Дом для Базиля Паскье

О детстве, юности, сегодняшнем служении рассуждает наместник Свято-Троицкого мужского монастыря архимандрит Василий (Паскье)

Дом… Когда человеку плохо, ему хочется быть дома. Любому человеку нужен дом. Когда мы были детьми, мы чувствовали себя в безопасности дома, окруженные любовью, вниманием и заботой. И пусть взрослые нас ругали — обиды не было ни сейчас, ни тогда. Потому что дома нас любили искренней, безусловной любовью. Какой могут любить только очень близкие люди — мама, отец. Какой всех нас любит Бог.

О детстве, юности, сегодняшнем служении рассуждает наместник Свято-Троицкого мужского монастыря архимандрит Василий (Паскье)
Фото из личного архива

Дом моего детства

Мой самый первый дом был небольшим, без удобств, отапливался углем. На 11 человек (в моей семье было 9 детей) — четыре маленькие комнаты. Но память о нем такая добрая и теплая, он до сих пор залит солнцем, улыбкой моей мамы… Помню, как однажды я набедокурил — побежал за маленькими курочками и провалился в навозную кучу. Соседка услышала мои крики и спасла меня. Я очень боялся, что скажет мама, когда увидит меня, грязного и вонючего, и на всякий случай заплакал. Когда мы плачем, мы ждем утешения. Но мама только рассмеялась. У нас был замечательный двор, в котором жили кролики, куры, морские свинки. Отец учил нас ухаживать за ними. Нам с братьями и сестрами это было в радость. Я всегда, с самого раннего детства, был близок к природе.

Новый дом

Когда мне исполнилось лет восемь, отец купил новый дом, двухэтажный, с душем и всеми удобствами. Я проживу в нем свои отроческие годы. Но очень часто, украдкой, буду бегать туда, где прошло самое счастливое время — в старый дом. Где еще жива была моя мама. Она умерла, когда мне было девять лет… Ее нет рядом, но она всегда со мной. Маму звали Марта. Она прожила 47 лет.

Дом моего друга

Это, пожалуй, самый радостный мой дом. Здесь я проводил все свое время. Дом моего лучшего друга располагался за городом, на ферме. Я с удовольствием выполнял всю деревенскую работу: ухаживал за коровами, ходил на сенокос, собирал капусту и свеклу. Зимой мы катались на замерзшем пруду, летом охотились на змей. У нас была огромная комната на чердаке, где мы устроили настоящий орнитологический музей, где собрали яйца разных птиц и энциклопедические сведения о них. До 14 лет это серьезное увлечение птицами оставалось для меня главным и очень серьезным занятием.

Первая разлука с домом

Мне было 17 лет, когда я первый раз покинул дом. Отец устроил меня на работу, где я получил свою первую зарплату, а потом отправился в путешествие автостопом. Конечно, нелегко было пуститься в дорогу одному, покидать дом, где ты чувствовал себя защищенным. Но уже тогда я знал, что не один на свете — со мной всегда рядом Бог. Первую ночь я провел за 500 км от дома. Ночевал в большом городе, меня дружелюбно укрывали кусты. Рано утром проснулся от холода, разыскал кафе с горячим кофе и круассанами. И снова в путь. Моими попутчиками были даже овцы в грузовике — такой веселой была дорога. У меня была цель — я шел в общину к моему брату. Там около ста человек занимались трудом, проводили время в молитве. Община стала школой общения и утвердила меня в моих желаниях — служить Богу. Затем я пришел в место, где было явление Божьей Матери. Здесь меня настигла гроза, сильный дождь. Я почувствовал, как нелегко маленькому человеку против стихии природы. Просился на ночлег в дом священника, куда меня не пустили. Но то был промысел Божий. Я ночевал в клубе, утром проснулся от угарного запаха, распахнул окно и с трудом разбудил уснувших там же студентов. Если бы я там не оказался, могла произойти большая беда.

Дом на ферме

В 18 лет я покидал родной дом навсегда. Я еще не знал, что будет со мной. Устроился на ферму сезонным рабочим. Легко управлялся с 80 коровами, пришлось даже принять роды. Был очень горд собой! Хозяин фермы предложил у них поселиться. Так в моей жизни появился еще один дом. Это была очень хорошая семья. Мы вместе ходили в церковь. Я поступил в вечернюю школу фермеров.

