Царева бабушка

Эта часть истории, связавшая еще одной нитью Чувашский край и Россию, была как бы заретуширована в памяти народа почти на 70 лет. Никакой надобности вспоминать об этом в советское время не было, ведь речь шла о царевой бабушке.

Царева бабушка
Проект часовни в память Марии Шестовой. Фото предоставлено директором «Государственного центра по охране культурного наследия» Минкультуры Чувашии Николаем Муратовым.

Вспомнили о том, что в Чебоксарах покоятся бренные останки бабушки первого русского царя из династии Романовых, только в начале 90-х годов прошлого века, когда в России вновь открылись двери многих культовых сооружений, десятилетиями использовавшихся не по назначению. Стали строиться и новые храмы, в том числе и в Чебоксарах, для них подыскивались памятные исторические места. Одно из них оказалось нынешним сквером Константина Иванова. Именно там — между деревянным Чебоксарским кремлём и Свято-Троицким мужским монастырём — когда-то располагался женский монастырь, а позже — приходской храм, где провела остаток своих дней опальная Мария Шестова, боярыня из княжеской династии Всеволода Большое Гнездо, бабушка будущего первого царя Романова.

В смуте лет...

Появление в 1601 году в Чебоксарах Марии Шестовой явилось следствием событий, разыгравшихся в Москве после смерти Ивана Грозного. При взошедшем на престол сыне Грозного Федоре Иоанновиче страной фактически правил его шурин — брат жены Ирины — Борис Годунов. В Угличе же тем временем подрастал младший сын Ивана Грозного царевич Дмитрий, который в случае смерти бездетного и слабого здоровьем царя Федора должен был занять трон. Годунова эта перспектива не радовала, тем более, что ставку на правление Дмитрия делала оппозиция существующей власти. Девятилетний царевич в 1591 году погиб при загадочных обстоятельствах. И хотя следственная комиссия вынесла заключение, что царевич Дмитрий зарезался сам в припадке падучей болезни, крепло убеждение, что именно Годунов виновен в смерти царевича, последнего отпрыска династии Рюриковичей.

Годунов репрессирует всех, кто был близок к истории убийства и мог хоть что-то о нем знать. Особенно от жестоких гонений пострадал род Романовых, являвшихся родственниками царя Федора (Федор Никитич Романов был его двоюродным братом) и имевших полное право на царский престол. Романовы за якобы подготовку покушения на жизнь Годунова были сосланы в разные места. Сам Федор Никитич (отец Михаила Федоровича, ставшего первым царем из династии Романовых) был заточен в монастырь под именем Филарета. Между прочими репрессированными была и теща Федора Никитича Мария Шестова (бабушка будущего царя). Согласно указу Годунова она была выслана в Чебоксары, практически на окраину государства, где 2 августа 1601 года пострижена в монахини в Никольском женском монастыре. Об этом факте в своих трудах рассказывают знаменитые историки Карамзин и Соловьев. Здесь же бабушка будущего царя Михаила Федоровича и умерла. Похоронена она была в склепе под приделом храма Никольского женского монастыря.

Нашли, чтобы забылось..

300-летие Дома Романовых ознаменовалось большим событием для Чебоксар. 19 января 1913 года сюда прибыли начальник Казанской губернии Михаил Стрижевский и викарий Казанского Архиепископа, епископ Чистопольский Анастасий для производства раскопок в склепе Николаевского собора. Было осуществлено вскрытие склепа, могилы и описание останков. В процессе раскопок было найдено очертание гроба-колоды, выдолбленного из дуба, а в нем провалившаяся, сгнившая дубовая крышка гроба, где и был обнаружен истлевший костяк, принадлежащий взрослому человеку, с полуцельными волосами каштанового цвета. Волосы были заплетены в две косы и уложены несколькими рядами одна навстречу другой вокруг затылка черепа, в волосах – украшение из слюды в виде бабочки. Кости рук и грудная клетка были завернуты в черную шерстяную ткань. Ниже колен черная ткань прекращалась, на ноги были надеты чулки «важных особ древних времен», на носковой части найдены остатки кожаной обуви.

Комиссия подтвердила, что останки принадлежат Марии Шестовой, бабушке первого царя из династии Романовых. Останки были перезахоронены на том же месте в новом гробу. Никто из Романовых тогда и не предполагал, что история вновь сделает крутой вираж, и придут совсем иные времена. Никольский собор действовал еще до 1928 года, а в 1934 году храм и все его строения были снесены. Долгое время на этом месте был пустырь. В 50-х годах место захоронения «запечаталось» памятником чувашскому поэту Константину Иванову.

Знаем, да не скажем...

Идея установки часовни на месте захоронения Марии Шестовой была в начале 90-х годов ХХ века воспринята с энтузиазмом властями, священством и интеллигенцией. Правда, подвижки с тех пор произошли не ахти какие. Только в июле 2008 года администрацией наконец-то был объявлен архитектурный конкурс на создание памятной часовни. Архитекторы включились в работу, и даже был выбран проект-победитель. Его автор – архитектор Станислав Удяков в своей работе использовал образ часовни, находившейся до 30-х годов неподалеку от этого места, возле Успенской церкви, что является еще одной привязкой к местности и истории. А дальше все застопорилось — смена власти, выборы и... тишина.

Можно, конечно, сослаться на то, что празднование 400-летия Дома Романовых состоится в 2013-м, и часовню планировали поставить только к марту следующего года. Но ведь необходима большая подготовительная работа, в частности, решение вопроса о раскопках. Основой для определения места захоронения является аэрофотосъемка Чебоксар конца 20-х годов XX века. Никольский собор (в некоторых документах – храм Иоанна Предтечи) в то время еще не был разрушен. Захоронение, вероятно, находится в районе памятника Константину Иванову, на глубине около 5 метров (это рост «культурного слоя» плюс земляные работы 1950-1952 гг. выполненные в ходе закладки сквера). То есть, речь может идти о демонтаже бюста Константина Иванова, а это памятник федерального значения. А вот здесь уже возникают сложности...

Конечно, что нам сейчас до бабушки первого царя? У нас сейчас иная власть, и много разных проблем. Но в свете Программы по развитию туризма в Чувашии, о которой так долго говорилось, неторопливое решение властями вопроса строительства часовни в память Марии Шестовой выглядит симптоматично.
P.S.
Есть в Чебоксарах и еще один артефакт, связанный с пребыванием Марии Шестовой в Никольском девичьем монастыре. Это икона-парсуна "Житие Царевича Димитрия". Полагают, что Шестова заказала икону со сценой трагического события 1591 года в Угличе, обвиняя Бориса Годунова в цареубийстве. Может быть, подобные изображения были и у других членов фамилии Романовых, так как одно сходственное изображение царевича Димитрия, полученное из Ярославской губернии, находится в Московском историческом музее. Икона-парсуна «Житие царевича Димитрия», находящаяся ныне в храме Рождества Христова, является списком XVIII века. Произведение является примером обращения иконописца XVIII в. к новой основе — холсту.
 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру