Власти про себя читают
– Ты, в основном, занимаешься одной из самых сложных проблем – борьбой с коррупцией. Почему ты для себя выбрал именно эту специализацию?
– Потому что не могу спокойно и равнодушно смотреть, как разворовываются бюджетные деньги, как совершаются чиновниками различного уровня экономические и прочие преступления.
– Ты об этом пишешь на своем сайте, в блоге. Дело как-то сдвигается с мертвой точки?
– Как правило, да. Не всегда, но все же я считаю, что власти, те , кому направлены данные публикации, их безусловно читают, есть двухсторонняя связь. Я получаю отзывы, независимо от того, хвалят мои публикации или звонят с угрозами.
– Что бывает чаще – хвалят или угрожают?
– Поровну. Я специальную статистику не веду, но за последний месяц были три звонка с анонимных номеров. Например, требовали удалить с моего блога ставший популярным в республике фильм «Колхозник», в котором не очень лицеприятно показан глава Чувашии Михаил Игнатьев. Или возьмем материал про нескромную заимку депутата Госсовета Чувашии Николая Малова. Звонившие заявляли, что не желают, чтобы данные публикации продолжались. Естественно, я все такие звонки записываю, чтобы в дальнейшем их проанализировать. Как правило, если материал кого-то задел, значит, я иду в верном направлении, сумел раскрыть правду. Такие угрозы считаю похвалой в свой адрес.
Борьба с ветряными мельницами
– А вообще, коррупция в Чувашии чем-то отличается от коррупции в других регионах?
– Коррупция в Чувашии выше, чем в среднем по России. Её масштабы здесь невозможно даже охватить. А лица, которые должны заниматься борьбой с коррупцией, ровным счётом ничего не делают. У нас есть антикоррупционный комитет при главе республики Михаиле Игнатьеве. Но о деятельности данного комитета жителям Чувашии ничего неизвестно. Нет никаких отчетов, никаких публикаций о его деятельности. Неизвестно, что они конкретно сделали для борьбы с коррупцией. Мы слышим голословные заявления главы ЧР о том, что с коррупцией надо бороться. Об этом говорится в его ежегодных посланиях, но это все как борьба с ветряными мельницами.
За время правления Михаила Игнатьева коррупция расцвела. Все больше чиновников из его окружения оказываются замешанными в различных коррупционных скандалах. Это глава Ибресинского района Николай Петров, занимавшийся махинациями при распределении жилья, это марпосадский глава Юрий Моисеев, попавшийся на крупной взятке, это и вурнарский глава Александр Иванов, замешанный в деле «Чувашавтодора», это чиновники из различных госпредприятий. Я уже не говорю о коррумпированных главах поселений, их десятки.
Все это результат полного отсутствия контроля за расходованием бюджетных средств со стороны нынешнего руководства республики. Деньги отмываются в колоссальных масштабах. Это даже не десятки и не сотни миллионов рублей, цифры намного выше.
Вспомним государственное предприятие «Чувашавтодор». Уже вступили в силу решения Ленинского районного суда Чебоксар по трем фигурантам данного уголовного дела. Они показали на допросах , что руководитель «Чувашавтодора» Александр Волков, назначенный на эту должность Михаилом Игнатьевым и входящий в его ближний круг, возглавлял преступную группу, своровавшую сотни миллионов бюджетных рублей.
Или ситуация с переселением граждан из ветхого аварийного жилья. Здесь вообще нет никакого контроля. Классический пример – село Яльчики. Местная власть переселяла граждан из ветхого жилья, при этом брала с переселенцев деньги. Люди доплачивали миллионы рублей, чтобы получить жилье, которое им полагается бесплатно. Уже пять месяцев мы пытаемся добиться, чтобы по данной теме было возбуждено уголовное дело, но все время сталкиваемся с огромным противостоянием.
Полно коррупции в сфере ЖКХ. На капитальный ремонт дома в Чебоксарах по улице 50 лет октября по документам было потрачено 3 миллиона рублей, а по факту ремонт практически не был выполнен. Жильцы полгода борются только за то, чтобы были проведены хотя бы экспертизы, не говоря уже о возбуждении уголовного дела. А факты лежат на поверхности.
Справка "МК"
<p>Ишутов Константин Александрович 30 лет, не женат. Окончил училище олимпийского резерва в Чебоксарах, Чувашскую государственную сельскохозяйственную академию по специальности «Агрономия». Администратор городского портала «Чебоксар ? НЕТ». Ведет свой блог в интернете. Известен как борец с местной коррупцией. Член общественной Молодежной палаты при Государственном Совете Чувашской Республики пятого созыва.</p>Короля играет свита
– У тебя не складывается впечатление, что глава республики просто не контролирует ситуацию? Борьба с коррупцией в Чувашии, в основном, осуществляется силами ФСБ. А из этого ведомства даже не считают нужным поставить в известность Игнатьева о предстоящих арестах его соратников. Возьмем директора «Чувашавтодора» Александра Волкова или главу Марпосадского района Юрия Моисеева. В то время, когда решение об их аресте уже практически было принято, глава республики приезжал к ним с визитом и не скупился на похвалы в их адрес.
– Абсолютно верно. Недавно в Доме правительства прошло совещание с присутствием министров, депутатов Госсовета. На нем руководитель фракции партии «Справедливая Россия» Игорь Моляков задал Михаилу Игнатьеву конкретные вопросы, которые он пообещал озвучить на очередной сессии Госсовета. Первый вопрос о том, почему с ООО «Химпром» на чебоксарскую свалку в Пихтулино вывозятся отходы производства пятого, четвертого и даже третьего классов опасности. Глава республики ответил, что ему об этом не было известно. Получается, что у нас в республике власти даже не знают о том, что творится у них под ногами. Этот пример говорит и об управлении республикой в целом.
Другой вопрос касался выделения огромных безвозвратных субсидий на улучшение жилищных условий чиновников. И кто эти субсидии получает? Приближенные лица к главе республики. Это и помощница главы Татьяна Исаева, дочка министра природных ресурсов ЧР Ивана Исаева. Она прописана в аварийном доме в Заволжье, а живет, как мне стало известно, в элитном микрорайоне в Чебоксарах, вблизи «Волжского 3». Это и сын руководителя Администрации главы Чувашии Александра Иванова — Дмитрий. Уже имевший приватизированную квартиру по бульвару Юности в доме 3, он получил безвозмездную субсидию в 1,6 миллиона рублей, т. е. фактически во второй раз получил квартиру от государства. Хотя в соответствии с российским законодательством положена только одна бесплатная приватизация.
Верно говорят: короля играет свита.
– А что можно сказать о таких характерных чертах чувашской коррупции, как кумовство и семейственность?
– Как-то Михаил Васильевич официально заявил о том, что объявляет награду тому, кто приведет факты о том, что кто-то из его родственников работает в окружении главы. Но тут речь шла лишь о родственниках Игнатьева, а не о его друзьях, кумовьях и соратниках.
Например, должность руководителя министерства финансов ЧР исполняет госпожа Светлана Енилина, начинавшая свою трудовую деятельность вместе с главой еще в бытность его министром сельского хозяйства республики.
Следующий пример – нынешний руководитель республиканского Центра труда и занятости ЧР Сергей Димитриев, бывший заместитель Игнатьева. В свое время Димитриев был назначен директором ООО «Сельскохозяйственный рынок», расположенного на улице Николаева в Чебоксарах. Там было разворовано около 100 миллионов рублей, которые так и не были возвращены. Однако Димитриев пошел на повышение и был назначен распоряжением Игнатьева на весьма прибыльную должность. И таких примеров много.
Кто девушку ужинает…
– Ты как считаешь, свобода слова в Чувашии есть?
– Свободы слова в Чувашии нет. Все, что сегодня делается в Чувашской Республике, преподносится в подконтрольных СМИ окружением Михаила Игнатьева в выгодном для них свете. Взять хотя бы освещение социально-экономической деятельности Чувашской Республики. Буквально на днях мне прислали копию документа об итогах государственного тендера по заказу Министерства информационной политики ЧР на освещение этой деятельности в федеральных средствах массовой информации, имеющих в республике региональное представительство. Тендер был «заточен» под информационное агентство «Регнум». Я считаю, что это прямое нарушение законодательства. Это, безусловно, коррупционный факт. Дело в том, что все федеральные СМИ финансируются из бюджета Российской Федерации. Это колоссальные деньги: не миллионы, а миллиарды рублей. В уставе этих изданий и так сказано, что они обязаны освещать деятельность местных властей. В то же время чувашское правительство практически покупает лояльность этого агентства по отношению к себе. Это некая завуалированная форма отката. Мол, мы не можем вам доплачивать левую зарплату, потратим бюджетные деньги по-другому. Естественно, 330 тысяч рублей, которые получил «Регнум», накладывают на агентство определенные обязательства. То есть, «кто ужинает девушку, тот ее и танцует».
– Все это как-то связано с предстоящими в Чувашии выборами руководителя региона?
– Наверняка. Сама деятельность «Регнума» об этом говорит. Последнее время это агентство неприкрыто восхваляет главу ЧР. И, как оказывается, этому есть простое объяснение. Выделение этому агентству денег из республиканского бюджета – попытка взять под контроль информационное пространство. То же самое и с ВГТРК «Чувашия». Эта телевизионная компания тоже получила несколько сотен тысяч рублей на те же цели. Я считаю, что СМИ, чтобы быть объективными и независимыми, не должны финансироваться из бюджета, они должны зарабатывать деньги самостоятельно. Если СМИ интересно и популярно, у него обязательно появится свой круг рекламодателей, которые будут регулярно размещать в нем платную рекламу. Это, кстати, и позиция Общероссийского народного фронта, которую я полностью поддерживаю.
– Как известно, ты являешься еще и членом общественной молодежной палаты при Госсовете республики. Это реальная политическая сила?
– Это всего лишь консультативный орган. Молодежная палата не может принимать какие-то конкретные решения. Она может только рекомендовать Госсовету принять какие-то поправки к законам или выйти с какой-то законодательной инициативой. В основном, это законы, связанные с молодежью. Например, одной из наших недавних инициатив, поддержанных депутатами, стало ужесточение наказания за продажу на территории республики алкоголя несовершеннолетним. Пока штрафы за это правонарушение слишком низкие.
«Мне нравится все, чем можно удивить»
– Константин, у тебя высшее агрономическое образование, а как ты попал в журналистику?
– Все началось с создания в 2008 году в Чебоксарах городского информационного сайта «Чебоксар? НЕТ». Я занялся этим проектом. Это была на то время единственная в республике электронная площадка, где люди могли бы свободно общаться, в том числе и на политические темы. Сайт перерос в полноценный интернет-портал. Необходимо было писать какие-то статьи. Эти материалы стали востребованы, их начали публиковать в печатных изданиях. Так у меня и появилась новая профессия.
– А как же агрономия?
– Я этим занимаюсь и по сей день. Сейчас активно идет огородный сезон высадки семян, пикировки рассады. У меня около тысячи сортов различных культур. Сейчас я занимаюсь рассадой острых перцев, у меня есть коллекция самых острых перцев в мире из Книги рекордов Гиннесса. Занимаюсь выращиванием экзотических, очень редких сортов томатов. Это и белые помидоры, и синие, и полосатые, двухцветные, опушенные, как персик. Мне нравится все то, чем можно удивить.
У меня есть участок в Шумерлинском районе, где я всем этим занимаюсь. Я получаю семена и из-за границы, обмениваюсь уникальными сортами и с нашими отечественными экстремальными огородниками. Каждый год стараюсь выращивать какие-то новые редкие культуры. Мне это очень интересно.
Кстати, это мое увлечение повлияло и на мою общеполитическую деятельность. Дело в том, что в свое время я пытался организовать питомник в Вурнарском районе на заброшенных землях. Были деньги, огромное желание этим заниматься и компаньоны, готовые меня поддержать. Присмотрели участок в 10 гектаров. Но, когда стали оформлять землю, столкнулись с противоборством в минсельхозе республики, которое на тот момент возглавлял Михаил Игнатьев. В результате мы сделали для себя выводы, что руководство министерства никак не заинтересовано в развитии сельского хозяйства республики, что там сидят случайные люди. Нам намекали, что участок получить «не так просто», хотя, как все знают, в республике пустуют тысячи гектаров непаханой земли. В итоге мой проект завернули.
После этого я понял, что освещать все негативное, что у нас есть, просто необходимо. Люди должны знать, кто ими руководит. А иной чиновник, если о нем написать, в следующий раз поостережется злоупотреблять своим служебным положением.