Художник из Чувашии: о любви, создании мультфильмов и творчестве

Весны достаточно для счастья!

Необыкновенные картины Ксении Кокориной, по-детски чистые и искренние, как большое теплое солнце, готовое навсегда поселиться в наших душах, чтобы дарить свое бесконечное тепло и радость... Я попросила Ксению продолжить незамысловатую фразу «Я рисую, потому что...» И она так же просто ответила: «Потому, что это судьба, видимо». А дальше был интересный, почти невесомый диалог, как облако, на котором уютно покачиваешься ты и твой собеседник.

Весны достаточно для счастья!
Фото из личного архива

— Ксения, ваши картины несут абсолютную радость. Причем такое ощущение не только от чудесной серии «Полководцы». Что помогает вам так солнечно воспринимать и принимать мир?

— Конечно, не все картины настолько радостны. Много мыслей, много философии. Часто бывает неоднозначная реакция. Я думаю, все зависит от восприятия зрителем мира и собственной жизни. Кого-то черный цвет вдохновляет, а кого-то вгоняет в депрессию. Насчет радостных картин... Во мне достаточно радости, чтобы можно было ею делиться. А «Полководцы» писались для маленького мальчика и потому не могли быть мрачными!

— На картинах столько любви... Дайте, пожалуйста, определение, что для вас ЛЮБОВЬ?

— Любовь — абсолют. Ученые ищут самую маленькую частицу, которая является основой всего. Находят. А потом находят еще меньшую. Но она оказывается не самой маленькой. Но есть самая маленькая частица, из которой состоит все. Не все живое, а ВСЕ! Она основа или начало, как угодно. Но, может, ее и не существует, потому, что она — бесконечность. И когда ты это ощущаешь, то понимаешь, что любовь — это и есть то самое. Она присутствует всегда.

— Когда для вас стало очевидным, что без творчества вы не можете существовать и кисть стала бескомпромис­сным продолжением вашей руки?

— В пять месяцев я заполучила шариковую ручку. В четыре года сказала маме, что буду рисовать портреты так же хорошо, как это делала знакомая девочка. В семь лет я поступила в художественную школу и т.д. Всю жизнь рисование шло рядом или я рядом с ним, но только сейчас я осознала, что хочу быть художником. Не халтурщиком и не мастером заказных пейзажей с лебедями и портретов для юбиляра. Не конъюнктурщиком. Хочу делать творческие вещи, и мне абсолютно все равно, если они не будут вписываться в пространство между холодильником и шкафом.

— Расскажите об участии в самых интересных творческих проектах. В частности, проектах Русского музея. Очень симпатична идея «воспеть» еду...

— Предыстория участия в проекте Русского музея интересна и в каком-то смысле комична. В 2012 году я была в Ульяновской области на крупном симпозиуме, куда съехались известные искусствоведы и художники. Так случилось, что на фуршете я попала за стол к «теоретикам». Они разговаривали между собой, и главная тема была «а есть ли новые имена в искусстве?» и «где молодые художники?» Я набралась смелости и обратилась к ним: «Вот вы ищете новые имена, а я тут сижу и думаю, как быть дальше и куда двигаться... Может, подскажете?» Среди них был директор издательско-выставочных программ ГРМ Йозеф Киблицкий. Обменялись номерами, адресами. Позже от него пришло приглашение на отбор для проекта. Первый проект назывался «Рожденные летать и ползать», в котором была представлена моя картина, посвященная 1812 году. Позже следовал проект «Поваренная книга Русского музея», где экспонировалась работа «Завтрак». Очень было лестно «висеть» на одной стене с Машковым и Кончаловским!

— Раскройте секрет студии «КСЮ FM»

— Пандемия, освободилось время… Я стала рисовать мультфильмы. Забавные, добрые. Увлеклась! И неожиданно для себя стала лауреатом Международного русского кинофестиваля и получила специальный приз жюри. Фильм «Мультяшка КСЮ» набрал большинство голосов в своей номинации и занял 5-е итоговое место в голосовании на приз зрительских симпатий из 208 фильмов. Темы для сюжетов беру в том числе из жизни. Вот в Новочебоксарске закрыли рощу и много чего еще. Чем не тема? Много историй про самоизоляцию, которую мы все так тяжело переживали. Про масочный режим, который не все готовы соблюдать.

— Какие впечатления, жизненные истории имеют шанс найти отражение на ваших полотнах? И как происходит таинство творчества? Вам нужны определенные условия, настроение?

— То, что необычно, странно, не вписывается в рамки. Нечто большее. То, что завораживает, удивляет. Заставляет думать, восхищаться или просто застыть. Таинство творчества на то оно и таинство, чтобы о нем никто не знал. Да, может, и таинства никакого нет. Хотя я сама очень люблю смотреть, как работает другой художник. Люблю фильмы про художников, где показан процесс создания картины. Сама думаю: в чем там тайна? Условия и настроение... Когда человек становится профессионалом, то ему уже не нужно особое настроение. Он идет и работает. Никогда не пишу в отвратительном состоянии духа, так как это все впитывается в холст. А условия — музыка и чтобы не отвлекали.

— Поэзия, музыка, творчество других художников... Чему вы отдаете безусловное предпочтение? И что из прочитанного, увиденного, услышанного впечатлило вас в последнее время?

— Музыка — однозначно. Она сопутствует моей работе. Самое сложное в подготовке к новой картине — это подобрать нужную музыку. В тишине я, конечно, тоже могу работать, но музыка создает нужную и важную атмосферу, в которой рождаются образы. Других художников опасаюсь смотреть, потому что впечатлительна. Боюсь попасть под влияние. Хотя это тенденция в современном искусстве — похожесть на кого-нибудь. Из прочитанного... Предпочитаю больше научные вещи. «Лабиринты мозга» Натальи Бехтеревой. Потрясающая вещь. Она занималась вопросами рождения мысли. Недавно приобрела лекции Мераба Мамардашвили. Великолепный философ. Художественную литературу не очень люблю. Но если автор описывает запах луга после дождя так, что ты начинаешь слышать этот запах, то да. Однозначно — Бунин, Брэдбери, Буковски, Иван Ефремов.

— Нарисуйте, пожалуйста, картину жизни Ксении Кокориной: на переднем ее плане... И заполните все пространство воображаемой картины! 

— Это прямо тест по психологии! Никогда не загадываю. Планы не строю. Просто наблюдаю за развитием сюжета. Единственное, что могу сказать, — я главный герой в своей истории, и я художник.  

— Ксения, ответьте, на пять коротких вопросов. Любимые сказочные герои?

— Робинзон Крузо, Мальчиш Кибальчиш и Зайчик, которому надоело бояться.

— Мое самое увлекательное путешествие...

— 2015 год. Я впервые увидела море. 

— Перед какой картиной вы можете «застыть» на бесконечное время?  

— Скорее, не перед картиной, а мраморной скульптурой Бернини.

— Какую слабость может позволить себе женщина и чего вы никогда не простите мужчине? 

— Нам, девочкам, можно немного покапризничать. Про мужчину: у меня есть карикатура (иногда для настроения рисую) на тему «Люди бывают разные». Женщины бывают разные: женщины, тетечки и бабы. Мужчины бывают разные: мужчины, мужчинки и бабы. Вот, когда мужчина «баба» — это плохо. И когда эта «баба» начинает унижать женщину, чтобы возвыситься в собственных глазах или потешить свое эго, — это отвратительно. И если не держит слово. Не скажу, что я не прощаю. Глупо не прощать. Просто такие мужчины перестают для меня быть мужчинами.

— Почему именно 60 Псалом лег в основу одноименной картины? 

— Хороший Псалом. Мудрый. Это была таблетка от печали. 

— Подарите несколько вдохновляющих слов нашим читателям! 

— Чтите традиции, но боритесь со стереотипами. Традиция как вера. Стереотипы — суеверия. Традиции поддерживают, подсказывают. Стереотипы не дают развиваться. Не засоряйте свой ум лишней информацией. Если вы не хотите соблюдать диету — не читайте про диеты. Если вы не разбираетесь в искусстве — не ходите в галерею на выставку, но вечером обязательно посмотрите на заходящее солнце. Быть может, оно вас больше насытит, чем живопись. Сейчас весна, этого достаточно для счастья.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру