Новый год по древним чувашским традициям

Хел Мучи спешит поздравить

Казалось, все мы знаем про Новый год – про деда Мороза и его внучку Снегурочку, про традиции наряжать елку и водить вокруг зеленой красавицы хороводы. Знаем, что у нашего традиционного Мороза есть братья — мордовский Нишке (или Мороз-атя), марийский Йюшто Кугыза (или Холодный Старик), удмуртский Тол Бабай с внучкой, сотканной из снежинок, Лымы Ныл. В Татарстане и Башкирии с Новым годом поздравляет главный волшебник Кыш Бабай. В Карелии живет самый молодой из новогодних дедушек — Паккайне. В ямальской тундре проживает Ямал Ири, в Бурятии — Сагаан Убгэн (или Белый Старец). Якутский дед Мороз Чысхаана живет возле Оймякона, полюса холода Земли.

Хел Мучи спешит поздравить
Фото из личного архива

В Чувашии тоже есть новогодние персонажи, дедушка с внучкой — Хел Мучи и Юр Пике. Все так. И наша привычка загадывать на Новый год желания, а обязанности Дедов Морозов их исполнять — очень приятная новогодняя традиция. Но именно сейчас, накануне Нового года, мне захотелось углубиться в историю и узнать, как предки чувашей отмечали Новый год и кто исполнял их заветные желания. Экспертом в этом, как оказалось, непростом вопросе согласился выступить российский ученый, историк, культуролог, археолог, искусствовед Дмитрий Мадуров:

— Наши предки Новый год отмечали, но не 1 января. А эта дата попадала на один из праздников годового цикла, связанного с движением солнца. 22 декабря, самый короткий день в году, носил название Сетне кун — День Сета. В этот день чуваши надевали шубы шиворот-навыворот, дрова раскидывали, скамейки ломали — показывали буйство темных, разрушительных сил. 25 декабря начинался праздник Сурхури — «Плюнь на черное». Он считался днем рождения солнца. С этого дня солнце идет на возрастание. На эту дату назначали дни рождения божеств. До 25-го декабря поминали усопших, а с этого момента отмечали праздник живых. Он длился семь дней — Зимнюю неделю или Кăшарни. 1 января приходилось как раз на это время. Но это не Новый год. Новый год у древних чувашей сначала отмечался 21 марта, в день весеннего равноденствия. Но так как в это время в природе праздник еще не чувствуется — сыро, холодно, туманно, и снег еще лежит, чуваши стали отсчитывать неделю до 21 марта — кӗçӗн Çăварни, то есть «поворотная неделя». С этого момента и шел отсчет чувашского календаря. От этого дня отсчитывалось семь недель, и на возрастающую луну назначалась дата Нового года — Мăнкун или Великий день, который приходился на конец апреля — начало мая. 

— Как отмечали последний день уходящего года и как встречали наступивший год?

— В последний день года поминали предков и проводили обряд очищения «селен». Этот день назывался Калăм — «Ворота в новый год». В новогоднюю ночь на восточной горе жгли костры, чтобы поддержать солнце в этот страшный момент. У этого обряда было и практическое назначение. Наши предки заметили, что именно в эту ночь на яблони нападали пяденицы. Чтобы отвлечь бабочек-вредителей, костры жгли вдали от садов. Чуваши издревле были земледельцами и садоводами. Садоводство чуваш насчитывает несколько тысячелетий!

Под утро костры тушились. Причем огонь нужно было погасить в каждом доме. А затем старейшины приносили специальный деревянный станок и с ритуалами, молитвами раскручивали ворот и разводили Огонь Нового года. Его разносили по всей деревне. Во всех избах разжигали очаги… В каждой печи находился священный столб, куда вешали самое старое полотенце в роду — сурпан. Пекли ритуальные шарики йăва с кровью жертвенного животного. Возле печного огня происходили моления в честь Нового года. Пекли священные ритуальные хлеба — лепешки в виде коров, лошадок, уточек, крендельков. Красили яйца — символ творения нового мира. По чувашским преданиям именно из яйца произошел весь мир. Яйца не должны были быть зеленого или синего цвета. Только сакральный чистый цвет — золотисто-красноватый, поэтому яйца красили луковой шелухой. И наступало время настоящего новогоднего праздника с застольем, щедрым угощением, пивом, играми. После этого начинался новый земледельческий год — Акатуй (слово переводится как «давать жизнь»). Этот день назывался Праздником первой борозды. Вот такой цикл…

— Но откуда, в таком случае, появились мифические существа, призванные поздравлять нас с началом года, в ночь с 31 декабря по 1 января?

— Они появились в последние десять — двадцать лет назад. На самом деле, у предков чуваш таких персонажей не было.

— А какие еще традиции Нового года поддерживали древние чуваши? Например, связанные с деревом. Современный Новый год не обходится без елки…

— У чувашей известны священные деревья двух типов. Одно из них — Киреметь. Замечу, Киреметь — арабское слово, по-чувашски оно звучит ырсамай, где ырӑ — добро. На этом месте селили духов предков умерших. Если деревня переезжала на новое место, духов предков звали с собой. Киреметь — это место поминовения предков. Кладбище считалось местом нечистым. К трупам нельзя было прикасаться, на кладбище нельзя было ни есть, ни пить. Были деревья и на других священных местах. Удюк или уй чук — так назывались полевые моления. Там имена предков нельзя было вспоминать — моления были посвящены богу Турă и будущему роду, еще не родившимся детям. Там были священные деревья другого рода…

Чуваши считали, когда наступает зима, выпадает снег, в это время духи спят. Поэтому к дереву Киреметь зимой не ходят. В это время люди молились дома. Духов предков поминали через йерехи, рябиновые веточки, связанные ниточками в виде человечков в честь умершего человека. Йерех означает «наследие рода». Когда наступало тепло, снова ходили к месту Киреметь поминать предков…

С деревьями связан еще один праздник — Çинçе, День листочка. Он отмечался в день летнего солнцестояния 21 июня. На это время приходится самый пик цветения трав, природы, солнца. Его еще называли День Бога. В этот день посвящали в чувашскую веру, неофитам наклеивали листочек в честь обретения ими веры. Дома, внутри и снаружи, украшали ветками деревьев. Считалось, что в этот день выходят души умерших, садятся на веточки и празднуют вместе со всеми. Четверг у чувашей — священный день. За день до этого, в среду, поминают предков, посещают кладбища, устанавливают надгробные памятники юба, жгут костры и поют поминальные песни. Затем идут на чистое место и там поминают, приносят в жертву барашка.

— Все, о чем вы рассказываете, звучит, как сказка… И эта сказка очень далека от современных представлений о новогоднем празднике…

— Согласен. Но все-таки хочу отметить, что традиционная вера чувашей сохранилась. И в наши дни есть люди, и их немало, которые чтят историю своих предков, традиции чуваш или, как их называли раньше, до 16 века, сувар, а еще раньше савир. Но это тема для отдельного разговора. А этот разговор хочу завершить следующим: слово «чуваши» в переводе означает «миролюбивые». Пусть этот дух миролюбия, любви к миру, ко всему, что нас окружает, остается нашим главным качеством.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру