Власти Чувашии выступают за «карманных» мэров городов

Парламентская оппозиция проиграла «битву за города»

Первая после каникул сессия Госсовета Чувашии снова продемонстрировала тщетность усилий парламентской оппозиции. Особенно наглядно это показал спор за выборность мэров городов. Отныне демократия – удел сельских муниципалитетов. 

Парламентская оппозиция проиграла «битву за города»

Снова дефицитный

О проекте Закона ЧР «О внесение изменений в Закон ЧР «О республиканском бюджете Чувашской Республики на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» доложила министр финансов Светлана Енилина. С учетом поправок республиканский бюджет на 2014 год по доходам составит 36,5 млрд рублей, по расходам – 40,8 млрд рублей. Дефицит казны — 14,7% (при критической отметке 15%). Государственный долг Чувашии на 1 января 2015 года прогнозируется в размере 12,5 млрд рублей.

По-прежнему львиная доля нашего бюджета – дотации, трансферты и кредиты. Депутат Игорь Моляков считает, что законопроект о бюджет выдержан в прежнем потребительско-дотационном русле. Но другого нет.

Аграрный «неуд»

Как сообщил министр сельского хозяйства Сергей Павлов, в связи с принятием Закона ЧР «О развитии сельского хозяйства в Чувашской Республике», наш АПК дополнительно должен получить 9,5 млрд рублей. Одна загвоздка – где их найти?

Депутат Петр Никифоров уверен, что выделяемых чувашским аграриям средств явно недостаточно: «Как сказал президент Путин, наш сельхозпроизводитель получает в шесть раз меньше западных, конкурировать очень трудно». Добавим сюда неблагоприятные погодные условия и изношенную на 80-90% технику. Потому и убираем одну третью часть урожая.

Тем не менее, недавнюю критику нашей аграрной отрасли, прозвучавшую из уст министра сельского хозяйства РФ Николая Федорова, вице-спикер Олег Мешков назвал однобокой, с акцентом на недостатки. «Моя оценка: мы идем в середине, не отстаем», – сказал он. Когда депутат Андрей Кулагин спросил Олега Вадимовича «Вы негативно оцениваете деятельность министра Федорова?», тот дипломатично замялся.

Сам же Кулагин настроен пессимистично: «Развитию сельского хозяйства республики не дал бы ни «хорошо», ни «удовлетворительно». Оценивать нужно не по рублям, а по тому, как живут люди, работающие на земле… То, что федеральный министр возмущен, что сельское хозяйство Чувашии не поднимается, правильно».

Вот придут китайцы

Министр экономической политики ЧР Владимир Аврелькин предложил к рассмотрению законопроект «О привлечении иностранных инвестиций в экономику Чувашской Республики». При этом Владимир Александрович утверждал, что он (закон) принимается не под сотрудничество с китайцами в рамках проекта «Волга-Янцзы». По словам министра, есть еще японцы, интересующиеся нашей электротехникой, и Кипр, который вкладывает в химическую промышленность Чувашии.

Законопроект гарантирует иностранным компаниям ряд преференций — налоговые льготы на пятилетний период, господдержку и другие. Число послаблений Олег Мешков предложил расширить, так как инвесторы «в очередь к нам не выстраиваются». С противоположных позиций выступил Андрей Кулагин: «Мы должны своих граждан ценить намного выше, чем иностранных инвесторов. Уже есть горький опыт в Амурской области, где земля на сотни лет испорчена, и ничего не растет. Чтобы ноги китайцев на обработке земли не было!.. Наших бизнесменов хотят поставить на второй план».

Оправдание «восточной» позиции Минэкономразвития ЧР было таким: «Не нужно бояться китайских рабочих, к тому же наши люди не хотят работать!» «Вынуждены идти на поклон к китайцам, если сами не можем работать», – добавил депутат Кияметдин Мифтахутдинов. Такие высказывания Игорь Моляков назвал «недопустимыми». А не спешат откликаться на новые проекты граждане Чувашии потому, что не хотят вкалывать за гроши, как жители Поднебесной, а инвесторы не приходят потому, что нет условий.

Битва за города

Больше всего копий народные избранники сломали, обсуждая два альтернативных проекта Закона ЧР «О внесении изменений в Закон ЧР «Об организации местного самоуправления в Чувашской Республике». Один внесли глава республики Михаил Игнатьев и Комитет Госсовета ЧР по госстроительству и местному самоуправлению. Второй написала фракция партии «Справедливая Россия». Губернатор за выборы глав городских муниципалитетов из рядов депутатов городских собраний и назначение сити-менеджеров на конкурсной основе. Такая схема в городах действует и сейчас. Оппозиция, которую поддерживает общественность, выступает за прямые выборы мэров и ликвидацию института сити-менеджеров, потому что они давно дискредитировали себя многочисленными коррупционными скандалами.

Аргументы республиканской власти, которые представила министр юстиции Чувашии Надежда Прокопьева, таковы. Действующая в городских муниципалитетах система местного самоуправления укрепляет вертикаль власти, что помогает противостоять ползущей угрозе «широкой американской демократии», грозящей такими же катаклизмами, как на Украине. «Зачем ломать то, что хорошо работает», – говорила министр юстиции. Политические амбиции, которые могут проявиться у избранного мэра, также пугают местных единороссов во главе с Игнатьевым. К тому же «выборность как основной демократический принцип» и в нынешней властной схеме присутствует. Правда, в сельских районах главу будут выбирать все избиратели, а в городах – только избранные в лице депутатов. Учтем, что горожане составляют около 60% населения республики.

Введение городских округов с внутригородским делением на районы и городских районов, по мнению Прокопьевой, не актуально для республики. Существенно расширены полномочия сельских поселений. Теперь они обладают 22 полномочиями – из 39 имеющихся у районных властей. Правда, с одной существенной оговоркой – часть властных полномочий не подкреплена финансово. Избранный на прямых выборах глава района возглавит местное собрание депутатов, он же будет рулить и районной администрацией. Глав сельских поселений будут выбирать (заметьте, не избирать, а выбирать! – Авт.) из числа депутатов поселения. Большинство глав администраций муниципалитетов работают на общественных началах, но этот пробел, по словам министра юстиции, можно исправить.

Позицию единороссов красноречиво озвучил депутат Петр Краснов: «Да, система сити-менеджеров плохо работает. Надо заниматься ремонтом двигателя, который пыхтит, тарахтит, но не надо его утилизировать сразу». Такая точка зрения похожа на рассуждения о «нашем сукином сыне». Представители «Единой России» упирали на то, что предлагаемая ими система органов местного самоуправления существует во многих регионах ПФО. Они заявляли, что прямые выборы мэров в районах себя оправдали, а в городах якобы нет. Позвольте, но это же двойные стандарты.

Проект фракции «Справедливая Россия» презентовал депутат Леонид Лукин: «Назначенец не может быть хозяином, он всегда будет смотреть наверх. Власть становится дальше от городского населения. Данный законопроект (вариант главы Чувашии. – Авт.) ставит крест на идее местного самоуправления в городах». У людей возникает путаница от системы органов местного самоуправления. Они с трудом понимают, кто кому подчиняется и кто главнее — глава администрации города или глава города. Возникает конфликт интересов. Глава города, как правило, директор школы или главврач больницы и формально подчиняется главе администрации города. «Или это не совсем глава города, или не совсем директор школы», – говорил депутат Лукин. У населения наступает «дикое разочарование», люди начинают думать, что от них ничего не зависит.

Оловянные солдатики

Власти позарез нужно, чтобы сити-менеджером был человеком главы, а главой — один из депутатов городского Собрания, желательно самый предсказуемый. А ведь именно конкуренция на выборах рождает сильных лидеров, уверен Лукин: «Избранный мэр не будет стоять по стойке «смирно», а зачем нам оловянные солдатики?» Конкурсные комиссии по выборам сити-менеджеров Леонид Лукин назвал элементом «управляемой демократии». К тому же административный ресурс на муниципальном уровне здорово пригодится и на выборах главы региона.

И самое главное, – по мнению депутата Виктора Ильина, проект главы Чувашии лишает городских жителей основополагающего права избирать, прописанного в статье 3 Конституции ЧР. Кроме того, оппозиция выступает за принятие закона об отзыве проштрафившегося мэра, а таковых немало.

«С учетом наименьшего зла (все-таки оно присутствует! – Авт.) вариант главы Чувашии более приемлем», – сказал лидер единороссов Николай Малов. Агитируя за свой вариант закона, власть все время апеллирует к некоему «мнению», но такого понятия в отечественной юриспруденции нет, считает депутат Моляков, в отличие от понятий «выборы» и «референдум». Депутат Кулагин сравнил выборы глав городов из числа депутатов с американской системой выборщиков, которая, как он полагает, чужда нашей демократии.

Голосование получилось предсказуемым. Проект фракции «СР» в итоге поддержали лишь 9 народных избранников, а проект Михаила Игнатьева — 34. Не приняло во внимание парламентское большинство и поправки фракции КПРФ (избирательность всех глав), озвученные депутатом Дмитрием Евсеевым. К чему приведет такая ограниченная демократия, мы узнаем уже на ближайших выборах, в которых будут участвовать жители городов республики.

Скорей всего, управлять городские мэры и сити-менеджеры будут как сейчас, по принципу «одни (сити-менеджеры) пашут, другие (главы городов) пляшут». Как выразился депутат Валерий Филимонов, теперь «мы на себе прочувствуем все формы организации органов местного самоуправления». 

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №39 от 24 сентября 2014

Заголовок в газете: Мэры: выбирать или не выбирать?

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру