Восстановим хронологию событий. С 1 декабря прошлого года в городе Чебоксарыстартовала транспортная реформа: 17 троллейбусных и 26 автобусных маршрутов пополнились подвижными составами — в парк Чебоксарского троллейбусного управления прибыли 4 из 5 положенных новых низкопольных троллейбусов с удлиненным автономным ходом, немуниципальные перевозчики в большинстве пересели с микроавтобусов на автобусы большой и средней вместимости. И если в ноябре на автобусных маршрутах всего было 512 транспортных средств в основном малого класса, с началом реформы это количество было сокращено, с начала года по городу стали курсировать 330 автобусов: 71 автобус большой вместимости, 53 — средней вместимости, 206 — малого класса.
Сейчас уходят из города автобусы большой вместимости, а именно 71 ЛиАЗ. ООО «Авто-Экспресс — 4» — перевозчик из города Санкт-Петербурга — обслуживал на ЛиАЗах 8 маршрутов, что с самого начала нарушало условия контрактов, по которым были предусмотрены автобусы среднего класса. Он взял на себя обязательство заменить подвижной состав до конца 1 квартала текущего года, но обстоятельства сложились так, что выполнить его не смог из-за санкций в отношении российских производителей.
Неисполнение условий контракта нарушает действующее законодательство, администрация города вынуждена принять решение об отказе от исполнения контрактов в одностороннем порядке, акцентирует Алексей Ладыков.
21 миллион рублей — именно столько заработал бюджет города на заходе иногородней компании на рынок перевозок. По условиям аукционов ООО «Авто-Экспресс — 4» внесло указанную сумму за право осуществлять перевозки. После расторжения контрактов средства возвращены не будут. И если в данной ситуации маршруты, временно оставшиеся без перевозчика, будут обслуживаться на основании краткосрочных контрактов и сильного дискомфорта горожане не ощутят, то еще по 7 маршрутам контракты, расторгнутые из-за саботажа реформы участниками аукционов, ситуацию лишь усложняют. Здесь перевозчики либо намеренно срывали аукционы, либо целенаправленно отказывались от их исполнения после победы на торгах.
Реализация транспортной реформы в городе Чебоксары еще не завершена. Параллельно в Чувашии переживает реформирование и республиканская транспортная система. Муниципальная и межмуниципальная маршрутные сети в идеале должны были одновременно перейти на автобусы среднего и большого класса для сохранения провозной способности и разгрузки транспортной сети. Но фактически на межмуниципальных маршрутах реформа в рамках республиканского Документа планирования не реализуется, что сохраняет стратегические проблемы города в виде излишней загруженности городских магистралей, нарушений межмуниципальными перевозчиками правил дорожного движения, формирования теневого рынка. Таким образом, внутригородские маршруты, оснащенные автобусами большого класса, теряют выручку, а значит, и не покрывают затраты, которые возникают при выполнении транспортной работы.
— Транспортная реформа в Чебоксарах стартовала раньше начала оптимизации межмуниципальных маршрутов. По маршрутам в направлении Чебоксары — Новочебоксарск все еще не объявлены конкурсы, а перевозки осуществляются автобусами малого класса по нерегулируемым тарифам, — обратил внимание столичный сити-менеджер. — Масштабная работа на транспорте будет успешно реализована только в условиях синхронности совместных действий.
В апреле-мае текущего года администрация города Чебоксары планирует объявить повторные торги с началом осуществления перевозок в третьем квартале. Также руководство столицы планирует обратиться в Министерство транспорта Чувашской Республики с просьбой организовать межмуниципальные перевозки на автобусах большого и среднего класса.
Объем перевозок на ряде маршрутов говорит о необходимости замены маршруток на автобусы большего класса. В ближайшее время проведем совместную работу с инициативными группами, где рассмотрим актуальные вопросы, — обозначил Алексей Ладыков.