Моя первая обитель

Однажды к нам пришел работник с соседней фермы звать меня к себе в компаньоны. Я согласился, потому что мечтал работать с козами. Так я обрел еще один дом — на первом этаже жили козы, а на втором обитал я. К тому времени я укрепился в своей вере. В моей комнате стояли свечи, иконы, по радио я слушал проповеди. Я стал как отшельник в свои 19 лет. Работал пастухом, много времени размышлял и молился. Книга «Откровенные рассказы странника духовному своему отцу» поразила меня и многому научила. Я купил четки, теперь начинал молиться с молитвы Иисусовой. Не пропускал ни одной службы. Чувствовал, что Господь меня зовет. Много времени проводил в труде — научился работать с кожей, шил сандалии, сумки, мешки. На заработанные деньги купил мопед, духовные книги, инструменты. Каждое воскресенье я ездил в общину, где люди занимались молитвами, работой, миссионерской деятельностью. 60 километров в любую погоду! Чтобы ветер и дождь меня не одолели, я обертывался газетой, приобрел одежду из клеенки. Но ни разу не пропустил своей поездки. Это закалило мой характер.

Община

Я чувствовал, что община — мой дом. Около года меня одолевали сомнения — мне 20 лет, я свободен, что же мне делать? Мысли о женитьбе и семье тоже посещали меня. Но внутри себя уже знал: мой путь — к Богу, в общину. Пришло время, и я принял постриг. Этот день я не забуду никогда — 6 августа 1980 года. Мне 22 года.

Иерусалим

Сюда я приехал открывать новый монастырь. Здесь я обрел Новый Дом, Новую Родину. Это святое место в горах, где родился Иоанн Креститель, где его мать скрывала его. Эти горы видели много всего, видели Соломона, Самсона… 10 лет счастливого и трудного времени, без отопления и электричества, в тяжелом труде, в молитвах в пещерах. 10 лет настоящего духовного подвига. До той поры, как я встретил нашего митрополита и открыл для себя русский мир.

Православная церковь — мой дом

Я приехал в Россию без тыла, без поддержки. Как солдат. Но я чувствовал всем сердцем, что православная церковь — это мой Дом, моя Вера. Мой путь в России был не из легких. Не везде меня принимали радушно. Приходилось жить и в грязном доме с крысами. Были и минуты отчаянья: зачем все эти испытания? Наконец, все потихоньку обустроилось, и чувашский край принял меня. После многих испытаний я обрел свой дом в селе Никулино, где меня назначили настоятелем храма. Здесь мне было очень хорошо, меня приняли люди как своего батюшку.

Алатырь

В Алатыре поначалу я был насельником Свято-Троицкого мужского монастыря, где у меня была обустроенная по моему вкусу келья. Затем меня перевели на службу в женский монастырь, где я вновь обустраивал свой дом. А затем купил себе дом неподалеку от монастыря. Здесь я понял, что дом — это место, куда ты можешь пригласить друзей. Гости приезжали ко мне отовсюду. Я обустроил его как настоящий старинный русский дом и прожил в нем счастливо с 1999 по 2005 годы.

Храм Иверской иконы Божьей Матери

Мне предстояло построить новый дом — дом для Бога, храм Иверской иконы Божьей матери. Это означало, что из полуразрушенного здания, в котором размещался клуб, сгнили пол и потолок, надо было построить хорошее, крепкое, светлое здание. Поначалу я уходил каждый вечер домой. А потом решил продать свой дом, чтобы вложить деньги в обустройство храма. А для себя устроил помещение на чердаке. Конечно, там не было удобств, воды, ванной, но мне там было очень хорошо. Как дома.

Свято-Троицкий мужской монастырь

В 2009 году Владыка Варнава призвал меня в Чебоксары. Я тяжело расставался с Алатырем. Когда я уезжал из Франции, мне не было так больно, как во время расставания с городом, который стал мне родным. Я ехал в Чебоксары и плакал всю дорогу. Долго привыкал к новой обители. Поначалу спал на полу. Долго привыкали ко мне братья. Мне по сей день непросто — ведь отношения настоятеля с братьями должны быть как между отцом и сыновьями.

Дом

Дом — это семья, родные люди, гости, которые приходят разделить с тобой радость и боль. Дом — это особый уклад. Место, где ты чувствуешь себя хорошо и защищенно. Я строил свои дома, мои дома горели, и я вновь их обретал. И чердак, и келья в скале становились для меня домом. Надо всегда помнить: всех нас впереди ждет наш настоящий дом — дом Господа, рай. И быть к этой встрече подготовленными. А пока стройте свои дома и обретайте в них счастье!

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру