Как живет Мыслец спустя 18 лет после катастрофы

Планируют ли железнодорожники ликвидацию последствий ЧП

 Катастрофа на разъезде Мыслец, произошедшая более 18 лет назад, до сих пор рождает отравленные метастазы.

Планируют ли железнодорожники ликвидацию последствий ЧП

 Напомним, что в результате аварии, произошедшей 14 мая 1996 года на станции Мыслец Муромского отделения Горьковской железной дороги, произошло загрязнение почвы и поверхностных вод дизельным топливом и фенолом.

Для ликвидации последствий аварии в 1997 году по поручению Правительства РФ от 21.12.1996 г. №АЗ-П9-41837 Министерством путей сообщения РФ были разработаны дополнительные мероприятия. В 1998 году силами ОАО «РЖД» начато строительство водопроводной сети в поселке Мыслец Шумерлинского района для обеспечения местного населения качественной питьевой водой: пробурена водозаборная скважина, проложена водопроводная сеть, введены в эксплуатацию 8 водораздаточных колонок.

Решением арбитражного суда Нижегородской области по делу №А43-1167/1997-26-49 по иску Минприроды Чувашии, оставленным без изменения постановлением арбитражного суда кассационной инстанции от 13.09.2006 г., на ОАО «РЖД» возложена обязанность по продолжению работ по «приведению поверхностных вод в первоначальное состояние». Вместе с тем, на основании результатов публичных слушаний от 29 августа 2012 года, проведенных по инициативе ОАО «РЖД», с подачи администрации Шумерлинского района было принято решение направить выделенные средства на ремонт существующих водопроводных сетей и сооружение новых сетей водоснабжения в поселке Мыслец, что противоречит решению арбитражного суда Нижегородской области. При этом какой-либо проектной и разрешительной документации в органах местного самоуправления Шумерлинского района не имеется.

Таким образом, железнодорожники хотели по минимуму отделаться от пострадавших жителей загрязненной местности.

Примечательно, что в данной истории Минприроды ЧР заняло соглашательскую позицию. Как сообщил министр природы ЧР Иван Исаев, в течение 2001-2003 гг. по договору с Министерством путей сообщения РФ в районе аварии специалисты ООО ПКФ «БИГОР» при

ГосНИИсинтезбелок (г. Москва) для уточнения границ, площади и степени загрязнения природной среды фенолом и нефтепродуктами провели геолого-экологические исследования и работы по биологическому восстановлению почв с помощью препарата «Олеоворин». В целях отслеживания процесса биовосстановления загрязненной территории в зоне аварии проводились наблюдения за состоянием подземных и поверхностных вод и почвы.

«По состоянию на июнь 2012 года, по данным Чувашской геологоразведочной экспедиции, содержание фенола и нефтепродуктов в поверхностных водах ручья Западный Безымянный не превышает предельно допустимых концентраций и приблизились к фоновым значениям. С 2009 года содержание в речке нефтепродуктов и фенолов не превышало ПДК. В 2007 году максимальное содержание фенола в ручье Западный Безымянный составляло 0,0011 мг/л, – сообщает министр Исаев. – В грунтовых водах в эпицентре аварии (в 400 м от Мыслеца) отмечается уменьшение содержания фенола в 376 тыс. раз (!) от первоначальной концентрации после аварии. Тем не менее, по состоянию на июнь 2012 года в эпицентре аварии сохраняется превышение фенола до 8 ПДК (0,008 мг/л) при ПДК для рыбохозяйственных водоемов – 0,001 мг/л. Данные концентрации фенола в 2 раза меньше по сравнению с 2011 годом. В грунтовых водах также имеется превышение нефтепродуктов до 8,2-50 ПДК для рыбохозяйственных водоемов. В сравнении с 2011 годом концентрации нефтепродуктов увеличились в 2-109 раз».

Хотя по лабораторным обследованиям почвы, выполненным в 2006 г. Чувашской государственной сельскохозяйственной академией, содержание фенола в почве непосредственно на месте аварии, на глубине 54-82 см, превышало естественный фон на 0,01 мг/кг и составляло 0,031 мг/кг. Правда, на глубине 0-54 см и 82-120 см содержание летучих фенолов не превышало фоновых значений. В колодцах содержание нефтепродуктов и фенолов отмечалось в пределах нормы (!). Загрязнение подземных вод экспертиза не отметила. Вот такая благостная картина.

Если в ближайшее время не будут предприняты решительные действия со стороны республиканских властей, ОАО «РЖД» отделается «малой кровью». А жители Мыслеца так и будут бояться пить воду из колодцев...

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №47 от 18 ноября 2014

Заголовок в газете: Мыслец: 18 лет после катастрофы

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру