Народная актриса СССР Вера Кузьмина: «Люди ждут, надо быть вовремя»

Актриса Чувашского драмтеатра отметила 94-летие

Когда мне рассказывали об этой актрисе, всегда использовали слова «невероятно красивая, талантливая, добрая». Народной артистке СССР Вере Кузьминичне Кузьминой 16 ноября исполнилось 94 года! По сей день она продолжает служить родному Чувашскому драмтеатру и любимому зрителю, которому посвятила всю жизнь — 70 лет!

Актриса Чувашского драмтеатра отметила 94-летие
Фото из личного архива

Многие ее знают как супругу народного поэта Чувашии Петра Хузангая, чьи стихи она и сегодня с большой теплотой читает на творческих встречах. Но для меня она прежде всего актриса, актриса невероятной силы. Вот и я упомянула это слово. Едва ли не ежедневно она приходит в театр, входит через служебный вход, с улыбкой здоровается с каждым, начиная с вахты. И поднимается в родную гримуборную, за родной, испытанный годами столик.

Всегда улыбаться

Занятость внушительная — сегодня она задействована в 10 спектаклях. За годы работы Вера Кузьмина воплотила сотни ролей, сотни образов из пьес русской, зарубежной классики, чувашских авторов. Крайним, как принято говорить в театре, стал небольшой эпизод в премьере спектакля «Буранная ночь», которая состоялась 20 октября. На премьере спектакля я высматривала ее сквозь пелену тончайшей ткани, удивляясь тому, что народная артистка Советского Союза, легендарная чувашская актриса выходит в спектакле в таком крошечном эпизоде. А ведь для настоящей актрисы, для истинного таланта каждая роль, даже самая маленькая, любимая. Сцена не отпускает ее, свет любит, зрители восхищаются. Еще бы, стоит ей выйти в софит, вглядеться глубокими, красивыми глазами вдаль, люди замирают. Противостоять такой мощной энергии невозможно.

«К премьере мы сшили несколько чувашских платьев, в том числе и для Веры Кузьминичны, — рассказывает швея театра Юлия Петрова. — Она всегда очень позитивно реагирует, поблагодарит каждого. Вот и новый кафтан для спектакля ей очень понравился». По словам режиссера Наталии Сергеевой, работать с актрисой Кузьминой большое удовольствие: «Она всегда очень тонко реагирует на все визуальные, символические образы. В постановке есть несколько эпизодов с использованием летящей ткани, во время репетиций Вера Кузьминична отметила эту нашу находку, очень ей понравилось. Это, конечно, приятно».

«Надо быть естественным, пластичным»

Родилась Вера Кузьмина в 1923 году в д. Яншихово-Норваши, в которой она традиционно отмечает юбилеи. Для нее родная деревня — особенное место, и люди, в ней живущие, тоже. Односельчане знаменитой землячкой гордятся, всегда ждут ее и с радостью встречают. Это сегодня ее называют трижды символом чувашского народа: она и народная артистка страны, где в единой семье жили братские народы, и символ чувашской интеллигенции, и символ чувашской женщины и матери. Но свои помнят ее улыбчивой девчонкой с кудряшками. «Мой творческий путь начинался, как у всех: я пела, играла в самодеятельности. Не сказала бы, что с детства мечтала о сцене, просто однажды захотелось попробовать себя. Из газет я узнала, что проводится набор в ГИТИС. Волновалась, ведь нас отсматривали чувашские и московские педагоги. До этого я немного играла на сцене, как мне кажется, ужасно, — улыбается актриса, — до сих пор удивительно, как я прошла и поехала в Москву. Поехала одна, в валенках и домотканом пальто. А было это в 1941 году…» Война выгнала институт из Москвы в эвакуацию. С 1941 по 1943 гг. студентка Вера работала под Смоленском, потом в Подмосковье на лесозаготовках, рыла окопы, заготавливала картофель. Есть у нее и медали: «За оборону Москвы» и «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».

Затем учеба продолжилась. По ее словам, ей невероятно повезло с преподавателями, это были великие мастера: Мария Орлова — педагог по актерскому мастерству, Михаил Тарханов, Дмитрий Данилов, Людмила Шокерова — мастер сценической речи… Любимым педагогом Вера Кузьминична называет Аркадия Немировского, он учил студентов фехтованию.

«У нас у всех одна школа — школа русского психологического театра. Без нее мы не стали бы актерами. Мы сразу ее восприняли. Педагоги были такие, что наше чувашское видение от этого соединения только расцветало, — делится актриса в одном из интервью. — Лучше этой театральной школы не создал никто и нигде. И сегодня все так же: задача, сверхзадача, для чего ты вышел на сцену, что ты хочешь сказать. Надо быть естественным, пластичным. Это же азбука. Нужно уметь хорошо разговаривать, легко двигаться. Хотя сейчас, наверное, больше времени уделяется пластике». С некоторыми педагогами впервые после окончания института она встретилась в 1974 году на первых гастролях с Чувашским драмтеатром в Москве. «Я была рада их видеть, но это был как второй выпускной экзамен», — вспоминает актриса.

О любви, театре и людях

В Чувашском драмтеатре она работает с 1947 г. и до сих пор вспоминает синее фойе театра и знакомство с труппой. С той поры с большой любовью она вспоминает роль Тани из одноименного спектакля А. Арбузова. Это была глубокая работа молодой актрисы. Критики выделяли ее в спектаклях «Деревья умирают стоя» А. Касона, «Черная Ласточка» Б. Чиндыкова, «Черный хлеб» Н. Ильбекова, «Кровавая свадьба» Ф. Гарсии Лорки и др. Одна из ярчайших ролей — Бернарда Альба в спектакле «Дом Бернарды Альбы» по пьесе Ф. Гарсии Лорки. В этой сложнейшей роли актриса смело и точно раскрыла образ матери пяти дочерей, которых доводит до эмоционального и трагического взрыва. «В юности приходилось играть и девчонок, и даже мальчишек, — с улыбкой рассказывает актриса. — Но потом было много ролей матерей. Это близко мне — переживания за детей, внуков», — рассказывает Вера Кузьминична.

Сегодня актриса смело и спокойно говорит о насущных проблемах театра, статус всесоюзной народной актрисы позволяет. По ее мнению, не хватает сильных современных драматургов, театр спасается всегда актуальной классикой: «Что можно сказать против классики! Например, Островский, который актуален настолько, как будто пишет сегодня».

Неспокойно Вера Кузьмина воспринимает то, что сегодня публика ждет лишь увеселения, поверхностного развлечения. «Лично я воспринимаю это как драму. Люди стараются не тревожить себя, ждут понятого и банального, сторонятся чего-то более сложного. А ведь театр показывает жизнь многообразную, удивляющую нас. Мы можем не замечать того, что театр подает нам в неожиданном ракурсе. Если люди не будут переживать, они отупеют. Сопереживание — это же эмоциональная потребность, — делится в одном из интервью актриса. — Люди даже в войну с радостью ходили в театр! А какая трудная была жизнь! Но театр жил. В 70-е годы вообще был театральный бум. А что — жизнь тогда была легкая? В театр валом валили. Когда мы были в Москве на гастролях, видели такой ажиотаж у входа в МХАТ. Артистов публика на улице ждала после спектакля, провожала до гостиницы пешком. В Самаре, где мы гастролировали, около театра была большая площадь. Когда мы вышли, она была полна людьми. Такого сейчас нет».

Зрителям всегда интересно, чем живут любимые артисты вне сцены. Вера Кузьминична не скрывает, что любит детективы, спорт, особенно лыжи, правда, давненько на них не вставала, живопись — создавала лоскутные картины, вдохновляясь Кандинским и Паулем Клее. Сегодня ее жизнь все та же — активная работа в театре, неизменная улыбка и свет софитов, ведь у нее «всегда одна мысль — люди ждут, надо быть вовремя и выйти на сцену».

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру