Заслуженный художник Чувашии Игорь Дадиани рассказал о работе над фильмом «Гардемарины 5»

Жизнь — Родине, честь — никому!

В течение трех месяцев в Крыму проходили съемки легендарной эпопеи о гардемаринах. Вместе с режиссером, сценаристом, продюсером Светланой Дружининой над пятой частью знаменитой саги «Гардемарины. Война, 1787» работала великолепная команда ее друзей и единомышленников: оператор Анатолий Мукасей, звездный состав актеров — Дмитрий Харатьян, Александр Домогаров, Михаил Боярский, Михаил Мамаев, Кристина Орбакайте, Ольга Машная, талантливая молодежь — Ника Здорик, Александр Лаптев. Костюмы для героев фильма создавал известный российский дизайнер, заслуженный художник Чувашии Игорь Дадиани.

Жизнь — Родине, честь — никому!

Наш разговор с Игорем Георгиевичем состоялся накануне дня рождения столицы Чувашской Республики. Игорь с удовольствием говорил об имениннице:

— Чебоксары — мой дорогой, горячо любимый город, моя родная, горячо любимая земля. Меня радует все, что сегодня здесь происходит. Потрясающий залив, поющий фонтан, удобные скамеечки… И ведь это не только в центре города, в каждом микрорайоне создаются интересные площадки, места отдыха. Это очень важно, люди это видят и ценят. Долгие лета и здоровья тем, кто управляет городом. Есть ощущение, что все это делается для людей. Пусть чебоксарцам живется еще здоровее, красивее, радостнее…

— Игорь, расскажите, чем работа над пятой частью, наверное, самой батальной, отличалась от всех предыдущих съемочных процессов?

— Флагман, который вел за собой всех нас, — это Светлана Дружинина. В этом году ей исполняется 86 лет, и она не скрывает свой возраст. Это человек невероятной внутренней силы, человек, который до безумия любит Россию. Своей любовью она заражает свою команду. Крымская земля залита российской кровью. Начиная со времен Петра Великого, эту землю пытались завоевать, вернуть. Екатерина Великая возвратила Крым христианству, ей не хватало сил дойти до Константинополя, потому что к этому времени умер ее верный друг Потемкин.

Съемки были очень тяжелыми, очень… Мой день и моей команды начинался в пять утра, к шести к нам приходили актеры массовых сцен, чуть позже — ведущие актеры. В десять часов приезжала Светлана Сергеевна, к этому моменту все должно быть готово. В среднем нужно было одеть и загримировать от 30 до 80 человек в день. Смена одежды — три-четыре раза в день. Бывали моменты, когда нам нужна режимная съемка — раннее утро или поздний вечер, когда садится солнце и тонет в море, обрызгивая всех. Лошади и люди с факелами уходили в море. Это очень красиво. Но физически — тяжело. Это означало, что сотни людей снимали мокрую одежду, а одежда шерстяная, ее надо просушить, чтобы наутро все было готово. Хорошо, что в Крыму были теплые ночи… Отмечу, на съемках работала команда единомышленников, мы думали, чувствовали одинаково. Огромная команда из 45 человек — осветителей, техников, реквизиторов… 

— Это картина, как и все фильмы Светланы Дружининой, о невероятной силе духа и настоящей преданности родной земле. Девиз гардемаринов: «Жизнь — Родине, честь — никому»!

— Я разговаривал с актерами массовых сцен. Это непрофессиональные актеры, но люди, невероятно влюбленные в свое дело. Они говорили: «Нам посчастливилось оставить след в «Гардемаринах» и в российской истории». Это было очень важно! Были интересные моменты, когда на актеров надевали турецкое облачение, они отказывались снимать православный крест, для них это было принципиально. И наоборот, ребята-мусульмане наотрез отказывались надевать кресты. Часто можно услышать рассуждения о превосходстве американского кино. Да, там много денег, много компьютерной графики. А у нас крупным планом — образ и герой, который искренне верит в то, что он делает. Светлана Сергеевна долго выбирала актера на роль Суворова. Это должен быть человек небольшого роста, но глаза его должны гореть, а внутри него — вулкан, который в любой момент может взорваться, вспыхнуть и долететь до небес. Будучи на кинофестивале в Великом Новгороде, я обратил внимание на Владимира Суровцева. Как он был похож на Александра Васильевича! Мы со Светланой Дружининой познакомились с ним. Оказалось, что Володя — известный скульптор, народный художник России. К счастью, он согласился принять участие в нашей картине. Во время съемок был момент, когда Суворов благодарил своих солдат, которые пошли за ним, которые верили ему. И у него были слезы на глазах… И это была не капелька, вдруг неожиданно омывшая глаз, а настоящие мужские, суровые слезы. Такая была атмосфера на площадке. 

— За время съемок вы пережили непростые погодные условия…

— Да, мы застали смерчи на Азовском море, ялтинские потопы. Нам пришлось спасать палатку с костюмами. Надо отдать Светлане Дружининой должное, я много лет работаю с ней, и всегда она создает великолепные условия для своей команды, и в этот раз мы были размещены в отличной гостинице. А для реквизита на съемочной площадке была установлена огромная военная палатка, где размещались все мои костюмы и здесь же работали наши гримеры. Так вот нам пришлось спасать палатку от невероятного ветра, буквально ловить ее, вылавливать из моря костюмы… Я не видел такого дождя и ветра! Все до одного ринулись спасать наши костюмы. И это было потрясающе!

— Три месяца вы снимали войну!

— В моей жизни военный проект — первый. Ненавижу войну! Я понимал, что все происходит понарошку, это манекены, а не трупы, и кровь — киношная. Но ты видишь, как российский солдат вонзает нож в грудь врагу, и дубль повторяется за дублем, и сердце твое трепещет в волнении. Вот так снималось кино — со взрывами, настоящими подсечками. У нас был момент, когда Суворова ранят и ядро отрывает лошади голову. Лошадь падает и придавливает нашего великого полководца. Конечно, это будет компьютерная графика, ни одна лошадь, ни одна животина на съемках не пострадала. Но этот момент, когда лошадь лежала на человеке, был впечатляющий. До мурашек. Надо отметить, ни один из актеров, молодых, в возрасте, заслуженных и не очень, никто не отказывался ни от каких предложений режиссера. Если нужен репетитор для овладения французским или турецким языком, то люди сидели и учили. Если нужно скакать верхом — по-настоящему скакали. Одну конницу возглавлял Саша Домогаров, сам, без дублеров.

— Как дальше будет жить картина? И над чем планирует работать Светлана Дружинина?

— Сегодня Светлана Сергеевна в Воронеже дорабатывает детали, так называемые укрупнения, идет съемка крупных планов. Например: «рука капитана корабля берет подзорную трубу» или «генералиссимус прочитал записку, сжигает ее». В Воронеже стоит корабль «Гото Предестинация», который ничем не отличается от нашего линкора. А вообще, фильм уже монтируется. Остается завершающий эпизод съемок, когда наши гардемарины пойдут по Красной площади. Так завершится фильм. На экраны новые части «Гардемаринов», четвертая и пятая, выйдут в 2022 году. В планах Светланы Дружининой написать книгу о гардемаринах и снять многосерийный телевизионный фильм, охватив период от «Тайн дворцовых переворотов», времен Петра до Екатерининской эпохи и гардемаринов сегодняшних. Качественного материала очень много. Светлана Сергеевна живет работой. Периодически она говорит: «Если ты утром встал и ничего не хочешь, значит, ты умер».

— С 12 августа в российских кинотеатрах можно увидеть чудесную, добрую, красивую «Феодосийскую сказку» — первый за последние десять лет полнометражный художественный фильм-сказку в России. Вы были художником великолепных, сказочных костюмов. Как случилось это волшебство — ваша совместная работа с крымской кинокомпанией?

— Два года назад судьба сделала мне подарок. Причем совершенно неожиданно для меня. Идут съемки «Гардемаринов», и вдруг меня знакомят с интересной девушкой, режиссером Натальей Лебедевой, которая говорит мне о своем желании сделать детское кино. Конечно, я согласился! Я люблю все, что связано с детьми, люблю сказки Птушко и Роу. Это чудо, возможность нарисовать в своем воображении то, чего нам так не хватает в жизни, и увидеть это наяву. Нашу сказку взяли в прокат практически все российские прокатчики. Наш фильм — доброе, семейное кино для детей и взрослых. Я с удовольствием работал над костюмами, это были и роботы, и волшебные герои, и Сказка в образе красоты, ее сыграла великолепная Любовь Толкалина. «Феодосийскую сказку» нужно смотреть еще и потому, что она подарит возможность увидеть сегодняшний, преображенный Крым. А компьютерная графика позволила нам гору-медведя превратить в живого медведя, оживить гору-дельфина и гору-кошку...

— Что можно сказать о художнике Игоре Дадиани сегодня — вы отдыхаете или, наоборот, полны сил и творческих планов?

— Пока невероятная опустошенность… Так бывает, когда большой отрезок жизни был заполнен работой, очень плотно и интенсивно. Это как ночь, в которую ты должен войти, но никак не можешь заснуть, а она все тянется, тянется… Конечно, это пройдет. И уже сейчас я готовлюсь к новым вершинам. Есть несколько кинопроектов, которыми я буду заниматься, это детское кино, историческая картина о шхуне «Меркурий» режиссера Юрия Кары. Идут переговоры с создателями мюзикла. Есть еще один интересный проект о сладкоголосой птице Феникс, и это возможность для меня воплотить мечту — поработать в жанре фэнтези. Вообще, я могу о себе сказать, что делаю все для того, чтобы жить долго и счастливо и заниматься своим любимым делом. А дальше — как сложится… Надеюсь, что сложится хорошо. Конечно, пандемия внесла серьезные коррективы. Пандемия — это тяжело и страшно, но многие вещи встали на свои места, мы как будто перевернулись с головы на ноги. Да, многие потеряли работу, бизнес. Но большая часть обрела друг друга. Люди сидели дома со своими детьми, с семьей. Мы обрели то, чего нам так не хватало, — понимание, умение слушать и слышать друг друга. Испытания, видимо, нужны. Человек забыл, что он не хозяин на земле. Удивительно, но во время съемок, а они проходили на берегу Азовского моря, мы не видели оставленного туристами или отдыхающими мусора. Ни на пляже, ни возле гостиницы… Значит, что-то сработало в голове и в сознании людей. Все мы должны смиренно принять происходящее и продолжать жить дальше в этих условиях. Да и человек ко всему привыкает. Мы уже не просто привыкли к масочному режиму, но стали украшать маски и камнями, и цветочками, придали им разные образы, котиков, например. Жизнь продолжается, идет адаптация к новым условиям. Рано или поздно это закончится. Для меня важно дело, я должен любить дело, в которое я погружаюсь. Я люблю жизнь, верю в доброту и любовь, верю, что хороших людей больше, чем нехороших. Верю в себя и в свою семью, верю в людей, с которыми работаю…

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру