Чувашскую экопродукцию в Китай будут поставлять китайцы

Не навреди себе!

Россия вместо втягивания в липкое болото затяжного ослабления переболела и обрела иммунитет, после чего стала усиливаться регионами.

Не навреди себе!
Чэнь Цилян: «Хорошее начало — половина удачи». На фотографии (слева направо): полномочный представитель президента России в ПФО Игорь Комаров, Чэнь Цилян, Евгений Кадышев. Фото: president.tatar.ru

Одно из значимых конкурентных преимуществ Чувашской Республики — возможность выращивать и производить экологически безопасную продукцию, что создает предпосылки для вывода на мировой рынок экологически безопасных продуктов и технологий. Перед чувашскими аграриями главой Чувашии Михаилом Игнатьевым поставлены амбициозные планы не только по наращиванию объемов производства основных видов сельхозпродукции, но и по выходу в перспективе на экспортные рынки. Второе дыхание открывают итоги третьего заседания Совета по межрегиональному сотрудничеству регионов Приволжского федерального округа и Верхнего, Среднего течения реки Янцзы КНР.

О перспективах экспорта чувашской агропродукции, прогнозах экспертов поведал Николай Курчаткин, генеральный директор ООО «Авангард», депутат Государственного Совета Чувашии.

Очень сложные

Китай — самый большой и самый интересный для всех экспортеров рынок в мире. Но, увы, далеко не самый рентабельный и весьма непростой для завоевания. Главная причина — китайцы отлично понимают, что все хотят у них работать, соответственно, любое решение о сотрудничестве — это торг на высоком уровне. Нашим чувашским предприятиям придется нелегко.

Впрочем, Владимир Путин в свое время подметил: «Китайцы — очень сложные переговорщики. Не знаю вопроса, по которому не было бы спора. До хрипоты, до последней секунды».

Ключевой драйвер роста экспорта продовольствия в Китай — открытие рынков с подписанием соответствующих межправительственных соглашений и последующее налаживание экспортерами цепочек поставок.

Потенциал и барьеры

Потенциал торгового сотрудничества России и Китая еще предстоит раскрыть. Из 1,4 млрд человек около 200 млн населения КНР обладают хорошей покупательной способностью: они с интересом относятся к иностранным новинкам, поэтому налаживание торговли с КНР может стать новым этапом развития для российских производителей. Причем основные потребители — это молодое население, которое больше приобщено к глобальным трендам культуры потребления. Продвижение в Китай требует серьезных ресурсов и времени.

Ряд барьеров препятствуют повышению активности экспортного сотрудничества с КНР. Главный ограничивающий развитие вывоза фактор: большие расстояния — «крайне дорогая» логистика. Не способствуют поставкам сложные таможенные процедуры: внушительное количество различных требований, часто нужна специфическая сертификация или лицензирование предприятий и прочая бумажная волокита.

К примеру, сахар Китай импортирует по квотам, и у России ее нет, а вне квоты действует запретительная пошлина. Попасть в квоту — задача нетривиальная и небыстрая, хотя и возможная.

Возможен ли экспорт свинины в Китай?

— Николай Григорьевич, прокомментируйте последнюю новость: «Эскалация торгово-экономических трений неизбежно создаст помеху для импорта свинины из США — одного из основных поставщиков этой продукции в Китай, — заявил в четверг, 23 мая, официальный представитель Министерства коммерции КНР Гао Фэн. — В свете снижения поголовья свиней и объема производства свинины на внутреннем рынке со второй половины 2018 года наблюдается тенденция роста импорта мяса в Китай, — напомнил Гао Фэн и привел данные, согласно которым в первом квартале 2019 года страна импортировала 1,11 млн тонн мяса, в том числе свинины, говядины, баранины и мяса птицы, — это на 11,6 проц. больше, чем годом ранее. Ожидается, что импорт мяса в Китай будет расти и дальше.

— В апреле представители Россельхознадзора обсудили с руководством Министерства сельского хозяйства и сельских дел КНР возможность ввоза и российской свиноводческой продукции. По информации ведомства, Китай выразил готовность импортировать свинину из российских регионов, свободных от африканской чумы свиней (АЧС), при условии ее безопасности. А для этого необходимо решить вопрос о признании китайской стороной принципов регионализации России, в том числе по АЧС.

Импорт свинины в Китай, который является крупнейшим в мире производителем этого вида мяса, в этом году увеличится на 33% — до 2 млн т — из-за сокращения собственного поголовья на фоне вспышек АЧС, прогнозирует Иностранная сельскохозяйственная служба Минсельхоз США (FAS USDA).

Да, есть прогнозы, что только в этом году КНР увеличит импорт свинины на 30%. Но неизвестно, кто из такого роста извлечет дивиденды. По оценке Национальной мясной ассоциации (НМА), Россия могла бы поставлять в Китай до 300 тыс. т свинины и столько же продукции из мяса птицы. Несмотря на ситуацию с АЧС, открытие китайского мясного рынка — это многоплановая, последовательная и настойчивая работа, которая ведется уже не один год.

Протокол не панацея

Являясь крупнейшим мировым экспортером пшеницы, в КНР эту агрокультуру Россия до недавнего времени не поставляла. Доступ на рынок долгие годы был закрыт: Китай запретил ввоз российской пшеницы еще в 1976 году, напоминает Груздев. Переговоры о возобновлении поставок начались в 2006-м, и лишь в конце 2015 года был подписан соответствующий протокол. Тогда же был согласован список из шести некарантинных территорий, откуда китайцы разрешили поставки. Сейчас в него входят Алтайский и Красноярский края, Челябинская, Амурская, Новосибирская и Омская области. Рассматривается вопрос о включении еще четырех регионов Сибири. Однако подписание протокола не означало автоматического начала поставок — еще год ушел на сертификацию поставщиков и урегулирование формальностей: поставки из России начались только в 2017 г.

Потенциал роста экспорта зерновых агрокультур из России в КНР связан в первую очередь с дальнейшим расширением списка «разрешенных регионов», а также с развитием логистики. «Однако необходимо учитывать, что в целях продовольственной безопасности ввоз пшеницы, кукурузы, риса правительство Китая регулирует системой квотирования, согласно которой осуществлять импорт имеют право лишь китайские компании, получившие в установленном порядке квоты на основании решения Государственного комитета КНР по развитию и реформе.

Локализация производства

По словам Константина Корнеева из «Ринкон менеджмент», все «профессиональные» страны-экспортеры стараются локализовать свое производство в странах — получателях их продукции. «Создать на территории страны собственные активы и оттуда вести дистрибьюцию — самая выгодная и устойчивая в долгосрочной перспективе стратегия, — считает он. — Не случайно, скажем, в США владельцами крупнейших свинокомплексов сейчас являются те же китайцы». Поэтому, поняв специфику работы в КНР, российским производителям нужно будет подумать о локализации производства там. В данном случае отечественные компании станут полноценными транснациональными игроками. Это, по мнению эксперта, вполне может оказаться по силам холдингам, входящим в топ-5 крупнейших.

Перспективная экопродукция

Основные тенденции, влияющие на потребительское поведение жителей Китая, — это рост доходов, популярности здорового питания и экологически чистой продукции.

Российским экспортерам следует изучать китайский рынок гораздо подробнее, чем сейчас, рекомендует Корнеев. Необходимо определиться, что страна может туда поставлять. «Для нас Китай — пока терра инкогнита, мы к нему только приглядываемся, тестируем отношение к экспортируемым товарам, — рассуждает он. — В долгосрочной перспективе ориентироваться на выпуск тех товаров, что уже представлены на целевом рынке, не совсем корректно. Нужно не спрашивать у покупателя, что он желает (в этом случае мы получим ответ, основанный на стереотипах фактического потребления), а определить, в чем наши ключевые конкурентные преимущества, и предложить потребителю продукты, выгодно отличающиеся от прочих».

С точки зрения снижения расходов на транспортировку, а также повышения общей конкурентоспособности, более пригодными для экспорта являются мороженое, молочные десерты, сухое цельное и обезжиренное молоко, сыры и сливочное масло, полагают эксперты. Некий потенциал имеют экопродукты, а также товары на основе молочной сыворотки, полученной при производстве сыров и творога.

