В Чебоксарах чествовали победителей республиканского конкурса «Семья года» и трудовые династии региона

Полвека на одной сцене

Общий трудовой стаж семьи Павловых — Ивановых составляет 251 год. С удовольствием перечислю всех артистов, музыкантов этой великолепной творческой династии: заслуженный артист России Василий Иванович Павлов; заслуженные артисты Чувашии Фаина Ивановна, Николай Иванович и его жена Раиса Рукавишникова; племянники Василия Ивановича — Виктор, Андрей, Анна и ее муж Дмитрий.

Полвека на одной сцене

Удивительна судьба Василия Павлова, любимого артиста многих поколений зрителей Государственного театра юного зрителя! Обладатель высочайших званий и наград в области культуры и искусства, народный артист Чувашии и заслуженный артист России Василий Иванович родился в чувашской глубинке — в деревне Кудеснеры Урмарского района. С любовью и нежностью он вспоминает детство, родные места.

— Василий Иванович, столько одаренных личностей в вашей семье! Таланты детям передались от родителей?

— У нас дома была необыкновенная атмосфера. Родители Иван Павлович и Лидия Степановна были мудрыми людьми, никогда нас, шестерых своих детей, не ругали. Мы сами старались помогать им по хозяйству, работали в колхозе. Вместе с братом мы самостоятельно могли затеять генеральную уборку в доме, стирали, мыли полы, ходили в лес по четыре — пять раз в день за кормом для коровы, за ягодами и грибами. В нашей семье всегда звучали песни. Мама печет хлеб, обед готовит — поет. У нее был абсолютный слух и очень красивый голос. К ней часто приходили девушки, просили научить обрядовым песням. И мама пела для них и плач невесты, и свадебные песни, и детские колыбельные… Сестра Фаина после школы поступила в Канашское педагогическое училище на музыкальное отделение по классу скрипки. Ей нужно было регулярно заниматься. Но где взять инструмент? Денег в семье немного — папа работает в колхозе, мама — в клубе, ее зарплата — тринадцать рублей. Знаете, что сделали наши родители? Продали корову и купили Фае скрипку! И самый первый, осознанный эпизод моего детства тоже связан с музыкой. Мне было года три. Ночью я проснулся от чарующих звуков прекрасной музыки. Ночь, тепло, темно, звучит красивая песня — поют мои старшие сестра Фаина и брат Михаил. И так хорошо, так покойно у меня на душе, такое блаженство! Они пели «Санта Лючию»! Удивительно! У наших соседей, с которыми мы очень дружили, были патефон и пластинки. Сколько замечательных произведений мирового искусства могли мы слушать! Других источников не было. Радио появилось позже, о телевидении речи вообще не было…

— Детство — чудесная пора… Чем вы увлекались в школьные годы?

— Конечно, я участвовал в школьной самодеятельности. Помню, как в клубе со сцены читал сказку. Зрителям очень понравилось. Очень любил рисовать. Бумаги не было, мы рисовали на обратной стороне фотобумаги — с открыток срисовывали портреты космонавтов. Я выпускал школьную стенгазету и мечтал стать художником. Помню, брат Михаил, уже студент, подарил мне набор цветных карандашей и книжку с цветными картинками «Веселая семейка». Счастливее меня не было никого на всем белом свете! К нам в деревню часто приезжали артисты, ночевали у нас дома — мама работала в клубе. В классе шестом я побывал в столичном театре на спектакле «Летние вечера». Сказать, что я был очарован, заворожен — ничего не сказать. Я по-настоящему, всем сердцем полюбил театр… Как оказалось, навсегда!

— Как началась ваша история с театром?

— Сестра Фаина, к тому времени уже артистка музыкально-драматического театра, пригласила меня на выходные в Чебоксары. И так получилось, что меня, учащегося школы, позвали на прослушивание в театр для детей и юношества. Первой мыслью была: «А как же школа? Мне еще десятый класс заканчивать…» Я очень волновался, не знал, что буду читать? Прочитал басню Крылова «Свинья под дубом» из школьной программы. Татьяна Морева попросила: «А теперь представь, как говорит свинья, как говорит дуб?» Я еще раз прочитал. Спел песню, станцевал. Потом мне предложили разыграть сцену с тушением пожара… Как же я удивился, когда услышал: «Отлично! Завтра можете выходить на работу». Так я остался в театре. На полвека остался!

— Вашу театральную биографию можно назвать очень успешной и счастливой. Как складывалась ваша актерская судьба в первые годы работы?

— Сначала я помогал монтировщикам сцены… В первое время приходилось нелегко. Жить было негде — ночевал в фойе. Поставишь два кресла рядом, укроешься пальто. В пятой комнате была электроплитка — можно вскипятить чай. Иногда ночевал у брата, у них с женой был небольшой домик на Второй Казанской. Такой крошечный, что там помещались только кровать и небольшая печка. На кровати спали брат с женой и грудным ребенком, под кроватью — мама и сестра жены. Когда я устанавливал небольшую раскладушку, в комнате места совсем не оставалось. Потом брату дали общежитие, правда, вахтер меня туда не пускал, нужно было проявить такую изобретательность… Я мыкался, но не страдал! Это было замечательное время! Замечательное! Я мог жить без еды, без сна, без комфорта. Лишь бы попасть в театр! Я не пропускал ни одного спектакля. Артисты для меня были как небожители — прекрасные, талантливые и недосягаемые…

— А когда пришло осознание, что и вы — артист?

— Через месяц работы в кукольном театре мне дали роль пажа в спектакле «Золушка». Это такое волшебство — оживить куклу, наделить ее душой. Татьяна Григорьевна Морева была невероятным режиссером. Учила нас, молодую поросль, не только основам театрального искусства, но и культуре поведения. Приглашала нас к себе домой, давала читать книги, много разговаривала с нами. И мы очень старались! В 1971 году меня пригласили на работу в Театр юного зрителя. Затем была служба в армии. В 1974 году я поступил учиться в культурно-просветительское училище на дирижерско-хоровое отделение. Учился с упоением — занимался вокалом, хоровым пением, сольфеджио, гармонией… Это очень светлый, радостный период моей жизни. И только к этому времени, когда появился жизненный опыт, необходимые знания, я стал чувствовать себя увереннее на сцене. Однажды меня вызвали к директору театра. В кабинете Зои Дмитриевны Ярдыковой сидел драматург Николай Терентьев. Я не помню, о чем мы говорили. Но спустя время меня утвердили на главную роль поэта Ларина в спектакле «Разбитая любовь». После премьеры Зоя Дмитриевна сказала: «Вот теперь ты доказал, что можешь работать в театре!»

— У вас очень богатая театральная биография. Более двухсот ролей! Есть роли, которые стали для вас знаковыми, может быть, судьбоносными?

— Артист всегда мечтает о сложных ролях, хочет испытать себя в разных амплуа. Я сыграл много и трагических, и комедийных ролей. Был и отцом-деспотом, и лирическим героем, и сказочным персонажем… Играл Паратова в пьесе Островского «Бесприданница», Войницкого в драме «Дядя Ваня» Чехова, купца Прокопия Ефремова в драме Анатолия Кибеча «Ефрем хуçа», Айдара в одноименной исторической драме Петра Осипова, Бусыгина в пьесе Вампилова «Старший сын», короля Лира в трагедии Шекспира… Каждая роль по-своему дорога и очень значима. Очень люблю процесс работы над ролью, когда ты полностью погружаешься в образ, глубоко его проживаешь, стараешься не упустить самый тонкий нюанс, каждую деталь… И получаешь невероятное удовольствие! Творчеством нужно жить постоянно — в театре, дома, где-то на отдыхе, даже во сне ты продолжаешь работать. Это мучительное и божественное одновременно… Когда роль интересная, сложная, включается фантазия, импровизация. Конечно, в заданных режиссером рамках. Однажды мы играли спектакль «Сестры» по пьесе Разумовской. Очень тонкий, камерный спектакль… В один день побывали в Моргаушском, Ядринском и Шумерлинском районах. Весь день шел дождь. Сцена — прямо в поле, на телеге трактора, возле амбара. Дождь идет, а зрители не расходятся…  Такой особенной была игра актеров…

— Ваше творчество не ограничено только театральной деятельностью. Вы много работаете на радио и телевидении, занимаетесь переводческой деятельностью… Детям очень нравились «Дедушкины сказки» в вашем исполнении. Не так давно вместе с коллегой по театру Ириной Архиповой вы завершили интересный проект на Национальном радио — записали аудиокниги по произведениям чувашских писателей. Что вас наполняет, дает силы и вдохновение?

— Место силы — это моя родная деревня, мои односельчане… Я их очень люблю. Я побывал во многих местах России, был за границей, но для меня краше того места, где я родился нет нигде. Наш дом, овраг на краю леса — сакральное место. Помню, в детстве снег только сойдет, мы бежим к оврагу, чтобы босиком пройтись по остывшей и отдохнувшей за зиму земле. Родной земле! И сейчас с нетерпением жду лета, чтобы вновь оказаться там.

— Вас очень любят зрители! Знаю, что многие ходят в театр «на Павлова». А как вы определяете — какой вы артист?

— В первую очередь — ищущий. Я не могу остановиться в творческом движении. Даже во время пандемии продолжал активно работать, создал 23 творческие работы — выступил одновременно артистом, режиссером, оператором, сценаристом… Еще я могу о себе сказать, что я ответственный человек. За все 50 лет никогда не опаздывал на работу. На спектакль прихожу за два часа до начала. А вообще, самое главное для меня — жить так, чтобы не было стыдно перед родителями, детьми, вообще — перед людьми.

— Дети, внуки продолжили ваш театральный путь?

— Нет, сын Александр, дочь Наташа, трое моих внуков напрямую с театральной деятельностью не связаны. Но все они — творческие личности, изучают языки, много путешествуют…

— Василий Иванович, поделитесь творческими планами, расскажите, о чем сегодня мечтает заслуженный артист России?

— Сейчас мы выпускаем сказку «Золушка». На новогодние праздники приглашаем всех, больших и маленьких зрителей на спектакль «Морозко». Если говорить о мечтах… Очень хочу сыграть моноспектакль. Мечтаю рассказать историю Улыпа на основе чувашского эпоса, сделать работу, посвященную сонетам Шекспира… Самое главное, чего я очень хочу, — не останавливаться, чтобы творческий процесс был бесконечен, чтобы у меня была возможность радовать зрителей, вести с ними интересный, душевный, очень важный для всех для нас диалог…

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру