Музейно-выставочный комплекс и первый столичный музей, специализирующийся в области фотографии в России, основанный как «Московский Дом фотографии» в 1996 году правительством Москвы, совершенно отличается от Музея фотокорреспондентов в Чувашии. Да, он один из крупнейших российских музеев фотографии и мультимедийного искусства. Но там невозможно познакомиться с теми, пусть заочно, кто делал эти фотографии. Музей проводит экскурсии для муниципальных и частных школ, социальных центров, детских домов и приютов, в том числе и по билету бесплатного группового посещения. Ежегодно представляет более ста выставочных проектов в России и за рубежом. Фонды музея насчитывают более 80 тысяч оригинальных отпечатков и негативов. А люди? Фотомастера?
Центр фотографии имени братьев Люмьер, который открылся 2 марта 2010 года на территории бывшей кондитерской фабрики «Красный Октябрь» и включает в себя три выставочных зала, галерею коллекционной фотографии, книжный магазин PhotoBookPoster, библиотеку и кафе, тоже совсем не похож на Музей фотокорреспондентов в Чебоксарах. Как непохожи на него Государственный музейно-выставочный центр РОСФОТО, основанный в 2002 году Министерством культуры Российской Федерации, «Фотоцентр» на Гоголевском бульваре, Рахманинов Дворик, расположенный в самом центре Санкт-Петербурга, размещающий во время проведения фотовыставок 25-30 фотографий, Русский музей фотографии — первый фотографический музей в России, посвященный истории фотографии, жизни и творчеству всемирно известных фотографов А.О. Карелина и М.П. Дмитриева в Нижнем Новгороде.
А вот Музей истории фотографии (МИФ), основанный 18 августа 2003 года в Санкт-Петербурге по инициативе ряда частных лиц и общественных организаций, по своему наименованию, казалось бы, очень подходит к Музею фотокорреспондентов Чувашии. Но только по наименованию. Действительно. Фотографические изображения являются самой многочисленной частью музейного собрания и насчитывают около 30 000 единиц хранения. В первую очередь это винтажные отпечатки на различных видах фотографических бумаг, как разрозненные, так и в составе альбомов.
Подходит под наш, будем говорить так, своей коллекцией фототехники, включающей фотоаппараты, объективы, экспонометры, лабораторную технику, а также расходные материалы: фотопластинки, пленки, фотобумаги и фотохимию, но только, естественно, не количественно. Этот музей насчитывает более 3 000 единиц хранения.
Но в чем же преимущество нашего чувашского музея? Во-первых, он расположился непосредственно в бывшей лаборатории. И здесь все соответствует тому времени: и мебель, и аппаратура, и фотографии. А самое главное — здесь то, что мы можем не только познакомиться с аппаратурой, пленками и фотографиями, но и увидеть самих мастеров. Уже при входе на нас внимательно смотрят с громадной фотографии фотокорреспонденты республиканских, районных и городских газет. Рядом на стене большая галерея мастеров, на фотографиях которых можно увидеть практически всех, кто радовал своими работами читателей родной Чувашии. А сколько их было, наших настоящих фотомастеров? Это Вячеслав Романов и Геннадий Верблюдов, Олег Мальцев и Сергей Васильев, Георгий Зиньков и Семен Игнатьев, братья Николай Александр и Георгий Костины. Да разве всех сразу перечислишь! Кстати, в музее можно увидеть не только фотографии и биографии фотокорреспондентов, но и аппаратуру, которую они использовали в своей работе. Это, например, раритетный фотоаппарат 1959 года выпуска Юрия Ананьева.
Но надо признаться, что все это стало возможным благодаря неутомимому фотокорреспонденту издательского дома «Хыпар» Сергею Журавлеву. Известно, что просто так помещения сегодня не отдают. Только аренда. Но вот как уговорил Сергей руководство ИПК «Чувашия», руководство своего издания, чтобы оно дало возможность воссоздать Музей фотокорреспондентов. И началось.
Сергей круглыми сутками мог пропадать в бывшей фотолаборатории, которой предстояло стать музеем. Сделал ремонт, собрал раритетное оборудование, фотографии и... даже пленки. Об одном только с досадой сегодня говорит Сергей. О том, что практически невозможно сегодня добыть проявители-закрепители как для бумаги, так и для пленки, чтобы наглядно показать школьникам и студентам то, как рождается фотография.
Кстати, именно школьники и студенты являются основными посетителями музея. И их количеству могут позавидовать ведущие музеи столицы республики. Но без обиды нужно сказать, они живут в ожидании первых лиц республики и солидных гостей Чувашии. А вот в книге посетителей вы не найдете автографов персон высокого ранга. Здесь можно прочитать слова подрастающего поколения, слова написанные сердцем, душой.
Но хочется верить, что Министерство культуры Чувашии заметит наконец-то у себя в регионе музей, каких еще нет в России, ведь время ожидания того времени, когда музей закроется, пришло, ведь прекрасное, тем более сделанное сердцем, не умирает, а продолжает жить. И это должны услышать в Министерстве культуры.