В столице Чувашии пройдет Международный оперный фестиваль

Фестиваль носит имя нашего прославленного земляка, народного артиста Советского союза Максима Дормидонтовича Михайлова. Об особенностях 31-го фестиваля, который пройдет с 19 по 28 ноября, рассказывает главный дирижер Чувашского государственного театра оперы и балета, заслуженная артистка России, заслуженный деятель искусств Чувашии Ольга Нестерова:

В столице Чувашии пройдет Международный оперный фестиваль

— В этом году фестиваль проходит в лучших традициях оперных фестивалей. Он откроется премьерой оперы «Алеко» Сергея Рахманинова. В 2023 году композитору исполнится 150 лет. Необходимо отметить, Рахманинов очень редко звучит на оперной сцене — он в первую очередь симфонист, у него огромное количество потрясающих произведений для фортепиано с оркестром и просто для фортепиано. Сергей Рахманинов — великолепный пианист, глубокий, интересный музыкант, у него свой неповторимый стиль, индивидуальный почерк. Когда ты его слушаешь, как будто время останавливается, тебя охватывает такое блаженство… Его музыка словно уносит тебя на ласковых волнах, ты хочешь слушать ее бесконечно.

Кроме того, в «Алеко» артистам можно выразить себя в полной мере. Конечно, в первую очередь я имею в виду народную артистку Чувашии, уникальную певицу Маргариту Финогентову. Ее талант, ее способность перевоплощаться на сцене, ее потрясающая работоспособность, бесконечный труд восхищают. Я большой поклонник таких талантов! Слушая ее, ты понимаешь, что соприкасаешься с настоящим искусством. Шаляпин говорил музыкантам: «Друзья, вы играете ноты, а надо играть музыку!» Маргарита Финогентова — это всегда очень глубокая, искренняя музыка. Свои партии она исполняет на высочайшем техническом и эмоциональном уровне. Прекрасно, что у нас есть такие гениальные личности. Это такое счастье — видеть и слушать ее…

— И счастье, что она наша!

— Безусловно! Маргариту приглашали в разные театры, предлагали более выгодные условия… Но она преданна нашей республике, что говорит о силе ее характера…

— Какую еще особенность можно отметить для фестиваля этого года?

— Одна из очень приятных особенностей — возможность встретиться с нашими друзьями, талантливыми исполнителями, уже полюбившимися искушенному чебоксарскому зрителю. На сцене нашего театра выступит потрясающий певец из Самары, заслуженный артист России Василий Святкин. Этот великолепный баритон покоряет тембром невероятной красоты и силы, лавиной мощного звука. Он исполнит партию Риголетто в опере Верди. Солист Мариинского театра, уникальный бас-баритон Александр Краснов исполнит партию Эскамильо в опере «Кармен», в гала-концерте — арию Летучего голландца из оперы Вагнера. Мне посчастливилось слушать его блестящее исполнение в Москве, я очень долго находилась под впечатлением. Заслуженный артист Татарстана Нурлан Бекмухамбетов из московского театра «Новая опера», легкий, искрометный, с большим чувством юмора, будет блистать в партии Герцога в опере «Риголетто».

Пожалуй, главная особенность фестиваля — настоящие звезды оперной сцены, которые составляют гордость оперного искусства. Мы давно мечтали пригласить заслуженную артистку России Акунду Кулаеву. На сегодняшний день Акунда — лучшая Кармен во всем мире. Всякий раз, когда она исполняет партию Кармен в Большом, в театр невозможно попасть, там аншлаги, зрители с упоением ждут встречи с этой великолепной артисткой. Еще один желанный гость — заслуженный артист России, солист Мариинского театра Аскар Абдразаков; он исполнит партию Базилио в опере «Севильский цирюльник» Россини. Мы часто наблюдаем его выступления по центральному телевидению, огромная радость увидеть его живьем. Партия наполнена юмором, потрясает ювелирной, отточенной техникой.

Программа фестиваля составлена так, что мы открываем фестиваль русской музыкой, оперой Сергея Рахманинова, затем зрителей ждет вершина творчества Джузеппе Верди — опера «Риголетто», одна из самых любимых опер во всем мире — «Кармен» французского композитора Жоржа Бизе, комическая опера «Севильский цирюльник» Джоаккино Россини. В гала-концерте прозвучит Вагнер, много Вагнера! Партии Андре Шенье и Мадлен из оперы «Джордано» исполнят солист Большого театра Сергей Радченко и наша замечательная солистка Елена Соколова. У Елены очень красивый, уникальный, объемный голос, центральное сопрано.

— Пандемия помогла собрать такой звездный состав оперных солистов?

— В какой-то степени да. Но будет очень грустно, если зрители не смогут прийти к нам из-за этой пресловутой пандемии, увидеть и услышать таких потрясающих артистов… Мы записываем все спектакли, выставляем их на сайте театра. Но пока наша задача — блестяще сыграть все спектакли, чтобы качество их было высочайшее, чтобы все артисты получили огромное эстетическое, художественное удовольствие от работы именно в нашем театре, в обрамлении наших солистов, оперного хорового коллектива, нашего оркестра.

— Ольга, а вы можете выделить композитора, который абсолютно ваш по духу, эмоциональной наполненности?

— Сергей Рахманинов — очень близкий мне композитор. По своему первому образованию я пианист, а основной его жанр — фортепианная музыка. Но в процессе работы дирижером я поняла, что люблю того композитора, которого в данный момент исполняю… Иду дирижировать Верди — я вся в этой невероятной музыке, ее можно сравнить с бескрайним морем. А музыка Моцарта — это бисер, жемчуг, алмазы, она должна быть исполнена идеально точно, ювелирно. С Чайковским ты должен очень тонко, психологически точно прочувствовать каждый образ. Искусство — это счастье. Мы все становимся духовно богаче, прикасаясь к искусству. Но именно оперное искусство позволяет обнажать все чувства до крайности, помогает дать абсолютную волю эмоциям.

— Вы репетируете, готовите произведение к постановке. Когда возникает уверенность, что спектакль состоялся?

— Нет такой уверенности. Никогда! Это живой процесс. Мы все очень зависим друг от друга — это же коллективное творчество. Всякий раз я иду дирижировать с чувством творческого волнения — как мы все выстроимся, как все сложится? И всегда приятно наблюдать перевоплощение наших артистов на сцене, их искренность, самопожертвование, потрясающую эмоциональную отдачу. Иван Снигирев, Татьяна Прытченкова, Маргарита Финогентова, Елена Соколова, другие артисты во время спектакля добавляют еще больше эмоций, страданий, чувств, вносят еще больше ярких красок…

— Геннадий Рождественский говорил о дирижере, что он ласковый диктатор…

— Геннадий Николаевич также говорил: «Если ты увидишь хоть одного человека в оркестре, который дышит, чувствует так же, как ты, это уже победа!» Объединить музыкантов очень непросто. В нашем оркестре очень талантливые, профессиональные музыканты, все они заинтересованы в качественном исполнении. Бывают моменты, особенно во время репетиций, когда их трудно собрать. Срабатывает принцип домино — у кого-то выпала нотка, и порушилась вся гармония. В такие моменты помогает опыт, мастерство. И, безусловно, выручает музыка, она дает крылья, вдохновение, энергию… Дирижер настраивает, ведет, объединяет, чтобы была единая пульсация…

— Что вы не приемлете в музыкантах? Какие качества не позволяют подняться до уровня профессионального мастерства?

— В музыканте и вообще в человеке должна быть элементарная профессиональная совесть, желание каждый день работать над собой, развиваться духовно, оттачивать свое мастерство. И за физическим здоровьем необходимо строго следить. Чувство ответственности — самое важное, пожалуй.

— Готовясь к интервью, я обнаружила интересную дату: 5 декабря исполняется 105 лет со дня рождения Вероники Дударовой, первой российской женщины-дирижера. Ее пример вдохновлял вас на выбор профессии?

— Я не думала быть дирижером, но я всегда знала, что буду музыкантом. Музыка — это моя жизнь. С самого раннего детства я не помню себя отдельно от музыки. В детском саду я ни на минуту не отходила от музыкального руководителя. В школе-интернате имени Г.С. Лебедева, где я проучилась три года, меня окружали замечательные педагоги. Когда я впервые увидела фортепиано, не могла оторваться от инструмента, занималась бесконечно! Брала тяжелые клавиры и старалась читать с листа. А еще мне посчастливилось бывать в доме Германа Степановича Лебедева, с семьей которого дружила моя мама. Его рояль, строгий кабинет, сам талантливый композитор оставили очень сильные детские впечатления. Когда мне исполнилось 10 лет, мы переехали в Сибирь, свое музыкальное образование я продолжила в специальной музыкальной школе при консерватории в Новосибирске. В это же время там занимались такие выдающиеся музыканты, как Максим Венгеров, Вадим Репин. Затем я училась в Новосибирской консерватории, в Чувашском государственном педагогическом университете имени И.Я. Яковлева, где студенткой участвовала в Первом всероссийском конкурсе пианистов и заняла первое место. Продолжила образование по специальности «Симфонический дирижер» в Нижегородской консерватории. Но любовь к музыке, конечно, от мамы. Моя мама Алевтина Никитична Нестерова — очень талантливый человек, член Союза писателей. У нее потрясающе красивый голос! И этот дар передался моему брату Федору Казанову, артисту Государственного ансамбля песни и танца. А я занимаюсь голосами других, раскрываю потенциал наших вокалистов. И это очень интересная и благодарная миссия!

— Расскажите о ближайших планах театра. У симфонического оркестра скоро юбилей?

— Да, 17 мая симфоническому оркестру исполнится 90 лет. В 1929 году в Чебоксарах открылось музыкальное училище, через три года из студентов и преподавателей этого учебного заведения был организован один из первых в Поволжье симфонических оркестров. К этому юбилею мы готовим серию концертов, которую откроет Рождественский концерт из произведений Иоганна Штрауса. В феврале состоится концерт чувашской национальной музыки. В марте прозвучат произведения русских композиторов — Рахманинова, Чайковского, Глинки. Апрельскую программу мы посвятим европейским композиторам — сыграем Вагнера, Верди, Пуччини, Леонкавалло. 17 мая приглашаем всех на финальный концерт, куда войдут лучшие произведения всех четырех юбилейных программ.

— Генрих Нейгауз заметил: «Звук должен быть окружен тишиной». В чем вы находите для себя отдохновение, тишину, которая позже снова заполнится музыкой?

— Я верующий человек. Вера, молитва дают мне силы и делают бесстрашной. Я очень дорожу своей семьей, мамой, мужем, сыном, братом… Они очень меня поддерживают, их успехи вдохновляют. Природа, Волга, наши приволжские леса — это места особой силы и энергетики. Очень люблю живопись, классическую литературу — Александра Пушкина, Антона Чехова. А еще… все-таки работа, музыка, без которой я себя просто не мыслю!

— Через несколько дней нас всех ждет невероятный праздник классической музыки…

— И я с удовольствием приглашаю всех испытать это счастье — прикоснуться к этому уникальному источнику… На нашем фестивале прозвучит лучшая музыка в исполнении лучших музыкантов России!

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №47 от 16 ноября 2021

Заголовок в газете: Музыка, которая вдохновляет

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру