Владимир Нагорнов: «Я очень хочу быть полезным своему народу»

Настоящее искусство – это то, что делается руками профессионала

Если спросить любого приезжающего к нам в республику, что ему запомнилось в первую очередь на чувашской земле, он, бесспорно, назовет Монумент Матери, что возвышается над заливом и почти 20 лет украшает наш город. О работе над этим грандиозным проектом, своей жизни и творчестве рассказал Заслуженный художник России, Народный художник Чувашской Республики, действительный член Петровской академии наук и искусств, Лауреат Государственной премии Чувашской Республики, скульптор Владимир Порфирьевич Нагорнов.

Настоящее искусство – это то, что делается руками профессионала
Фото из личного архива

Владимир Нагорнов родился в Ульяновской области. В 15 лет уехал из родных мест в Пензу, поступать в художественное училище на отделение «Скульптура». Одну из его работ — эскиз с изображением чувашского народного танца — заметил преподаватель Московского государственного академического художественного института имени В.И. Сурикова. Владимир Кошелев узнал чувашские костюмы, оценил талант юного скульптора и написал рекомендательное письмо Юрию Ксенофонтову — известному в Чувашии скульптору. Так Владимир Нагорнов оказался в Чебоксарах. Он продолжил свое образование в Суриковском институте, где прошел серьезную школу в группе профессора Михаила Бабурина.

В.Н.: «М.Ф. Бабурин привил нам понимание скульптуры, грамотности лепки, чувство гармонии, чтобы мы не увлекались красивостями, а отдавали предпочтение конструкции, идее, пластике, формам, пропорции. После этой школы было уже несложно найти себя в творческом понимании. Все-таки наша школа — академическая. На Западе многие традиции утрачены, художники там идут по пути формалистического, абстрактного искусства. Но есть высокое искусство, а есть просто китч, одноразовые вещи».

Первой значимой работой мастера стало участие в выставке «Большая Волга», которая в 1985 году проходила в Чебоксарах. С тех пор фасад Художественного музея украшает великолепная монументальная работа Владимира Нагорнова «Муза искусств»:

— На меня обратили внимание, стали поступать большие заказы. Я активно участвовал в жизни Союза художников Чувашии, возглавил молодежное движение, в частности, организовал выставку «Тапрану», где мы собрали все самое яркое и интересное на тот момент.

Владимир Порфирьевич — автор известных в республике и за ее пределами работ: памятники Константину Иванову, Петру Хузангаю, бюст-памятник Святославу Федорову.

«Его образ — как глыба», — сказала Ирэн Ефимовна об изображении ее мужа. Она высоко оценила работу скульптора, очень содержательную по композиции, олицетворяющую сильную, волевую личность.

Самая дорогая для скульптора работа — «Стрижи. Память» — памятник погибшим в огне села Эльбарусово Мариинско-Посадского района. Очень экспрессивная, эмоциональная скульптура, где улетающие в небо стрижи олицетворяют души погибших детей, среди которых были совсем малыши… Памятник установлен на месте, где произошла трагедия, унесшая жизни 110 человек, — столько тополей посадили вокруг него односельчане.

2002 год можно назвать судьбоносным в биографии скульптора:

— Меня пригласили по поводу идеи Монумента Матери. В мае был заложен камень на месте, где через год должен был возвыситься монумент, посвященный всем матерям Чувашии. Мы не вкладывали религиозный смысл в эту скульптуру, скорее, это был философский, глубинный, сакральный смысл — мать, объединяющая народы, праматерь рода человеческого. Своими объятиями, широко раскинутыми руками величественная скульптура объединяет нас. Нам было важно связать идею монумента с древней историей народа, его традициями, миропониманием. Чувашский народ издревле жил в гармонии с природой, очень бережно относился ко всему, что является источником жизни, — Солнце, Небосвод, Вода, Земля, Огонь. Эти сакральные символы отражены в нашей работе.

Поначалу была сформирована творческая группа, куда вошли архитекторы Владимир Филатов, Анатолий Орешников, Юрий Новоселов, доктор искусствоведения Алексей Трофимов, автор и исполнитель идеи, скульптор Владимир Нагорнов. (Идея и замысел принадлежали первому президенту Чувашии Н.В. Федорову). Очень тщательно искали месторасположение, композиционное решение для будущего монумента, изучали технические характеристики. Было предложение установить монумент в воде, летом это было бы красиво и символично, а вот зимой, скованная льдами скульптура не смогла бы выполнить всех пространственных задач. Основные работы проходили на заводе «Волгастальконструкция» — там имелись необходимые свободные площади, стационарные краны:

— Внутри заводского цеха построили огромный ангар парникового типа. Он достигал 24 метров в длину, 7 метров в высоту. Целый километр пленки ушел на его строительство! Зима стояла очень морозная, цех не отапливался. Для нас установили специальные обогревательные приборы. Были сделаны леса, необходимые станки и приборы двигались по специальным рельсам. Для того чтобы увеличить трехметровую скульптуру в пять раз, я пригласил Владимира Кулакова, который обучался этому сложному делу у одного из создателей Монумента «Родина — Мать» в Волгограде. Для нас все было впервые. Это был очень сложный, многотрудный процесс. На нас лежала невероятная ответственность. Но если физически я был невероятно истощен, то настроение было приподнятое: мы справились с таким грандиозным проектом!

Технические характеристики Монумента Матери: высота композиции от нулевой отметки — 57 метров, от площадки перед фонтаном — 46 метров. Сама фигура достигает 16 метров. Размах рук — 14 метров, диаметр фигуры — 6 метров. Внутри скульптуры — сложная конструкция в виде Эйфелевой башни. С точки зрения инженерных расчетов, конструкция очень надежна, она выдержит сильные ветра и даже 6-балльное землетрясение, сваи забиты на пятнадцатиметровую глубину. Внизу установлены специальные двигатели — шумопоглощающие и для работы фонтана. На мой вопрос о внешнем сходстве скульптуры с мамой первого президента Чувашии Владимир Порфирьевич с улыбкой ответил:

— Как часто меня об этом спрашивают! Признаюсь, я не знаю, как выглядела его мама. И такой задачи передо мной не стояло. Я старался придать скульптуре черты, характерные для чувашской женщины. Каждый может увидеть в ней свою маму. И это так прекрасно, возвышенно!

Открытие монумента состоялось 9 мая 2003 года. С тех пор Монумент Матери — символ города, республики, чувашского народа. Его уменьшенная бронзовая копия стала достойным украшением Международного Чебоксарского кинофестиваля, победители увозят ее во все уголки мира как очень дорогую награду. А творческая жизнь Владимира Нагорнова с того памятного дня стала еще ярче и насыщеннее. Как мастер, он приобрел большую уверенность, пришло понимание, что можно справиться с задачами любой сложности. Для Нижегородской области Владимир Порфирьевич создал скульптуру князя Воротынского, в Ульяновске установлен памятник И.Я. Яковлеву, на Кольском полуострове — памятник-мемориал, посвященный погибшим в Великой Отечественной войне. Макариев монастырь украшает памятник Макарию Желтоводскому. Скульптор участвует в международных выставках и симпозиумах, представляя Россию и Чувашию. На международном симпозиуме в Южной Корее Mosan Art Museum, куда съехались представители 27 стран, художник создал композицию «Модель мира», олицетворяющую бесконечность жизни. Художник не забывает и про свой любимый город. На бульваре купца Ефремова установлена замечательная композиция «12 стульев», которую обожают жители и гости столицы.

В замыслах Владимира Нагорнова установить еще несколько интересных скульптур в этой пешеходной зоне:

— Я очень люблю камень, бронзу, люблю экспериментировать с этими материалами. Люблю свое дело и, как художник, не останавливаюсь на достигнутом, устремляюсь вперед. И очень хочу быть полезным своему народу…

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру