Напомним, что в результате аварии, произошедшей 14 мая 1996 года на станции Мыслец Муромского отделения Горьковской железной дороги, произошло загрязнение почвы и поверхностных вод дизельным топливом и фенолом.
Для ликвидации последствий аварии в 1997 году по поручению Правительства РФ от 21.12.1996 г. №АЗ-П9-41837 Министерством путей сообщения РФ были разработаны дополнительные мероприятия. В 1998 году силами ОАО «РЖД» начато строительство водопроводной сети в поселке Мыслец Шумерлинского района для обеспечения местного населения качественной питьевой водой: пробурена водозаборная скважина, проложена водопроводная сеть, введены в эксплуатацию 8 водораздаточных колонок.
Решением арбитражного суда Нижегородской области по делу №А43-1167/1997-26-49 по иску Минприроды Чувашии, оставленным без изменения постановлением арбитражного суда кассационной инстанции от 13.09.2006 г., на ОАО «РЖД» возложена обязанность по продолжению работ по «приведению поверхностных вод в первоначальное состояние». Вместе с тем, на основании результатов публичных слушаний от 29 августа 2012 года, проведенных по инициативе ОАО «РЖД», с подачи администрации Шумерлинского района было принято решение направить выделенные средства на ремонт существующих водопроводных сетей и сооружение новых сетей водоснабжения в поселке Мыслец, что противоречит решению арбитражного суда Нижегородской области. При этом какой-либо проектной и разрешительной документации в органах местного самоуправления Шумерлинского района не имеется.
Таким образом, железнодорожники хотели по минимуму отделаться от пострадавших жителей загрязненной местности.
Примечательно, что в данной истории Минприроды ЧР заняло соглашательскую позицию. Как сообщил министр природы ЧР Иван Исаев, в течение 2001-2003 гг. по договору с Министерством путей сообщения РФ в районе аварии специалисты ООО ПКФ «БИГОР» при
ГосНИИсинтезбелок (г. Москва) для уточнения границ, площади и степени загрязнения природной среды фенолом и нефтепродуктами провели геолого-экологические исследования и работы по биологическому восстановлению почв с помощью препарата «Олеоворин». В целях отслеживания процесса биовосстановления загрязненной территории в зоне аварии проводились наблюдения за состоянием подземных и поверхностных вод и почвы.
«По состоянию на июнь 2012 года, по данным Чувашской геологоразведочной экспедиции, содержание фенола и нефтепродуктов в поверхностных водах ручья Западный Безымянный не превышает предельно допустимых концентраций и приблизились к фоновым значениям. С 2009 года содержание в речке нефтепродуктов и фенолов не превышало ПДК. В 2007 году максимальное содержание фенола в ручье Западный Безымянный составляло 0,0011 мг/л, – сообщает министр Исаев. – В грунтовых водах в эпицентре аварии (в 400 м от Мыслеца) отмечается уменьшение содержания фенола в 376 тыс. раз (!) от первоначальной концентрации после аварии. Тем не менее, по состоянию на июнь 2012 года в эпицентре аварии сохраняется превышение фенола до 8 ПДК (0,008 мг/л) при ПДК для рыбохозяйственных водоемов – 0,001 мг/л. Данные концентрации фенола в 2 раза меньше по сравнению с 2011 годом. В грунтовых водах также имеется превышение нефтепродуктов до 8,2-50 ПДК для рыбохозяйственных водоемов. В сравнении с 2011 годом концентрации нефтепродуктов увеличились в 2-109 раз».
Хотя по лабораторным обследованиям почвы, выполненным в 2006 г. Чувашской государственной сельскохозяйственной академией, содержание фенола в почве непосредственно на месте аварии, на глубине 54-82 см, превышало естественный фон на 0,01 мг/кг и составляло 0,031 мг/кг. Правда, на глубине 0-54 см и 82-120 см содержание летучих фенолов не превышало фоновых значений. В колодцах содержание нефтепродуктов и фенолов отмечалось в пределах нормы (!). Загрязнение подземных вод экспертиза не отметила. Вот такая благостная картина.
Если в ближайшее время не будут предприняты решительные действия со стороны республиканских властей, ОАО «РЖД» отделается «малой кровью». А жители Мыслеца так и будут бояться пить воду из колодцев...