Художник–ювелир из Чувашии возрождает древнюю суварскую культуру

Коллекционер — человек особенный

День коллекционера отмечается 21 сентября. Чем не повод напроситься на чай в мастерскую к Заслуженному художнику России, Народному художнику Чувашии Владиславу Николаеву?

Коллекционер — человек особенный
Фото из личного архива

Да, он, лауреат Государственных премий, известен во всем мире прежде всего как художник-ювелир, медальер, геральдист, создатель наградных знаков. Самые известные произведения, созданные мастером, — нагрудный знак Почетного гражданина Чувашской Республики, Должностной и Памятный знаки президента Чувашии, ордена «За заслуги перед Чувашской Республикой» и «За любовь и верность», дарственный ковш «Çул курки — На посошок». Уникальные ювелирные украшения художника из Чувашии с удовольствием принимали в дар Маргарет Тэтчер и Папа Римский, Людмила Зыкина и Надежда Бабкина… Персональные выставки Владислава Владимировича Николаева собирают сотни поклонников изящного искусства, ценителей его непревзойденного таланта. На сегодняшний день Владислав Николаев — один из лучших ювелиров России.

Но мы сегодня поговорим о коллекциях мастера — их у Владислава Владимировича несколько. И каждая уникальна и прекрасна, с каждой связаны удивительные истории, в том числе и мистические.

— Все мы немного коллекционеры. Самая дорогая коллекция каждого из нас — коллекция впечатлений — от путешествий, встреч с прекрасным, общения с хорошими людьми…

— Согласен. Дух собирательства чего-нибудь особенного, редкого многим знаком с детства. Ну кто не собирал марки или наклейки на спичечные коробки, значки, открытки с изображением городов? Я начинал со спичечных этикеток. И всю жизнь что-нибудь собираю. Мне кажется, окажись я в пустыне, и там найду, что коллекционировать, — песчинки разной формы, например. Самой серьезной стала коллекция царских наград. Много лет собирал медали, ордена, георгиевские кресты. Вместе с наградами коллекцию пополняли жетоны военнослужащих, призовые часы с персональными надписями, «За отличную стрельбу», например. Старинные бинокли, включая очень красивый французский бинокль. И, конечно, оружие!

— Оружие — тоже ваша коллекционная страсть?

— Не могу сказать, что оружейная коллекция у меня большая, но есть очень интересные экземпляры. Буквально на днях приобрел ружье 1856 года. Редкая вещица — абордажное ружье типа «тромбон», есть несколько пистолетов, пулемет Дегтярева и автомат Калашникова…

— Ощущение, что я не в мастерской художника на 17 этаже современной высотки, а в серьезном краеведческом музее… Какие здесь экспонаты — редчайшие!

— Из редчайших — Библия Семеновского полка. Ее заказали в честь 50-летия священника полка. Очень ценная книга — в бархатном переплете с позолотой. Есть и уникальные иконы, старинные серебряные лампадки. Почетное место иконе Александра Невского — святому покровителю ювелирных дел мастеров. Надо сказать, наша семья из рода священников…

— У вас большая коллекция самоваров!

— Самовары и колокольчики появлялись сами собой. Раньше моя мастерская была в подвале, а там большая полка, которую я заполнил самоварами, а над ней развесил колокольчики. Старался покупать разные самовары и колокольчики, чтобы они не повторялись по виду и форме. А вот бульетки или, как их еще называют, бульотки я собирал осознанно. Редкая вещица! Она похожа на чайник и самовар, но походные, каретные. Их брали с собой в карету, чтобы в дороге побаловать себя чаем. Поэтому к каждой бульетке прилагается спиртовка. Из этих изящных и дорогих сосудов кто угодно мог пить чай — и именитые дворяне, и государственные деятели. У каждой вещи своя история…

— Если бы я была экскурсоводом, то сейчас самое время было бы сказать: центральное место в выставочном зале занимает коллекция старинных чувашских украшений…

— Сегодня это самая дорогая моя коллекция — старинные суваро-чувашские предметы, одежда, украшения. Есть у меня серебряная гривна 10 века, серебряные браслеты 13 века… Много национальных украшений — головные уборы, серьги. Я их собираю, восстанавливаю, реконструирую...

— В 2013 году вам была присуждена Государственная премия за создание коллекции «Возрождение суваро-булгаро-чувашского ювелирного искусства». Откуда возник интерес к истории сувар?

— Я уже занимался чувашскими национальными украшениями и вдруг буквально получил знак, что мне необходимо продолжать. Мой дед погиб в 1941 году. Бабушка долго искала, где он похоронен. Сын Алексей помог найти сайт, где мы разыскали похоронку и место захоронения деда. И вдруг мне приснилось, что дед как будто зовет меня. Я поехал на Украину к его могиле. Привез останки деда в Чувашию. Мы перезахоронили его на родине в Цивильске. И вдруг выяснилось, что номер госпиталя, где умер дед, совпадает с кодом национальности «сувары» в ре­естре квалификации народов — 1191. Для меня это стало потрясением и укрепило в стремлении работать в этом направлении дальше. В своей работе я применяю древние суваро-булгарские технологии: зерни (техника украшения ювелирных изделий круглыми гранулами золота или серебра), скани (техника плетения тончайших нитей из драгоценных металлов и составления из них ажурных узоров) и чернение. Работа по созданию уникальных ювелирных изделий вдохновляет! Я делаю бухтированные браслеты, серьги-обереги «лунницы» в виде месопотамского креста, в форме гребешка — и все на основе суваро-болгарской темы. Сейчас идет подготовка к очень сложной работе — задумал сделать необычные суварские серьги.

— А есть у вас как коллекционера любимые места — исторические или антикварные?

— С друзьями, единомышленниками мы часто выезжаем в древние города Сувар и Биляр на поклонение нашим предкам. И даже здесь, у себя в мастерской, я установил столб памяти предков — юба. Здесь поминают своих предков все, кто приходит ко мне и хочет это сделать. Самое святое в жизни — это наши предки… Раньше очень любил бывать на Арбате и в Измайловском парке. Ездил специально в Москву гулять по антикварным лавочкам.

— Коллекционер — человек особенный или собирателем может стать абсолютно любой желающий?

— Конечно, коллекционер — это не Плюшкин, который несет домой все, что попадается на глаза. У меня был такой знакомый, называл себя коллекционером. Я его спрашиваю: «Серега, ты что собираешь?» А он отвечает: «А что у тебя есть?» Все-таки коллекционер — это человек увлеченный, влюбленный в свое дело. А еще у него должен быть пытливый ум — сколько всего нужно перечитать, узнать, чтобы не быть дилетантом, а глубоко, серьезно разбираться в истории, нумизматике, многих других науках… Когда чем-то занимаешься, обязательно появляются друзья по интересам. В Чебоксарах у нас было целое сообщество коллекционеров. И, конечно, это дорогое удовольствие — собирать что-то уникальное…

— Успех, удача приходят не ко всем…

— Все в этой жизни достигается большим трудом. В работе, спорте, творчестве… Всю жизнь я пахал очень сильно… Работа ювелира — очень трудоемкий процесс. Заготовки к изделиям делать сложно, долго… Вот сейчас делаю шарики размером меньше половины миллиметра! А еще я все время постигаю что-то новое в своем мастерстве, даже научился изготавливать бисер!

— Если называть имена людей, счастливых обладателей ювелирных украшений Вячеслава Николаева, список будет очень длинным. Здесь и руководители страны, и не только нашей, и артисты, и политики, и олимпийские чемпионы…

— Национальные украшения всегда вызывают интерес… А я всегда искренне радуюсь, когда мое изделие вызывает восхищение или когда грудь чемпиона украшает медаль, созданная моими руками, по моему эскизу. Когда я привез на выставку «Большая Волга» в Казань свою коллекцию, там все в восторге были и даже звали остаться на кафедре, мастерскую предлагали. Но я вернулся к себе — люблю я Чувашию!

— Предметы старины и предметы искусства несут одинаково положительную энергию? Вам не бывает тяжело среди такого количества раритетных, старинных вещей?

— Напротив, каждая вещь сделана руками мастера, в нее вложена мощная положительная энергия, я это чувствую. Мне очень легко работается в моей мастерской. Здесь потоки творческой энергии, она меня наполняет, и мне хочется работать. Я так увлекаюсь, что могу не останавливаться, сутками не вставать из-за стола. Забываю обедать. А все потому, что эта работа — любимая… Вообще, любое искусство несет положительные эмоции. Исключение составляет разве что «Черный квадрат» Малевича — именно своей безысходной чернотой.

— У каждого Мастера должен быть ученик!

— Мой самый главный и любимый ученик — сын Алексей. Он очень хороший художник. И тоже увлечен историей своего народа. У Алексея есть картина «Сувары не умирают, они улетают в небо». Символично… Мое личное клеймо ювелира в виде лебедя… Алексей тоже занимается ювелирным искусством, хотя на сегодня живописец и историк в нем побеждают… Но если говорить об учениках, конечно, в разное время у меня было немало учеников.

■■■

После общения с Мастером, настоящим коллекционером, я не готова призывать вас встать в ряды увлеченных собирателей. Каждый сам делает свой выбор. Но в пользу этого интересного занятия приведу еще несколько фактов. Известно, что Юрий Гагарин собирал кактусы. В мире есть люди, которые собирают пакетики сахара и старинные фотоаппараты, обертки от жвачек и столовое серебро, книги, картины, кукол, фигурки слоников, кошечек, поросят… И как гордятся своими сокровищами! А еще коллекционеры меньше остальных подвержены депрессиям и легче переносят стрессы. Кстати, Владислав Владимирович Николаев — улыбчивый, доброжелательный, гостеприимный человек с очень доброй энергетикой и отличным чувством юмора. Спасибо ему за встречу!

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру