский край |
IC3 |
Подтвержден |
Республика Башкортостан |
IC3 |
Подтвержден |
Самарская область |
IC3 |
Подтвержден |
Республика Саха (Якутия) |
IC3 |
Подтвержден |
Магаданская область |
IC3 |
Подтвержден |
Чукотский автономный округ |
IC4 |
Подтвержден |
Красноярский край |
IC4 |
Подтвержден |
Амурская область |
IC4 |
Понижен |
Томская область |
IC4 |
Подтвержден |
Ростовская область |
IC4 |
Подтвержден |
Приморский край |
IC4 |
Подтвержден |
Пермский край |
IC4 |
Подтвержден |
Новосибирская область |
IC4 |
Подтвержден |
Мурманская область |
IC5 |
Понижен |
Ярославская область |
IC5 |
Подтвержден |
Челябинская область |
IC5 |
Подтвержден |
Оренбургская область |
IC5 |
Подтвержден |
Иркутская область |
IC5 |
Подтвержден |
Курская область |
IC5 |
Понижен |
Камчатский край |
IC5 |
Подтвержден |
Тамбовская область |
IC5 |
Подтвержден |
Ульяновская область |
IC5 |
Подтвержден |
Владимирская область |
IC5 |
Подтвержден |
Вологодская область |
IC5 |
Подтвержден |
Астраханская область |
IC6 |
Понижен |
Удмуртская Республика |
IC6 |
Подтвержден |
Саратовская область |
IC6 |
Понижен |
Архангельская область |
IC6 |
Подтвержден |
Республика Коми |
IC6 |
Понижен |
Ставропольский край |
IC6 |
Понижен |
Республика Карелия |
IC6 |
Подтвержден |
Омская область |
IC6 |
Повышен |
Волгоградская область |
IC6 |
Подтвержден |
Рязанская область |
IC6 |
Подтвержден |
Республика Адыгея |
IC6 |
Повышен |
Пензенская область |
IC6 |
Подтвержден |
Смоленская область |
IC6 |
Подтвержден |
Чувашская Республика |
IC6 |
Подтвержден |
Новгородская область |
IC6 |
Понижен |
Орловская область |
IC7 |
Подтвержден |
Республика Мордовия |
IC7 |
Подтвержден |
Брянская область |
IC7 |
Понижен |
Республика Алтай |
IC7 |
Подтвержден |
Костромская область |
IC7 |
Понижен |
Алтайский край |
IC7 |
Подтвержден |
Кемеровская область |
IC7 |
Подтвержден |
Тверская область |
IC8 |
Понижен |
г. Севастополь |
IC8 |
Повышен |
Еврейская автономная область |
IC8 |
Подтвержден |
Республика Хакасия |
IC8 |
Понижен |
Республика Бурятия |
IC8 |
Понижен |
Республика Крым |
IC8 |
Повышен |
Кировская область |
IC8 |
Подтвержден |
Псковская область |
IC8 |
Подтвержден |
Кабардино-Балкарская Республика |
IC9 |
Подтвержден |
Республика Дагестан |
IC9 |
Понижен |
Республика Марий Эл |
IC9 |
Понижен |
Ивановская область |
IC9 |
Подтвержден |
Забайкальский край |
IC9 |
Подтвержден |
Республика Ингушетия |
IC9 |
Подтвержден |
Курганская область |
IC9 |
Понижен |
Чеченская Республика |
IC9 |
Подтвержден |
Карачаево-Черкесская Республика |
IC9 |
Подтвержден |
Республика Северная Осетия – Алания |
IC9 |
Подтвержден |
Республика Калмыкия |
IC9 |
Подтвержден |
Республика Тыва |
IC9 |
Подтвержден |