Мудрое решение

— На китайском рынке молочную экопродукцию, производимую ООО «Сычуань-Чувашия», ожидает большой успех. Мудрое решение: чувашскую экопродукцию в Китай будут поставлять сами китайцы, — считает директор канцелярии иностранных дел г. Хэфэй Чэнь Цилян. — У нас говорят: «Хорошее начало — половина удачи». Главное — начало. Мы всеми силами должны стимулировать совместное развитие сотрудничества между нашими регионами и городами.

Предсказуемость и стабильность

С Чэнь Циляном познакомился 23 мая в Ледовом Дворце «Чебоксары-Арена» на полях третьего заседания Совета по межрегиональному сотрудничеству регионов Приволжского федерального округа и Верхнего, Среднего течения реки Янцзы Китая. Был продолжительный антракт после подписания Протокола о намерениях между городами Хэфэй провинции Аньхой (Китайская Народная Республика) и Чебоксарами: была возможность пообщаться в неформальной обстановке и задать интересующие вопросы.

Со стороны города Чебоксары протокол был подписан главой столицы Чувашии Евгением Кадышевым, с китайской стороны — директором канцелярии иностранных дел города Хэфэй Чэнь Циляном.

Наш гость считает, что для современной экономики очень важен мир: предсказуемость и стабильность. Об этом напоминает история провинции Аньхой. Во времена империи Цзинь, когда Китай раскололся на южную и северную части, эти места (Хэфэй) стали зоной множества крупных военных сражений.

Чэнь Цилян также поведал об экономике города Хэфэй, о достопримечательностях. В мегаполисе проживают свыше 7,5 млн человек. Около полумиллиона из них — студенты. В городе более 50 высших учебных заведений. Хэфэй является центром автостроения и сборки бытовой техники.

Наша беседа прервалась начавшимся заседанием Совета на самом интересном месте — о китайской классике «Троецарствие» Ло Гуаньчжун — эпохи кровавых потрясений, смут...

Одно несомненно: нашим странам предстоит внимательно изучать друг друга, знакомиться с традициями, особенностями каждого региона. Любые трудности преодолимы, когда мы вместе. Главное — есть общий настрой на совместную созидательную работу.

Какие перспективы

За последний год Россельхознадзор проделал и продолжает вести серьезную работу по открытию китайского рынка для российских производителей продуктов питания, комментирует Алексей Груздев.

Необходимо развивать национальный брендинг российской продукции. В частности, нужно повышать международный авторитет и привлекательность. Важным моментом является проведение качественной проработки культурных особенностей Китая, это поможет развивать поставки в долгосрочной перспективе.

Эксперты нас предупреждают: пока же КНР по-прежнему стимулирует прежде всего нетарифными мерами поставку российского сырья и ограничивает доступ на свой рынок глубоко переработанной, готовой продукции.

Не навреди себе!

Чтобы добиться успеха на рынке готовой продукции в КНР, российские производители должны быть реалистами, думает Строкин. «А реальность такова, что китайцы достаточно негативно относятся к русским продуктам, — знает эксперт. — Они по умолчанию считают, что наша продукция некачественная, небезопасная и слишком дорогая. Но правильное позиционирование творит чудеса, и у наших экспортеров уже есть истории успеха и обязательно будут новые».

Актуальными остаются вопросы брендирования и продвижения продукции, добавляет Константин Корнеев. Крайне необходимо формировать имидж российской продукции как качественной и экологически безопасной, считает он. В этом плане сказывается плохое отношение к отечественному продовольствию внутри страны. «То и дело в наших СМИ появляются негативные, зачастую безосновательные материалы о вреде и низком качестве тех или иных продуктов питания, — говорит эксперт. — Китайцы все подобные публикации мониторят, переводят на свой язык, и какое впечатление у них складывается? Что сами русские считают свою продукцию некачественной. А потом приходим мы и пытаемся убедить их что-то купить с формулировкой, что у нас «самые экологически чистые и безопасные продукты».

Прав Николай Курчаткин: «Не навреди себе!»

Зная способности Николая Григорьевича к системной, неустанной работе, ООО «Авангард» добьется успеха в сотрудничестве с нашими китайскими соседями-партнерами.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру